Новый Градостроительный кодекс и некоторые вопросы государственного строительного надзора и экспертизы
8 августа 2007 г. в рамках Международной отраслевой выставки «Строительная неделя Московской области — 2007» состоялись «круглый стол» «Государственный строительный надзор. Практика выполнения надзорных функций» и семинар «Проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий объектов на территории Московской области». В ходе «круглого стола» «Государственный строительный надзор. Практика выполнения надзорных функций» начальник Главного управления государственного строительного надзора Московской области Н. В. Чернов ознакомил собравшихся с задачами работы подразделения в свете изменений в Градостроительном кодексе, а также итогами работы в 2006 г. Выступавший отметил, что Главное управление разрабатывает и принимает к исполнению большой объем нормативно-правовых актов. При этом в течение 10 летболее 10 документов были отменены в связи с принятием соответствующих нормативных актов на уровне Российской Федерации. По мнению Н. В. Чернова, нынешняя нормативно-правовая база Московской области «в общем, отвечает современным реалиям строительного комплекса». По словам докладчика, в связи со вступлением в силу с 1 января новой редакции Градостроительного кодекса в Главном управлении государственного строительного надзора Московской области на рецензии находится ряд поправок, которые управление получило из Государственной Думы, рассматривающей внесение изменений в кодекс. Они касаются прежде всего вопросов эксплуатации зданий и сооружений. В частности Н. В. Чернов отметил: «Сегодня мы единственные в стране, кто осуществляет надзор за объектами, принятыми приемочными комиссиями. Несколько десятков таких объектов контролируем на территории Московской области. Предполагается, что с нового года объем таких объектов возрастет в десятки, а то и сотни раз». Говоря о результатах работы Главного управления за 2006 г. Н. В. Чернов констатировал, что общее количество поднадзорных объектов в среднем за 2006 г. составляло 9,2 тыс., среди них около 920 предприятий — строительной индустрии. В течение года принято в эксплуатацию 12 школ, 2 больницы, 10 поликлиник, 8 детских садов, около десятка спортивных сооружений. Многоэтажного жилья построено и принято в эксплуатацию на 13% больше по сравнению с 2005 г. В течение прошлого года было возбуждено более 12,5 тыс. административных дел, предъявлено более 67 млн. штрафов. Большое внимание в 2006 г. уделялось объектам жилищного назначения, проблемам с обманутыми дольщиками. Велась определенная работа и с муниципальными образованиями: за 2006 г. было выдано более двух десятков представлений в адрес глав муниципальных образований по тем или иным нарушениям организационно-правового порядка, которые были выявлены в ходе проверок. В течение 2006 г. был разработан ряд нормативно-правовых актов. В частности был принят закон Московской области «О порядке эксплуатации зданий, сооружений повышенного уровня ответственности». Исходя из задач, поставленных губернатором Московской области Б. В. Гро-мовым по итогам работы за 2006 г., определены основные направления работы в 2007 г.: Первый заместитель начальника Главного управления государственного строительного надзора Московской области А. В. Куринной сообщил, что в ходе проверок у многих собственников был выявлен факт отсутствия специальных служб контроля за состоянием несущих конструкций. В частности он сказал:«В большинстве случаев этих органов нет вообще или же этим занимаются случайные люди, хотя многие нормальные организации имеют в своем штате инженеров-строителей, осуществляющих контроль за эксплуатацией зданий и сооружений». По результатам проверки была составлена записка губернатору Московской области с предложениями по организации надзора. А. В. Куринной отметил также, что согласно установленному порядку в Московской области при сдаче объекта его собственник должен подготовить положение о техническо-нормативной эксплуатации. В настоящий момент в Главном управлении государственного строительного надзора Московской области рассматриваются требования к этим положениям. «В Московской области мы подошли к тому рубежу, который считается среднеевропейской нормой — 1 кв. м жилья на человека; даже в Москве еще не достигли такого уровня, — отметил в своем выступлении заместитель начальника Главного управления государственного строительного надзора Московской области А. Е. Басенин. — В этой связи особую актуальность приобретает качество строительства. С выходом нового Градостроительного кодекса наше Управление скорректировало свою работу, сконцентрировав внимание на вопросах, связанных с выдачей разрешительных документов. В новом Градостроительном кодексе появилось понятие «этапность проведения надзора»; в зависимости от сложности объекта, в соответствии с проектной документацией, определяются этапы — достаточно прозрачный для всех участников строительства процесс: четко определено, когда инспектор придет, когда он должен получить документы и т. д.». В ходе семинара «Проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий объектов на территории Московской области» сотрудник ГУ МО Мособлгосэкспертиза Г. C. Афанасьева ознакомила участников с некоторыми нововведениями в свете изменений в Градостроительном кодексе, а также рассказала о некоторых аспектах деятельности организации и итогах работы в первом полугодии 2007 г. «Мы еще не знаем всех правил, многие документы еще только готовятся, хотя определенная работа уже проделана. Так, новая редакция Градостроительного кодекса и Постановление № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» требуют предоставления градостроительного плана земельного участка (перечень предоставляемых документов остался тем же). На федеральном уровне уже вышли документы, которые регламентируют форму и содержание этого градостроительного плана». Основное направление работы ГУ МО Мособлгосэкспертиза — обеспечение строительного комплекса Московской области качественной проектной документацией, ее соответствие санитарно-эпидемиологическим и экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной и промышленной безопасности, результатам инженерных изысканий, а также оценка эффективности капитальных вложений, направляемых на