Российский союз строителей будет содействовать ограничению монополий в области энергетики
9 октября в Москве состоялась всероссийская конференция «Влияние тарифной и ценовой политики на конкурентоспособность российской экономики», организованная Торгово-промышленной палатой РФ. Целью конференции являлась выработка консолидированных предложений деловых и научных кругов по вопросам формирования и реализации государственной тарифной и ценовой политики. В работе конференции приняли участие представители территориальных торгово-промышленных палат, объединений предпринимателей, комитетов ТПП РФ, органов исполнительной власти: Минэкономразвития, Минпромэнерго, Минтранса, Минрегионразвития, Минсельхоза, Минобороны, Федеральной службы по тарифам, Федеральной антимонопольной службы, Федерального агентства по промышленности, Федерального агентства по энергетике; Совета Федерации и Государственной Думы и др. В конференции участвовали представители органов власти субъектов Российской Федерации: Кабардино-Балкарии, Республики Саха (Якутии), Чечни, Брянской, Волгоградской, Калининградской, Калужской, Мурманской, Ярославской областей, Москвы, аппаратов полномочных представителей Президента РФ в Дальневосточном, Северо-Западном, Сибирском федеральных округах — всего более 600 человек из 38 регионов России. От секции «Жилищно-коммунальное хозяйство и строительный комплекс» с докладом на конференции выступил Ефим Басин, председатель комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства и член правления Российского союза строителей. Монополии в сфере энергетики являются причиной одной из основных проблем отечественного строительства. Напомним, что строителям при возведении объектов приходится платить за подключение объекта к энергосетям (подключение одного кВт энергии оценено энергетиками в 40000 руб. при том, что за подачу электроэнергии монополиями также взимаются средства по установленным тарифам). Это не только создает дополнительные трудности строителям, но и способствует повышению себестоимости квадратного метра. Российский союз строителей, учитывая в том числе и зарубежный опыт, выступает за ограничение монополий в энергетике. По итогам обсуждения участники конференции приняли следующую резолюцию. Всероссийская конференция «Влияние тарифной и ценовой политики на конкурентоспособность российской экономики» созвана с целью выработать общенациональную стратегию, которая позволила бы перейти от преимущественно административных методов регулирования к проведению государственной ценовой политики посредством комплексной законодательно-правовой системы, учитывающей мировой опыт и национальную практику. В ходе подготовки и проведения конференции деловым и научным сообществом изучены российская практика и основные направления мирового развития ценовой политики и антимонопольного регулирования. Сформулированы основные направления модернизации российской модели тарифной и ценовой политики в соответствии со стратегическими задачами социально-экономического развития страны, поставленными в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и в решениях Правительства Российской Федерации. Учитывая рекомендации, принятые на всероссийских отраслевых тарифных съездах транспортников, строителей, работников сельского хозяйства и др., а также на региональных тарифных конференциях в Сибирском, Приволжском и Южном федеральных округах, участники конференции отмечают, что антимонопольная, ценовая и тарифная политика является одним из важнейших инструментов экономической политики государства. Однако, несмотря на значительную работу по совершенствованию законодательства в этой области, в Российской Федерации до сих пор не создана системная законодательно-правовая база по комплексной государственной ценовой политике, обеспечивающей в том числе равные условия на рынке всем хозяйствующим субъектам. К числу основных недостатков отечественной законодательно-правовой базы в области ценового и тарифного регулирования можно отнести следующее: Отсутствие системной законодательно-правовой базы и быстродействующих механизмов ответственности дает возможность недобросовестным монопольным и доминирующим компаниям с помощью неоправданного роста цен «перекачивать» в свою пользу прибыль других равноправных участников рынка и значительно влиять на динамику развития малого и среднего бизнеса, ведет к формированию цен на рынке независимо от мировой конъюнктуры только в сторону их повышения. В частности, не удается сдержать рост цен на строительные материалы, металлы, услуги ЖКХ, жилье, топливно-энергетические и сырьевые товары. Начало активного этапа либерализации электроэнергетики совпало с усиливающейся диспропорцией между дефицитом генерирующих мощностей и спросом на рынке. Либерализация рынка электроэнергии в этих условиях может привести к негативным социально-экономическим последствиям. С другой стороны, практика директивного установления экономически необоснованных заниженных оптовых цен на ряд энергоносителей не способствует внедрению передовых технологий их использования и переработки, повышению эффективности, снижению показателей энергоемкости потребления энергоресурсов. Используемые макроэкономические регуляторы снижения инфляции не эффективны в условиях постоянного повышения цен на топливно-энергетические и другие сырьевые ресурсы, ведущего к опережающему росту себестоимости продукции. Формированием цен и тарифов в разных сферах без должного согласования и координации занимаются разные министерства и ведомства федерального, регионального и муниципального уровней. Такая практика является одним из факторов, порождающих коррупцию. Политика выравнивания цен на топливно-энергетические ресурсы на внутреннем рынке до уровня мировых заведомо создает условия неконкурентоспособности отечественного бизнеса по отношению к западным конкурентам, поскольку климатические условия России требуют в 2–3 раза больших издержек по содержанию производственных и жилых помещений и на 15–20% больших затрат при эксплуатации технических средств. Принимая во внимание рекомендации секций, участники всероссийской конференции «Влияние тарифной и ценовой политики на конкурентоспособность российской экономики» считают необходимым: Разработку концепции проводить с участием Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и делового сообщества. 