Публикации »

Проблемы лифтовой отрасли: взгляд из региона

Наш журнал уже рассказывал о прошедшем недавно лифтовом форуме. Предлагаем вниманию читателей взгляд на проблемы лифтовой отрасли З. Р. Бабаева, генерального директора ЗАО «ТАТ МЭЛ-ЛИФТ» (Елабуга, Республика Татарстан).

–В настоящее время в связи с бурным ускорением процесса реформы ЖКХ и подъемом гражданского и промышленного строительства организация лифтового форума в составе отраслевого семинара и III Международной выставки лифтов и подъемных механизмов для всей лифтовой отрасли представляет огромную ценность.

Лиге предприятий лифтовой и коммунальной инфраструктуры во главе с Ф. А. Лячиным удалось организовать эффективную всероссийскую и международную встречу звеньев производителей и эксплуатирующих организаций лифтов, что важно для нормального функционирования отрасли, особенно в преддверии вхождения России в ВТО и при отсутствии корпоративного взаимодействия между отечественными производителями. В связи с этим хотел бы обратить внимание на некоторые специфические черты нашего лифтового рынка.

Первая особенность — это откровенная нехватка мощностей отечественных производителей лифтов перед растущим спросом рынка. Их суммарная мощность, включая Могилевский завод в Белоруссии, составляет около 20 000 шт. в год, что примерно равно потребности нового строительства страны. Если учесть необходимость замены еще порядка 250 тыс. единиц старого лифтового и начала реального финансирования этого процесса на государственном уровне, то напрашивается первый вывод: любое наращивание производства лифтов в ближайшие годы будет востребовано.

Вторая особенность отечественного лифтостроения заключается в сверхконцентрированности производственного процесса. По сути дела, вся мощность лифтостроения сосредоточена в Москве в лице 2–3 производителей. Это наследство социалистического метода организации производства в настоящее время тормозит процесс удовлетворения реального спроса рынка.

Если необходимость резкого увеличения количества лифтов требует оперативного изменения качественных характеристик продукции (уменьшить металлоемкость, улучшить потребительские качества, уменьшить энергопотребление, улучшить дизайн и т. п.), то наличие гигантских конвейеров по сборке лифтов старых конструкций объективно не способствует развитию этих тенденций, так как запуск новых моделей требует длительной остановки старых линий, что экономически невыгодно.

Отсюда очевидный вывод об объективной необходимости скорой диверсификации производственного процесса. Появляется очевидная необходимость строительства сборочных цехов и новых небольших заводов по изготовлению лифтов в региональных центрах, по возможности ближе к центрам интенсивного строительства. Такой подход не только позволяет быстрее удовлетворить изменяющийся спрос потребителей, но и уменьшает себестоимость изделия благодаря сокращению транспортных расходов и за счет различия размеров оплаты труда в Москве и регионах.

Третья специфическая особенность — это, скажем так, недоразвитость отраслевой этики во взаимоотношениях участников рынка, недостаток уважения к конкуренту. Это серьезно мешает развитию отрасли и на руку нашим иностранным конкурентам.

Есть настоятельная необходимость налаживания делового диалога между участниками отечественного производства на предмет коррекции интересов сторон. Особенно важна внутренняя солидарность в преддверии массового прихода внешних игроков на российский лифтовой рынок. Ведь потребности внутреннего рынка растут с такой скоростью, что «места под солнцем» хватит и старым, и новым производителям продукции на долгие годы. А нормальный рыночный диалог между основными производителями продукции мог бы привести к развитию создания сборочных цехов на местах из унифицированных узлов различных производителей. Тогда существующие гигантские центры по производству лифтов могли бы гибко и более успешно специализироваться на наиболее удачных своих изобретениях узлов и моделей оборудования. Во всяком случае такой подход не мешал бы их нормальному развитию и существенно сократил бы масштабы волевого вмешательства чиновников, участвующих в процессе формирования заказов на модернизацию лифтового парка страны. Налаживание нормальных, этичных взаимоотношений между российскими изготовителями лифтового оборудования позволит упрочить позицию отечественного производителя перед внешними участниками рынка.

В настоящее время актуализируется вопрос выделения средств из госбюджета на модернизацию инженерного оборудования ЖКХ, из которого самое дорогостоящее — это лифты. Основным тормозом здесь может оказаться отсутствие механизма передачи этих средств лифтовым хозяйствам. Скорее всего они будут идти через новые управляющие структуры (ТСЖ, АСЖ и др. формы). Чтобы не упустить момент, лифтовые хозяйства заблаговременно должны готовить инженерное обследование оборудования и готовить сметные документы и дефектные акты. Думаю, целесообразно заранее подготовить необходимые материалы и убедить руководителей муниципальных образований своевременно узаконить эти запросы. Иначе чиновники всегда найдут, куда использовать выделенные бюджетные средства.

Также полагаю, что Лиге предприятий лифтовой и коммунальной инфраструктуры будет целесообразным попытаться найти пути создания механизма, позволяющего убедить государственных чиновников, отвечающих за использование выделенных средств, разрешить использовать часть этих денег для стимулирования создания производственных центров (сборочных цехов и небольших заводов) в регионах. В частности, это могут быть целевые льготные кредиты или стабильные госзаказы на лифты и лифтовое оборудование.

ЗАО «ТАТМЭЛ-ЛИФТ»
423604 Россия, РТ,  г. Елабуга,
ул. Московская, 197
Тел./факс: (85557) 40-827
E-mail: tmltat@mail.ru

Автор: по материалам редакции
Дата: 29.09.2007
«Федеральный строительный рынок» № 63
Рубрика: ***




«« назад