Публикации »

Навстречу Олимпиаде-2014 в Сочи

Продолжается активная подготовка к проведению зимних Олимпийских игр 2014 г. в Сочи. Государственные органы и частные компании объявляют о начале реализации все новых крупномасштабных проектов в регионе.

Глава Министерства экономического развития и торговли РФ Герман Греф заявил о том, что в стране будет создана государственная корпорация, занимающаяся строительством олимпийских объектов. «Будет создан орган, который будет координировать все работы. Все строительные работы будет осуществлять Олимпийская государственная корпорация —она будет строить и инфраструктурные, и олимпийские объекты», — сказал министр.

Герман Греф также сообщил, что помимо федерального закона об Олимпиаде, будет принят отдельно федеральный закон об олимпийской госкорпорации. Он должен быть принят к ноябрю — началу декабря 2007 г. «Нам необходимо, чтобы весь процесс был запущен в 2007 г.,чтобы начиная со следующего года не терять ни часа, ни рубля», — сказал министр.

По данным на 1 августа 2007 г., объем выполнения работ по федеральной целевой программе составил 2,4 млрд. руб. Из них около 1 млрд. выделено из федерального бюджета и 1,4 млрд. рублей — внебюджетные источники. «Все работы идут в соответствии с утвержденным графиком», — констатировал Герман Греф. Общий объем финансирования по федеральной программе «Развитие города Сочи как горноклиматического курорта» составляет 313,8 млрд. рублей. В том числе средства федерального бюджета составляют 185,8 млрд., средства бюджета Краснодарского края и города Сочи — 9,2 млрд., внебюджетные источники —118,8 млрд. рублей.

Свою лепту в развитие инфраструктуры Сочи к началу зимних Олимпийских игр готово внести и Министерство транспорта РФ. По словам его главы, Игоря Левитина, средства на развитие дорожной инфраструктуры будут получены с помощью корректировки инвестиционной программы РЖД. Пропускная способность автомобильных дорог к месту проведения Олимпиады составит минимум10 тыс. человек в час, что полностью соответствует требованиям Международного олимпийского комитета. К одной действующей автодороге на Красную Поляну — основному месту проведения игр — будет добавлена вторая и легкое метро, которое будет доставлять зрителей на соревнования, как сообщил министр.

Кроме того, в рамках федеральной программы к 2010 г. будет построена 20-километровая четырехполосная дорога в обход Сочи.
Между Москвой и Сочи будет налажено скоростное железнодорожное движение. При этом Левитин не предполагает построить высокоскоростную магистраль со скоростью движения более 300 км/ч., а считает целесообразным «усилить имеющуюся инфраструктуру» и добиться, чтобы поезд между городами шел менее суток, а не 36 час., как сейчас.

Москва станет пересадочным пунктом для авиапассажиров, которые отправятся на Олимпиаду. В связи с этим, по словам Левитина, пропускная способность трех московских аэропортов будет увеличена в 2 раза — в расчете на «пересадочные возможности» 60 млн. пассажиров (для сравнения, сейчас аэровокзалы принимают порядка 25 млн. человек при пропускной способности 15 млн.). Во всех трех аэропортах будут созданы транзитные залы: в Шереметьево и Домодедово в 2007 г., а во Внуково — при строительстве терминала.
Два новых грузовых терминала будут построены на Черноморском побережье с целью организации подвоза строительных материалов для возведения олимпийских объектов. Как пояснил Игорь Левитин, этот проект будет реализован в рамках программы «Транспортно-логистическое обеспечение Сочи в период подготовки проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI параолимпийских игр 2014 г.». Два новых морских пункта выгрузки грузов будут созданы в районе Имеретинской низменности и железнодорожной станции «Веселая». Также будет выделена территория под выгрузку грузов, которые прибывают железнодорожным транспортом. Строительство терминалов начнется в 2008 г., ввод в эксплуатацию намечен на конец 2009 г.

К Олимпиаде-2014 в Сочинском морском порту планируется создать современную выносную платформу, позволяющую принимать одновременно два крупных круизных судна. Об этом сообщил первый вице-премьер России Сергей Иванов. По его словам, платформа позволит во время Олимпиады в Сочи использовать круизные суда в качестве дополнительных гостиниц. На каждом судне будет приблизительно до 3 тыс. кают.

Кроме того, Минтранс и МЭРТ РФ приняли решение о создании единой оперативной группы по взаимодействию в вопросах транспорта и логистики в рамках подготовки и проведения Олимпиады 2014 г. Игорь Левитин отметил, что строительство новых железных и автомобильных дорог, развитие аэропорта «Адлер» и дорожного хозяйства Сочи планируется финансировать за счет двух федеральных целевых программ — «Развитие Сочи как горно-климатического курорта» и «Развитие транспортной системы в 2010-2015 гг.».

