Публикации »

Concret-но о бетоне

В Санкт-Петербурге с января по август цены на товарный бетон выросли на треть. Несмотря на некоторый спад, связанный со стагнацией жилищного рынка, потребность в бетоне растет в связи с возведением промышленных объектов (заводы Nissan, GM и др.), активным строительством торгово-развлекательных комплексов, КАД, ЗСД, таких объектов высокой важности, как Орловский тоннель, квартал «Балтийская жемчужина» и др.

Емкость рынка, то есть максимальный объем продаж, которого теоретически могут достичь все компании рынка в течение 2007 г., достигает и даже может превысить 4 млн. куб. м. Но реальный размер рынка, то есть реальные продажи, например за 2006 г., по оценкам экспертов, составил до 3 млн. куб. м. Налицо дефицит бетона! Причем дефицит вызван не недостатком производственных мощностей, а проблемой сырьевого ограничения. Производитель бетона зависит от поставок цемента, а его в регионе существенно меньше, чем необходимо. По словам президента ассоциации «Абетон», общероссийский дефицит цемента составляет порядка 30 млн. т в год, причем сейчас в России цемент в 2–3 раза дороже, чем в Европе. Рост цен на цемент и инертные материалы, отсутствие эффективной транспортной инфраструктуры для перевалки цемента, отсутствие водного перевалочного пункта для импорта — главные препятствия развития рынка бетона.

Еще одной из проблем рынка можно назвать «серых» производителей, которые открываются на лето и производят дешевый бетон и раствор низкого качества. Российское законодательство не предусматривает обязательную сертификацию, поэтому такое производство возможно, но уважающий себя строитель такую продукцию не купит. К сожалению, еще много непросвещенных заказчиков ориентируются на цену бетона, хотя, если оценивать эффект от использования высокомарочного бетона, то стоимость готовой конструкции снизится за счет экономии, например, на армировании металлопрокатом.

Со временем развития рынка, с введением обязательной сертификации проблема маленьких и некачественных узлов уйдет.

Рынок бетона в Санкт-Петербурге делится на корпоративный сегмент и сегмент предприятий «свободного рынка», который находится в состоянии жесткой конкуренции. Принцип работы корпораций в том, что предприятия связаны между собой «нерыночными связями» и обслуживают строительные объекты своих корпораций. Их загрузка осуществляется централизованным заказом. Уровень загрузки основных производителей — 60–70%.

Что касается конкуренции, то это скорее благоприятствующий фактор. Основные и самые крупные производители товарного бетона в Санкт-Петербурге: «Объединение 45» (7 заводов), «ЛенСтройДеталь» (2 завода), «Бетомикс ЛО» (4 завода), «СЗНК-бетон» (4 завода), ЗАО «Петерасфальт» (6 заводов). Среди производителей бетоносмесительного оборудования в Санкт-Петербурге наиболее популярны марки LIEBHERR, Elba, Teckwill. Производительность крупных БСУ достигает 230 куб. м в час.

На данном этапе происходит изменение структуры рынка бетона в сторону более дорогого и качественного продукта. Применяются различные добавки, пластификаторы. В строительстве все больше применяются высокомарочные бетоны, с которыми возможно уменьшение толщины стены при сохранении несущей способности. В этом плане показателен московский рынок, где бетоны класса В40 и В50 совсем не редкость, ведь там более развито высотное строительство. Например строительство «Охта-центра» в Петербурге потребует применения бетона класса В90. Увеличение этажности приводит к спросу на более высокие марки бетона.

Производители будут модернизировать производства. Сеть современных и высокотехнологичных производств уже построена вокруг города. За 2006–2007 гг. произошло существенное развитие компаний «Петерасфальт», «Объединение 45», «СЗНК-Бетон», другие компании тоже будут стремиться подтянуться. На рынок приходят информационные технологии, позволяющие оптимизировать не только производственные процессы, но и логистику, точность и скорость доставки.

Автор: Петр Касимцев
Дата: 29.09.2007
«Федеральный строительный рынок» № 63
Рубрика: ***




«« назад