Национальный проект: стратегия массового строительства жилья
17 сентября Владимир ЯКОВЛЕВ, бывший на тот момент и. о. министра регионального развития России, дал в Москве в пресс-центре газеты «Комсомольская правда» пресс-конференцию на тему «Национальный проект: стратегия массового строительства жилья». Несмотря на то, что это была последняя встреча с журналистами Владимира Анатольевича в ранге главы федерального ведомства, предлагаем вниманию читателей основные озвученные им данные. Как отметил Владимир Яковлев в начале пресс-конференции: «Безусловно, строительство жилья является одним из наиважнейших вопросов и в моральном, и в политическом, и в экономическом плане. И поэтому не случайно появилось поручение президента и правительства о создании программы по массовому жилищному строительству как стратегии». Для справки и. о. министра привел некоторые статистические данные по строительству. В советское время в середине 80-х гг. в Российской Федерации в составе СССР ежегодно вводили в эксплуатацию около 76 млн. кв. м жилья. А в 2000 г. эта цифра сократилась до 30–32 млн. кв. м. «В прошлом году мы ввели уже 50 млн. кв. м, — отметил Владимир Яковлев, — а в этом году планируем ввести 56–58 млн. кв. м. По первому полугодию зафиксирован прирост 32%, то же самое — по данным 7 и 8 месяцев 2007 г. Это достаточно большой прирост, учитывая, что за восемь месяцев в России введено в эксплуатацию 27 млн. кв. м. Мы давно, последние 5 лет, не вводили такого объема жилья». Говоря о перспективах дальнейшего развития строительной отрасли России и, собственно, увеличения строительства жилья, В. Яковлев сказал: «Задача стоит в 2010 г. строить порядка 80 млн. кв. м, то есть практически в 2009–2010 гг.мы выходим на показатели рубежа середины 80-х. При этом президент в своем послании поставил следующую перспективную задачу: вводить не менее 1 кв. м на душу населения. Если говорить о прошлом годе, то ввели 0,35 кв. м на человека. Ряд регионов вводили 0,01. Это Ингушетия, Камчатка, Мурманская область. Зато Московская область уже вводила 0,98 кв. м на человека. В этом году они первыми в России выходят на квадратный метр жилья на душу населения. Это достаточно хороший показатель, достаточно уверенный ввод и ритмичный». Рассказывая о подготовленной Министерством регионального развития стратегии массового строительства жилья, В. Яковлев отметил: «Она предусматривает выход к 2025 г. на ряд конкретных показателей. Сегодня абстрактный «среднестатистический житель России» имеет 21,1 кв. м жилья. Мы ставим задачу, чтобы в 2025 г. эта цифра увеличилась до 36 кв. м. Надо заметить, что среднеевропейский стандарт — примерно 40–45 кв. м — где-то больше, где-то меньше. Такого показателя мы пока достигнуть не можем, но приблизиться к нему вполне в наших силах. Мы считаем, что в числе основных индикаторов будет так называемый коэффициент доступности. Он будет составлять 3 года. В частности, это означает, что время ожидания в очереди для социально незащищенных граждан — не более 3 лет. Таким образом, мы реально сможем добиться сбалансированности и спроса, и предложения, и выйти на нормальные показатели по состоянию жилищного фонда и по самому жилью». Затем и. о. министра остановился на ряде основных положений разработанной стратегии. «Идет рост малоэтажного жилищного строительства, — сказал он. — В целом в последние годы порядка 30% от всего показателя ввода жилья в эксплуатацию — это малоэтажное жилье и, соответственно, 70% — многоквартирное. Наша задача — увеличить объем малоэтажного строительства при вводе жилья, постепенно довести эту цифру до 50–60% от общего объема ежегодно. И движение в этом направлении есть. В этом году цифра уже составляет порядка 42–45%. То есть мы уверенно идем на увеличение объемов индивидуального жилищного строительства. При этом есть главные вопросы, через которые мы хотели решить эти задачи». Другим важнейшим направлением работы, по мнению В. Яковлева, является инженерная подготовка территорий: «И это один из наиболее серьезных и важных показателей. Прежде всего необходимо отказаться от точечной застройки. Первые шаги в этом отношении уже сделаны. Вы знаете, сейчас и Москва уже отказывается от точечной застройки, принята соответствующая программа. И по стране к этому также уже пришли. Осваиваются территории от одного до сотен гектаров. Крупные экспериментальные проекты реализуются в Свердловской, Московской, Кемеровской, Ярославской и ряде других областей. Там уже на сегодняшний день осуществляется строительство жилья практически для новых поселений, для новых малых городов с численностью населения от 10 до 300 тыс. человек. Комплексность — это одно из важнейших условий, необходимых для решения сразу же всех задач — и социальных, и экономических, и в первую очередь жилищных». Остановившись на проблематике строительства социального жилья, В. Яковлев отметил: «Сегодня социального жилья строится крайне мало, это совсем мизерный процент. В основном его возведение ведется в Москве и немного в Санкт-Петербурге. По другим территориям 2–3–5% максимально. Наша задача, указанная в разработанной стратегии, — увеличить объемы строительства социального жилья, ввести четкое понимание и дифференциацию между понятиями