В рамках подготовки к Олимпиаде 2014 г. Министерство транспорта России, администрация Краснодарского края и города Сочи подписали протокол о строительстве второго яруса Курортного проспекта — главной автомагистрали города-курорта.
Уже в этом году ведомство объявит конкурс на проектирование строительства второго яруса проспекта, а также шести транспортных развязок и 14 пирсов.

Не стоит в стороне от решения олимпийских задач и РАО «ЕЭС России». Как отметил председатель правления компании Анатолий Чубайс, разработанные в РАО «ЕЭС России» программы позволят обеспечить как рост электропотребления, который ожидается в Сочи в связи с подготовкой и проведением Олимпиады, так и надежность самого энергоснабжения.

Сегодня Краснодарский край — один из самых активно развивающихся регионов России. Темпы роста электропотребления здесь в 1,5 раза выше, чем в среднем по стране. Еще в феврале РАО «ЕЭС России» и администрация Краснодарского края подписали Соглашение о модернизации энергетики региона, в котором наибольший объем работ связан с развитием Сочинского энергоузла. Общая стоимость работ оценивается в 83,6 млрд. руб., из которых 33,7 млрд. руб. будет направлено на развитие генерации и 49,9 млрд. руб. — на инвестиции в электросетевое хозяйство.

По словам Анатолия Чубайса, будут модернизированы и построены новые объекты генерации общей мощностью 1 129 МВт. Речь идет об удвоении мощности Сочинской ТЭС, реконструкции Краснополянской ГЭС, строительстве новых электростанций — Краснодарской ТЭЦ, Адлерской ТЭЦ, энергетического комплекса из четырех каскадных Сочинских ГЭС на реке Мзымта, парогазовых электростанций в районах, соседних Туапсе, и в Новороссийске. Это почти ювелирная работа — построить электростанции в курортной зоне, где нам предъявляются высочайшие экологические требования. Все эти объекты будут основаны на самых современных технологиях, в первую очередь парогазового цикла, который позволяет на 20–25% экономить газ и максимально сократить воздействие на окружающую среду.

Значительная часть инвестпрограммы связана с развитием магистральных сетей, строительством новых подстанций, а также с практически полной заменой всей распредсетевой инфраструктуры Сочи — т. е. тех ЛЭП, через которые электричество поступает к домам, здравницам, спортивным сооружениям.

Анатолий Чубайс подчеркнул, что в Сочи, по сути, впервые в России будут использоваться новейшие разработки российских и зарубежных компаний. Так, будут строиться ЛЭП нового поколения, которые способны противостоять гололедно-ветровым нагрузкам. В распределительном комплексе компания планирует широкое применение изолированных проводов, а также переход к т. н. «интеллектуальным» распредсетям с использованием компьютерных технологий. Учитывая горный рельеф Сочи и окрестностей, а также климатические условия, энергетики будут широко применять кабели различного назначения, нестандартные для России, — прокладывать их как под землей, так и по дну Черного моря.

Глава РАО «ЕЭС» отметил, что большинство работ будут завершены уже к 2011 г., а это гарантирует надежное энергоснабжение мероприятий по подготовке Сочи к Олимпиаде-2014 и в дальнейшем — собственно ее проведения.

Не исключено, что в будущем генерирующие компании, объекты которых располагаются в районе Краснодарского края, если потребуется, смогут провести еще одну допэмиссию. В частности, в инвестпрограмме ТГК 8 уже появились не фигурировавшие ранее Адлеровская, Новороссийская и Туапсинская ТЭЦ общей мощностью 320 МВт. Таким образом, установленная мощность генкомпании прирастет на 20%. Всего, по расчетам энергетиков, к олимпийскому году энергопотребление региона возрастет почти втрое —с 390 до 900 МВт.

О своих намерениях принять участие в реализации «олимпийских проектов» заявили многие ведущие российские и зарубежными компании и предприятия строительной индустрии.

Петербургские специалисты готовы принять участие в разработке генплана и строительстве олимпийских объектов на территории города Сочи. Об этом заявил вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Вахмистров. Из городского бюджета пока не планируется выделять средства на строительство олимпийских объектов в Сочи. Однако многие петербургские компании изъявили желание принимать участие в конкурсах на строительство олимпийских объектов. «У нас хорошие взаимоотношения с руководством Краснодарского края, и наши специалисты готовы помочь Сочи в создании олимпийской инфраструктуры», — отметил вице-губернатор.

Строительные фирмы Красноярского края также могут принять участие в конкурсах на строительство олимпийских объектов в Сочи. По слова заместителя губернатора края Николая Глушкова, это хорошая возможность для строителей края представить себя на российском и международном рынке. «Мы много говорим, что наши строители не самые последние в России. Думаю, мы что-нибудь организуем», — пообещал он.

Министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф пригласил участвовать в возведении олимпийской инфраструктуры в Сочи и китайские строительные компании. «Мы видим с какой скоростью и с каким качеством китайцы справились с задачей подготовки Пекина к Олимпиаде 2008 г.» — заявил министр. В связи с этим Герман Греф приветствует возможность участия китайских строителей и инвесторов в олимпийском строительстве в Сочи: «Приглашаем наших китайских партнеров к участию в тех конкурсах, которые будут проводиться. Надеюсь, что их опыт поможет им сформулировать наиболее выгодные для нас предложения».

