Богатство страны прирастать будет «Доном»
Автомобильные дороги, без преувеличения, — краеугольный камень единого экономического пространства страны, ее территориальной целостности и, в конечном счете, национальной безопасности. Для европейской части России важнейшей магистралью служит пересекающая территорию семи субъектов РФ федеральная автомобильная дорога «Дон», которая связывает Центральный, Северо-Западный и значительную часть Приволжского федеральных округов с Югом России, морскими портами Черного и Азовского морей, крупнейшими в нашей стране курортными районами. «Дон» обеспечивает экономические отношения с Закавказьем и Ближним Востоком, являясь частью магистрального транспортного коридора Север — Юг. Построенная в конце 50-х — середине 60-х гг. прошлого века, дорога (достаточно передовой для того времени проект) требует коренной реконструкции. Магистраль была рассчитана на пропуск эксплуатировавшихся тогда автомобилей с нагрузкой на ось 6 тонн и обслуживание движения 3 тыс. автомобилей в сутки. Сегодня по дороге проходит на различных участках от 9 до 33 тыс. автомобилей в сутки, а на подмосковном участке —67 тыс. автомобилей в сутки. Значительный объем транспортного потока образуют тяжелые грузовые транспортные средства и автопоезда с нагрузкой на ось, в два и более раза превышающей ту, на которую первоначально была рассчитана дорога. При этом в летний период интенсивность движения значительно возрастает. Таким образом, на всем протяжении магистрали востребованы качественные показатели автомобильной дороги I категории с четырьмя или восемью полосами движения, тогда как фактически лишь 39% протяженности дороги имеет соответствующие параметры, на 16% они отвечают лишь III категории, пропускная способность которой, в соответствии с ГОСТом, не более 4,5 тыс. автомобилей в сутки. Следует отметить, что за время эксплуатации дорога неоднократно расширялась и укреплялась путем реконструкции и капитальных ремонтов, однако эти меры носили «косметический» характер. Предстоит большая работа Ныне речь идет не о «косметическом» ремонте, но о долгосрочном развитии важнейшего звена международной транспортной системы. Для этого необходимо приложить максимум усилий, помноженных на огромные финансовые затраты, обес-печив при этом развитие инфраструктуры морских портов, а также кардинальное повышение транспортно-эксплуатационных характеристик автодорожного маршрута. Задача не ограничивается лишь развитием непосредственно автомагистрали «Дон»; следует развивать магистральные пути, обес-печивающие на «Дон» доставку грузов. К настоящему моменту в этом направлении предприняты следующие шаги. В настоящее время магистраль «Дон» в плане автомобильных перевозок существенно сдерживает развитие Новороссийского морского порта и Таманского полуострова. Для исправления ситуации комиссией Правительства РФ подготовлена и одобрена заявка на предоставление государственной поддержки из Инвестиционного фонда Российской Федерации для проектирования автодороги Краснодар — Абинск — Кабардинка, что позволит обеспечить экономичный и безопасный подъезд к Новороссийску, сократив расстояние перевозок по сравнению с магистралью «Дон» более чем на 50 км. Эксплуатацию данной дороги предполагается осуществлять на концессионной основе. Дороги ведут в тупик Ключевая проблема состоит в том, что конфигурация сети федеральных автомобильных дорог России имеет ярко выраженную радиальную структуру. На европейской территории России радиальная структура федеральных дорог ориентирована на Москву, в то время как ряд регионов, например, на северо-востоке, не имеет между собой автодорожных связей по кратчайшим направлениям. По мнению экспертов, подобная структура явно неэффективна; она приводит к увеличению протяженности маршрутов движения и перепробегу автотранспорта, а также концентрации транспортных потоков на радиальных направлениях, перегрузке магистралей в районе московского, санкт-петербургского и ряда других крупных транспортных узлов. В условиях глобализации мировой экономики и развития внешнеэкономических связей, а также предстоящего вступления нашей страны в ВТО территория Российской Федерации может оказаться в экономической изоляции именно по причине усиливающегося отставания в развитии автодорожной сети, несоответствия ее международным требованиям, отсутствия развития сети скоростных автомагистралей, связывающих