2.2. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в возможно короткие 2.3. Учитывая климатические условия России, разработать и принять постановление Правительства Российской Федерации о сбалансированном соотношении цен на топливно-энергетические и другие ресурсы, в том числе по климатическим поясам, обеспечивающее конкурентоспособность национальных товаров. 2.4. Ускорить принятие необходимых законодательных актов прямого действия, обеспечивающих комплекс мер по защите потребителей экономических секторов и населения от возможных негативных последствий либерализации рынка электроэнергии в условиях дефицита генерирующих мощностей. 2.5. Подготовить и принять национальную программу до 2015 г., мотивирующую широкое использование энергосберегающих технологий, улучшение структуры топливного баланса страны, уменьшение доли природного газа в энергопотреблении. 2.6. Создать систему управления государственными запасами нефтепродуктов как одного из инструментов регулирования цен на них. 2.7. Создать в 2008 г. экспертный совет по вопросам государственной антимонопольной, тарифной и ценовой политики и нормативно-правового регулирования естественных и локальных монополий с участием ТПП России, делового и научного сообщества. 3. Торгово-промышленным палатам, деловому сообществу России: 3.1. Принять участие в разработке и общественной экспертизе основных положений концепции перевода государственной ценовой и тарифной политики в сфере монопольных и немонопольных видов деятельности с административно-законодательной на законодательную основу. 3.2. Принять участие в подготовке и обсуждении проектов федеральных законов (поправок к действующим законам), направленных на совершенствование государственной ценовой и тарифной политики. 3.3. Принять участие в выработке и реализации мер по широкому внедрению энергосберегающих технологий, повышению конкурентоспособности товаров и услуг за счет снижения издержек, повышения эффективности производства и использования топливно-энергетических ресурсов.
- образование цен (тарифов) в Российской Федерации происходит, как правило, не по нормам федеральных законов прямого действия, а по многочисленным подзаконным актам, опирающимся на показатели, достоверность которых не всегда достаточно обоснована;
- в условиях свободного цено-
образования отсутствует система за-
конодательно-правовых норм, обеспечивающая гибкими рыночными механизмами влияние на формирование цен в немонопольных секторах экономики;
- существующие инструменты экономической ответственности малоэффективны, не гарантируют исключения повторных нарушений установленных правил.
1. Просить Президента Российской Федерации:
1.1. Поручить Правительству Российской Федерации разработать и утвердить концепцию перевода государственной ценовой и тарифной политики в сфере монопольных и немонопольных видов деятельности с административно-законодательной на законодательную основу.
1.2. Рассмотреть возможность и целесообразность создания в структуре исполнительной власти единого органа по проведению сбалансированной ценовой и тарифной политики в монопольных и немонопольных секторах экономики.
2. Просить Правительство Российской Федерации:
2.1. При разработке концепции перевода государственной ценовой и тарифной политики в сфере монопольных и немонопольных видов деятельности с административно-законодательной на законодательную основу предусмотреть:
- разработку и принятие в течение 2008–2010 гг. пакета законодательно-правовых актов прямого действия, обеспечивающих государственную ценовую и тарифную политику в монопольных и немонопольных секторах экономики рыночными инструментами, с механизмами, исключающими повторные нарушения установленных правил;
- обеспечение равных условий для всех субъектов рынка и конкурентоспособность национальных товаров;
- обеспечение такого уровня цен и тарифов, который гарантировал бы не только возмещение обоснованных затрат производителей (поставщиков) энергоресурсов, но и накопление средств для развития производства (генерации, добычи) и инфраструктуры поставок энергоресурсов;
- гарантии социальной защиты населения.
сроки:
- проекты федеральных законов «О сверхприбылях» и «О неоправданном повышении цен», соответствующие поправки в административное и уголовное законодательство, предусматривающие санкции в размерах, исключающих повторные нарушения;
- проект федерального закона «О товарах и услугах общеэкономического значения и ценообразования на них»;
- поправки в действующее законодательство о бухгалтерском учете и аудите, устанавливающие правила формирования структуры затрат, ответственность аудитора и другие нормы, позволяющие достоверно определять себестоимость и норму прибыли хозяйствующих субъектов.
Автор: по материалам редакции Дата: 20.10.2007 «Федеральный строительный рынок» № 64 Рубрика: *** |