Публикации »

Перспективы транспортного развития Карелии

10 июля в Министерстве регионального развития состоялось совещание по рассмотрению вновь разработанной Схемы территориального планирования Республики Карелии. В совещании приняли участие представители федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ, ведущие ученые и эксперты. Это очень объемный документ, поэтому мы коснемся только одной из составляющих схемы — перспективных предложений по развитию транспортной системы региона.

Через территорию Республики Карелии (РК) проходит формирующийся субширотный транспортный коридор, который связывает страны Европейского Севера с внутренними регионами России (Северо-Запад, Урал, Сибирь и Дальний Восток) и выходит на азиатские страны. Карельская часть этого направления представлена формирующимися Карельским (Петрозаводск — Сортавала — гос. граница) и Архангельским (Архангельск — Оулу) транспортными коридорами с использованием внутренней транспортной и приграничной инфраструктуры (внутренние автомобильные дороги, железные дороги, транспортные узлы, международные пункты пропуска — МАПП «Люття — Вартиус», МАПП «Ниирала — Вяртсиля», а также проектируемый МАПП «Сювяоро — Колмиканта/Париккала»).

В качестве субмеридионального транспортного магистрального направления, проходящего через Республику Карелию, выступает волго-кавказское направление («Север — Юг») по реке Волге, представленное железнодорожными и трубопроводными путями, связывающими Поволжье и Кавказ с центром и севером европейской части России, с Северным Уралом. Транспортно-географическое значение Карелии в ближайшем будущем будет постепенно расти из-за увеличения грузопотоков в страны ЕС, чрезмерной загрузки Петербургского транспортного центра и за счет создания и дальнейшего развития республиканской транспортной и приграничной инфраструктуры.

Сегодня самыми разработанными и используемыми транзитными маршрутами в РК являются: Северный морской путь (СМП), Балтийский маршрут, магистральная железная дорога «Санкт-Петербург — Мурманск» (NSR). Основными коридорами, предлагаемыми к развитию, являются:
-   коридор «Архангельск — Оулу» (реконструкция а/д Кочкома — Тикша — Ледм-озеро — Костомукша — МАПП «Люття», реконструкция а/д Беломорск — п. Сумпосад и строительство нового участка от п. Сумпосад до границы с Архангельской областью);
-   «Южный коридор» (Петрозаводск — Сортавала — государственная граница);
-   международный транспортный коридор «Север — Юг»: федеральная а/д «Кола», магистральная железная дорога «Санкт-Петербург — Мурманск».

Ситуация, связанная с возрастающими грузопотоками, а также исследования в области перспектив развития международного транспорта показывают, что одним из наиболее перспективных на Северо-Западе России является транзитный маршрут, проходящий через Карелию (Костомукша, Беломорск и др.), — Архангельский коридор.

Это подтверждается зарубежными исследованиями и нашло отражение в некоторых разрабатываемых проектах. Наиболее масштабным из них является проект под названием New East West (N.E.W.) Freight Corridor (Новый торговый коридор «Восток — запад»), разработанный международной группой специалистов. Он соединяет практически весь цивилизованный мир в единую транспортную систему. Маршрут начинается в Китае и Японии, проходит через Казахстан, Россию (в том числе через Карелию), Финляндию, Норвегию, Исландию и заканчивается в США. Предложенный маршрут сокращает срок передвижения по всем его отрезкам в среднем на 20–35% по сравнению с существующими маршрутами.

Кроме этого на территории РК должны формироваться «местные» грузовые потоки для отправления новым коридором.

Не менее важным проектом является создание коридора по маршруту «Петрозаводск — Сортавала — Лахденпохья — граница с Финляндией», включающего в себя: строительство платной федеральной автомодороги «Онего»; модернизация железнодорожной магистрали Петрозаводск — Суоярви — Лахденпохья — Париккала. Проектом предусматривается модернизация пропускного пункта «Сювяоро — Колмиканта/Париккала» и создание на его базе малого мультимодального узла транспортной логистики.