разные концы страны. Автомобильные дороги сегодня выступают одним из ограничителей, сдерживающих экономический рост, снижающих конкурентоспособность значительной части российских товаров, ухудшающих качество жизни населения. Ежегодная сумма потерь, связанных с недостаточным развитием дорожной сети и ее низким техническим уровнем, по различным оценкам, составляет 550–600 млрд. руб., что превышает 3% ВВП России. Основная часть федеральных дорог (80%) — автодороги II и III категорий. Протяженность федеральных дорог I категории составляет лишь около 9%. Остальные федеральные автомобильные дороги имеют дорожные одежды некапитального типа. Прочностные характеристики большей части федеральных дорог ниже международных стандартов. Дороги настоятельно требуют реконструкции с тем, чтобы обеспечить пропуск современных большегрузных транспортных средств. Из варяг в греки Мировые тенденции развития технологии транспортировки грузов связаны сейчас с концентрацией транспортных потоков и ростом контейнерных перевозок по интермодальным транспортным коридорам, образующим основу единой транспортной сети ХХI в. Формирование подобной сети — приоритетная задача евроазиатской транспортной политики. Если в Западной и Центральной Европе, где коммуникации развиты, базовая система транспортных коридоров в основном создана, то в Азии, где сохраняются высокие темпы экономического роста, этот процесс только начинается. Что же касается нашей страны, так ее географическое положение и транспортная инфраструктура при условии модернизации позволяют выйти на рынки международных перевозок с предложением достаточно привлекательных транзитных ресурсов, отвечающих самым современным требованиям. В этой связи необходимо подчеркнуть: дорога «Дон» обладает, бесспорно, мощнейшим потенциалом развития в контексте повышения конкурентоспособности транспортной системы страны в целом; если же говорить о частностях, то магистраль способна обеспечить быструю доставку грузов из портов Ледовитого океана и Балтийского моря в порты Черного и Каспийского морей. При условии четкой координации взаимодействия с портами возможно существенное сокращение времени доставки грузов морским транспортом из стран Северной Европы и регионов Российской Федерации в государства южной части земного шара. В одном из выступлений руководитель Росавтодора О. В. Белозеров отметил, что федеральная автомобильная дорога «Дон» входит в состав пяти важнейших маршрутов, закрепленных в международных обязательствах нашей страны, в том числе: От Парижа до Находки В перспективе Федеральная автомобильная трасса «Дон» может стать одним из ключевых звеньев трансконтинентальных магистралей. Идея объединить все континенты сухопутными магистралями была выдвинута еще в начале ХХ в. Спустя столетие можно говорить о вызревании необходимых предпосылок (геополитических, экономических, социально-политических и др.) для ее воплощения в жизнь. Формирование качественно новой системы международных транспортных связей и транзитных коридоров обусловлено глобализацией и интеграцией мировой экономики, увеличением транспортной мобильности населения, ростом пассажиропотоков и грузооборота, необходимостью быстрой и свободной доставки грузов и пассажиров из одного уголка планеты в другой. Экономические предпосылки. Создание трансконтинентальных магистралей выгодно для международной торговли. Сегодня между странами ЕС и АТР ежегодно курсирует около 6 млн. контейнеров; основная часть этого потока (98%) перевозится иностранным морским флотом через зарубежные порты, минуя территорию нашей страны. Между тем транзитный путь из АТР в Европу по Транссибирской магистрали вдвое дешевле и короче морского пути (срок доставки контейнеров по Транссибу — 8–12 дней, морским транспортом — 1–2 месяца). Социально-политические предпосылки. В период известных событий 1990-х гг. транзитные перевозки по территории России существенно сократились; российские железные дороги воспринимались как криминальные, доверие клиентов было утрачено. Ныне положение изменилось. Социально-политическая обстановка в стране стабилизировалась. Зарубежные партнеры видят, что контейнерная перевозка грузов по железной дороге через Сибирь существенно выгоднее (дешевле и быстрее), чем морем. Грузы надежно охраняются. Если по нашей территории будет перевозиться хотя бы 1 млн. контейнеров в год (10–20% их общего потока), то