социального найма, коммерческого найма, строительства некоммерческого жилья и строительства коммерческого жилья. Кроме того, надо понимать, что социальное жилье — это то жилье, которое и на сегодня, и на завтра, и на послезавтра будет востребовано. И возникает еще один очень интересный вопрос. Если в 2004 г. вести строительство жилья за свой счет или за счет привлечения кредитных средств могли 9% граждан, то уже в прошлом году 19% граждан потенциально имели возможность приобрести жилье за счет собственных либо привлеченных средств. С одной стороны, это показатель роста доступности. Но с другой — 80% граждан России в настоящее время реально приобрести жилье еще не в состоянии». Решение задачи В. Яковлев видит не столько в понижении стоимости жилья, поскольку строительство требует определенных затрат, а строительные компании не будут работать себе в убыток (соответственно, возможности любых программ по минимизации расходов не безграничны), сколько в общем росте благосостояния граждан. «Наша задача, — подчеркнул он, — увеличивать заработные платы, увеличивать различные социальные выплаты и создавать условия для тех категорий, которые ни при каких обстоятельствах не могут приобрести жилье, чтобы для них действовал социальный найм. А для этого необходимо строить и социальное жилье. Мы считаем, что в общем объеме такого жилья должно быть не менее 8%. На сегодняшний день в России порядка 80% приватизированного жилья, 20% — это жилье неприватизированное. Оно либо государственное, либо муниципальное, либо принадлежит каким-то иным ведомствам. То есть, можно сказать, что 20% жилого фонда — это уже фактически социальное жилье. Могу здесь констатировать, что ни в одной стране такого количества квартир, находящихся в частном владении, нет. Есть 40, 50, 60%. Большей частью в других странах используется коммерческий найм, который дает возможность любому гражданину достаточно свободно передвигаться по стране в поисках учебы, работы и т. д. И быстрее решать свои жилищные проблемы. К сожалению, у нас пока этого нет. У нас есть нелегальный найм, который представляет по затратам колоссальные цифры, причем назвать точные никто пока не может. Это достаточно большой объем средств, которые не облагаются налогом. Тем не менее нам необходимо легализировать найм и решать вопросы по созданию как коммерческого, так и некоммерческого найма. Думаю, что это как раз является одной из перспективных задач». Говоря о работе по работе по подготовке стратегии, В. Яковлев отметил: «Времени на подготовку стратегии было всего два месяца. Она должна была выноситься на рассмотрение правительства 20 сентября. Мы провели колоссальную работу. Немаловажно, что к ней были привлечены серьезные общественные и научные структуры. Мы провели несколько встреч, совещаний со всеми руководителями субъектов Федерации. Получили не одну сотню замечаний и предложений, провели заседания технического совета, коллегии. То есть мы подготовили такой объемный документ, который можно обсуждать. Его направили на согласование всем министерствам. Разумеется, мы получили немало замечаний и пожеланий из МЭРТа, Минфина, других ведомств. В настоящее время над ними идет серьезная работа. По преимуществу замечания не носят особо принципиального характера, но в плане стратегии вносят достаточно существенные предложения и дополнения. Поэтому, по согласованию с первым вице-премьером Дмитрием Медведевым, учитывая разные обстоятельства и необходимые организационные мероприятия, рассмотрение документа в правительстве решено перенести на более поздний срок. У нас появится еще дополнительное время для того, чтобы доработать документ, учесть появившиеся поправки и замечания». По словам и. о. министра, в стратегии разрешены основные принципиальные вопросы. Сделано разделение по типу найма жилья — на социальный и коммерческий. При этом оговаривается, что социальный найм и строительство жилья должны идти за счет бюджетных средств. Также определены основные этапы реализации разработанной стратегии: «Мы считаем, что стратегия должна осуществляться в три этапа. Первый этап реализуется уже сегодня, он включает федеральную целевую программу «Жилище» в рамках национального приоритетного проекта «Гражданам России — доступное и комфортное жилье», с конкретным индикатором и параметрами ввода жилья — 80 млн. кв. м жилья к 2010 г. Второй этап — с 2011 по 2015 гг., когда мы должны сформировать весь комплекс мер, которые позволят увеличить объемы строительства и продлить программу «Жилище» с учетом того, что жильем должны быть обеспечены социально незащищенные граждане. Это связано с исполнением федеральных законов по обеспечению военнослужащих, чернобыльцев и т. д. Мы должны эту группу к 2015 г. обеспечить в полном объеме жильем. И с 2016 по 2025 гг. — это процесс, уже более направленный на создание условий по строительству коммерческого жилья, реализации схемы коммерческого найма». По мнению В. Яковлева, какие бы изменения в составе Правительства России ни происходили, разработанная Минрегионом стратегия сохранит свою актуальность и в общих чертах будет реализовываться в ближайшие годы.
Автор: по материалам редакции Дата: 20.10.2007 «Федеральный строительный рынок» № 64 Рубрика: *** |