Гендиректор по информации и инвестициям Испанского института внешней торговли Марио Буисана заявил, что его страна планирует участвовать в развитии транспортной инфраструктуры в России, в частности в строительстве спортивных и инфраструктурных объектов города Сочи.

О намерении принять активное участие в реализации предолимпийских проектов заявил и генеральный директор Инжиниринговой корпорации «Трансстрой» Иван Кузнецов: «Мы располагаем громадным опытом в области строительства самых крупных, сложных и ответственных сооружений по всей территории России, включая и Южный регион. Кроме того, имеем возможность задействовать собственные производственные подразделения. Поэтому мы с оптимизмом смотрим на перспективы получения заказов на работу на олимпийских объектах на тендерных конкурсах».

Компания «БазэлЦемент» намерена стать поставщиком цемента номер один на олимпийские стройки. Фирма выиграла право на разработку месторождения цементного сырья в Туапсинском районе, где построит завод мощностью 4 млн. т в год. ООО «Серебрянский цементный завод» (входит в холдинг «БазэлЦемент») выиграло два участка — Отножная и Мессажайская площадки с разведанными запасами сырья на 100 лет. Для разработки месторождений «БазэлЦемент» построит завод мощностью 4 млн. т цемента в год. Первая очередь завода (мощностью 2 млн. т и стоимостью 200–250 млн. долларов) уже реализуется: подготовлено обоснование инвестиций и ведутся работы по землеотводу, а в октябре пройдет тендер на поставку оборудования и выбор подрядчика. На строительство первой очереди завода уйдет около 2 лет.

Холдинг «Интеррос» инвестирует порядка 1,5 млн. долларов в строительство спортивных и культурных объектов Сочи и Красной поляны. Уже в 2007 г. в Сочи начнется строительство 60 объектов. Фирма «Альпика-сервис» намерена вложить около 100 млн. долларов в развитие горнолыжного курорта «Красная поляна» в Краснодарском крае. 50% суммы поступит из собственных средств, вторую половину привлекут в виде кредитов. К 2014 г. компания построит один из 11 олимпийских объектов: фристайл-центр вместимостью 14 тыс. мест на высоте 1 200 м. Объем инвестиций составит 3 млн. долларов.

До конца 2007 г. австрийская консалтинговая компания Airport Consulting Vienna разработает генеральный план строительства аэропорта Сочи. Сейчас концепция строительства находится в стадии разработки. Предполагается, что аэропорт будет включать в себя 3 аэровокзальных комплекса. Первый и второй разместятся в здании строящегося аэровокзала и будут вводиться двумя очередями — в 2008 и 2012 гг. Третий комплекс может появиться в отдаленной перспективе — к 2027 г.

В конце 2008 г. Bosco di Ciliegi откроет крупный торговый центр в здании Морского вокзала. В нем разместятся магазины, рестораны и фитнес-центр. Группа Mercury построит в Сочи «люксовую деревню» — в поселке Эста-Садок близ Сочи запущен проект Sochi Luxury Village. На территории 8 га Mercury построит пятизвездочный отель, бутики Armani, Dolce & Gabbana, Prada, Gucci, Chopard и др., а также рестораны, концертный и конференц-залы. Строительные работы начнутся на участке в 2007 г., а открыть первые бутики планируется к 2011 г. Полностью деревню планируется завершить к началу Олимпиады в 2014 г.

Компания Club Med, владеющая одноименной гостиничной сетью, заинтересована в строительстве горнолыжного центра в Сочи. «Мы будем изучать возможность создания к зимней Олимпиаде-2014 комплекса в Сочи или в другом городе Кавказского региона», — сказал президент Club Med Анри Жискар д`Эстен.

Банк «Московский капитал» намерен инвестировать 150 млн. долларов в строительство спортивно-оздоровительного горнолыжного комплекса «Солнечная поляна» в Сочи. Комплекс планируется построить в поселке Эсто-Садок Краспополянского округа, что у подножья западной части северного склона хребта Аибга. Строительство начнется в следующем году. Общая площадь застройки составит16 500 кв. м. Проект «Солнечная поляна» предусматривает построение комплекса клубного типа с широким набором развлечений и услуг. В него войдут общественный центр, гостиница, коттеджи и таунхаусы, спортивный сектор, нижняя станция гондольной канатной дороги и многоуровневая автостоянка.

В статье перечислены лишь некоторые из многих сотен проектов, которые предполагается реализовать к Олимпиаде 2014 г. Несомненно, крупнейший спортивный форум мира даст мощнейший толчек развитию Южного региона России.

Автор: по материалам редакции
Дата: 29.09.2007
«Федеральный строительный рынок» № 63
Рубрика: ***




«« назад