строительство объектов. Проведенный организацией анализ представляемых на экспертизу проектных материалов показывает, что инвесторы направляют средства в основном на жилищное строительство, техническое перевооружение, расширение, реконструкцию с перепрофилированием и новое строительство производств материалов и изделий. Финансирование объектов такого назначения ведется за счет собственных и заемных средств без привлечения бюджетных источников. Как правило, бюджетные средства направляются на капитальный ремонт, реконструкцию, техническое перевооружение и строительство новых объектов социальной и инженерной инфраструктуры в городах и районах Московской области. Проекты по строительству объектов промышленного назначения в основном направлены на модернизацию производства, применение передовой технологии и оборудования. Посредством выборочного анализа проведенных экспертиз проектно-сметной документации установлен рост удельных показателей стоимости строительства при соблюдении действующих требований СНиП, а также других нормативных документов, постановлений и распоряжений губернатора и правительства Московской области в основном по объектам строительства, финансирование которых осуществляется из бюджетных источников. Подводя основные итоги деятельности ГУ МО «Мособлгосэкспертиза» в первом полугодии 2007 г., Г.С. Афанасьева отметила, что все поставленные задачи выполнены полностью. Сотрудниками учреждения в 1 полугодии 2007 г.рассмотрено 384 проекта по объектам различного назначения и выданы результаты рассмотрения документации на 7 объектов. Рекомендовано к утверждению 353 проекта. Произошло увеличение количественного показателя выданных экспертизой заключений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — на 25,7% (в 1 полугодии 2006 г. было выпущено 290 заключений и оказаны экспертно-консультационные услуги по подготовке документации на 21 объект). Выданы экспертные заключения по 86 объектам, финансирование которых осуществляется из областного и муниципальных бюджетов, и по 64 объектам — из федерального бюджета с заявленной общей стоимостью 4,9 млрд. руб. в текущем уровне цен. Корректировка проектов по замечаниям и предложениям экспертизы дала экономию бюджетных средств в 393,3 млн. руб., или на 8%. В целях рационального использования средств областного бюджета ГУ МО «Мособлгосэкспертиза» выполняет комплекс работ по разработке сборников расчетных индексов, сборников новой сметно-нормативной базы 2001 г., единичных расценок с применением новых материалов, формированию, контролю и индексации цен на строительную продукцию и услуги в строительстве на территории Московской области. В процессе разработки сборников ежемесячно проводилась работа по сбору, обработке и учету текущих цен по более чем 3200 наименованиям строительных материалов, изделий и конструкций. По итогам мониторинга цен на строительную продукцию и услуги в первом полугодии 2007 г. рост цен в Московской области составил: По сравнению с первым полугодием 2006 г.цены на строительную продукцию и услуги выросли: За первую половину 2007 года выполнена проверка сметной документации для 509 организаций на сумму 5,1 млрд. руб., из которых рекомендовано к утверждению на сумму 4,3 млрд. руб. Экономия бюджетных средств составила 800,0 млн. рублей. По сравнению с первым полугодием 2006 г. объем проверенной сметной документации увеличился на сумму 420,0 млн. руб. или на 9%. В ближайших планах создание государственного учреждения Московской области на базе существующего в ГУ МО «Мособлгосэкспертиза» Управления ценообразования в строительстве. Этот шаг вызван необходимостью разделения функций по проведению государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, проектной документации и результатов инженерных изысканий и функций по ценообразованию.
обеспечение качественного надзора за всеми строящимися объектами с целью недопущения аварийных ситуаций как при строительстве, так и при эксплуатации подведомственных нам объектов;
обеспечение индивидуального надзора за строительством объектов спорта с целью выполнения задач, поставленных программой губернатора по строительству спортивных сооружений и обеспечения безусловного ввода этих объектов в установленный срок;
обеспечение подготовки и приемки в эксплуатацию более 4 млн. кв. м жилья в многоэтажном исполнении, запланированных объектов соцкультбыта и просвещения по плану 2007 г. — это одна из приоритетных задач, учитывая, что первый тезис касается приоритетных задач, включенных в национальный проект «Доступное жилье…»;
совершенствование методов надзора за нормативным уровнем качества и надежности возводимых объектов строительства в соответствии с проектами и техническими регламентами;
дальнейшая работа по совершенствованию нормативно-правовой базы Главгосстройнадзора МО в связи с внесением изменений в федеральное законодательство;
обеспечение наполнения областного бюджета, в том числе целевого бюджетного фонда Главного управления в объеме, утвержденном бюджетом Московской области;
обеспечение взаимодействия с федеральными надзорными органами при выполнении поставленных задач;
обеспечение взаимодействия в целях реализации поставленных задач с Министерством строительства Московской области, Главным управлением архитектуры и градостроительства Московской области, Мособлгосэкспертизой и другими государственными органами Московской области.
В первом полугодии 2007 г. разработано и выпущено 6 сборников «Расчетные индексы пересчета стоимости строительно-монтажных работ для Московской области к базовым ценам 1984 г.», 6 приложений к ним — «Расценки на виды работ с применением новых конструктивных материалов» и 6 выпусков по всем единичным расценкам, в т. ч. на монтажные и пусконаладочные работы — «Расчетные индексы пересчета стоимости строительных и специально-строительных работ для Московской области» (части 1 и 2).
на основные материалы, изделия и конструкции — 5,7 %
на строительные машины и механизмы — 3,3 %
фонд оплаты труда, учтенный в расценках — 21,7 %
строительно-монтажные работы — 8,7 %
на основные материалы, изделия и конструкции на 1,4 %
фонд оплаты труда, учтенный в расценках на 41,0 %
строительно-монтажные работы на 3,1 %.
Автор: Сергей Васильев Дата: 29.09.2007 «Федеральный строительный рынок» № 63 Рубрика: *** |