доходы от транзита могут быть сопоставимы с экспортом энергоносителей. По оценкам некоторых экономистов, реализация транзитного потенциала России на маршруте ЕС—АТР эквивалентна удвоению национального дохода. Инфраструктурные предпосылки. В пределах России расположены морские порты в Балтийском, Азово-Черноморском, Каспийском, Северном и Дальневосточном бассейнах, от Урала и до Тихого океана проходит Транссибка, действует БАМ, развита сеть внутренних автомобильных дорог и водных путей — все это позволяет не только удовлетворять внутренние потребности страны в грузовых и пассажирских перевозках, но и организовать транзитные коридоры между европейскими и азиатскими странами, между Евразией и Америкой. Технологические предпосылки. Появились технологические возможности реализации крупных международных транспортных проектов, стал реальностью тоннель под Ла-Маншем, объединивший транспортные сети Великобритании и континентальной Европы. Путешествовать по всем европейским странам можно, не выходя из вагона поезда или из автомобиля. В азиатской части мира проектируются железнодорожные магистрали и подвод-ные тоннели, которые свяжут Япониюс Евроазиатским материком. Рассматривается и возможность строительства железнодорожной линии, соединяющей Евразию с Американским континентом. В силу своего особого географического положения Россия располагает громадным транзитным потенциалом. Ее территория представляет собой своеобразный сухопутный мост для грузовых потоков между основными макроэкономическими полюсами — странами ЕЭС и АТР, а в более отдаленной перспективе — между странами Америки и Евразии.
Ведутся масштабные работы по совершенствованию маршрута, по которому обеспечиваются перевозки из морских портов Балтики и Скандинавских государств на магистраль «Дон».
Дан старт реализации проекта строительства скоростной автомобильной магистрали Москва — Санкт-Петербург.24 апреля 2007 г. Правительство РФ приняло распоряжение № 511-р о заключении концессионного соглашения на головной участок дороги от 15 до 58 км. Подготовлены материалы заявки на оказание поддержки из Инвестиционного фонда Российской Федерации на строительство остальной части автомагистрали протяженностью 626 км.
В завершающую фазу перешел конкурс на право заключения концессионного соглашения на строительство и платную эксплуатацию Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге, который после ввода в эксплуатацию первой очереди свяжет Большой порт Санкт-Петербурга со скоростной автомобильной магистралью Москва — Санкт-Петербург, а через нее — с магистралью «Дон».
В период 2007–2009 гг. необходимо реконструировать 23 моста и путепроводы, пребывающих в наиболее неудовлетворительном состоянии. В настоящее время работы по реконструкции магистрали «Дон» ведутся на значительном протяжении дороги. Ведется проектирование и строительство обходов 9-ти крупных населенных пунктов, в том числе Богородицка, Ефремова, Яркино, Ельца, Воронежа, Лосево, Павловска, Мамона и Богучара, а также Краснодара (восточный обход). Строятся крупные мосты через реки Сосну, Дон и Северский Донец. В 2007 г. предусмотрен ввод в эксплуатацию 25 км дороги и 426 п. м мостов, в 2008 г. объем ввода в эксплуатацию дороги должен составить 9 км, а в 2009 г. — 80 км.
Общий же объем капиталовложений, необходимых для реконструкции магистрали «Дон» (без учета строительства участка Краснодар — Абинск — Кабардинка) составляет, по оценкам специалистов, около 155 млрд. руб.
в Международный транспортный коридор «Север — Юг», присоединение к которому ратифицировано Федеральным законом от 12 марта 2002 г. № 24-ФЗ;
в Международный транспортный коридор «Транссиб», утвержденный в составе Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)» постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2006 г.;
в состав трех маршрутов (Е-115, Е-97, Е-592) сети европейских автомагистралей, определенных Европейским соглашением о международных автомагистралях 1975 г.
Значение магистрали «Дон» не ограничивается, таким образом, лишь экономическими и геополитическими интересами России.
Геополитические предпосылки. Трансконтинентальные магистрали должны связать между собой главные макрорегионы мира, изменить транспортные потоки, создать надежную основу для укрепления международных отношений.
Автор: Сергей Васильев Дата: 29.09.2007 «Федеральный строительный рынок» № 63 Рубрика: *** |