Развитие железнодорожной инфраструктуры

Основное внимание уделяется развитию железнодорожной магистрали Санкт-Петербург — Мурманск, которая наряду с федеральной автотрассой М-18 «Кола» формирует главную транспортно-планировочную ось республики и является железнодорожной составляющей северного ответвления международного транспортного коридора «Север — Юг» (NSR — 1). Именно эта транспортная артерия является одним из основных ресурсов промышленного и экономического развития в целом крупнейших населенных пунктов Карелии — Лоухи, Кемь, Беломорск, Сегежа, Медвежьегорск, Кондопога, Петрозаводск, конечно, не исключая важности водного транспорта. Развитие и модернизация железной дороги Санкт-Петербург — Петрозаводск — Мурманск предусмотрены в федеральной целевой программе «Модернизация транспортной системы России до 2010 г.» в контексте развития международного транспортного коридора «Север — Юг» (NSR).

По оси данной магистрали предлагается формирование малых узлов транспортной логистики, позволяющих повысить статус Карелии с точки зрения освоения транзитных грузопотоков.

В широтном направлении основное стратегическое значение для РК несет железная дорога Ледмозеро — Кочкома, которая требует модернизации для ее последующего включения в состав регионального коридора «Архангельск — Оулу».

В Пудожском районе Карелии сосредоточены крупнейшие месторождения железо-титан-ванадиевых и хромитовых руд, никеленосных серпентинитов — источника магнезии. Но эта территория не обладает развитой транспортной инфраструктурой, достаточной для полноценного освоения  месторождений. В связи с этим предлагается строительство новой магистральной железной дороги Медвежьегорск — Пудож — Вытегра — Череповец (500 км).

Проектирование и строительство участка ж/д Юшкозеро — Пяозерский (лучше — с прохождением его через Калевалу) позволят ликвидировать разрыв в опорной транспортной сети РК. Организация сквозного сообщения позволит сохранить и реконструировать две тупиковые железнодорожные ветви, в значительной степени повысить эффективность функционирования Суоярвской железнодорожной линии, привлечь инвестиции для ее реконструкции и модернизации.

Реализация этого плана позволит сформировать полноценный Западно-Карельский транспортный коридор, который будет выступать в качестве дублера основного транспортного коридора меридионального направления, а также будет играть значительную роль в освоении и развитии прилегающих территорий. Создаются также серьезные предпосылки для дальнейшего продления ж/д линии Суоярви — Пяозерский дальше на Север, в Мурманскую область.

Проектом учитывается возможность организации скоростного движения пассажирских поездов на участке Петрозаводск — Санкт-Петербург. Планируется разработка технико-экономического обоснования проекта. Ориентировочно техническое открытие скоростного движения на карельском направлении будет организовано к 2010 г.

Развитие автодорожной сети

Главенствующее значение для республики, если рассматривать ее автодорожную сеть, имеет федеральная автодорога «Кола» М-18, или Е-105 (по европейской классификации). На данный момент наличествуют участки, не соответствующие статусу федеральной трассы. Развитие и модернизация автомобильной магистрали Санкт-Петербург — Мурманск заложены в ФЦП «Модернизация транспортной системы России до 2010 г.».

Исходя из анализа транспортной системы РК и выявленных проблем, предлагаются следующие мероприятия, касающиеся нового строительства и реконструкции ряда автомобильных дорог.

Создание новой транспортно-планировочной оси РК в меридиональном направлении («Север — Юг»), которая объединит ряд основных территориальных автотрасс широтного направления и создаст целостную структуру транспортного каркаса Карелии.
Предлагаемые к реконструкции участки новой дороги составляют основную ее протяженность: Суоярви — Поросозеро — Муезерский; Юшкозеро — Кепа.

Весьма большую суммарную протяженность составят новые участки новой территориальной дороги: Муезерский — Ледмозеро — Юшкозеро; Кепа — Пяозерский — Зашеек — граница Мурманской области.

В аспекте развития регионального транспортного коридора «Архангельск — Оулу» через Беломорск проектом предлагается строительство участка автодороги II категории — от п. Сумпосад, вдоль имеющейся железной дороги, до границы Архангельской области. Предполагается, что данная трасса будет продолжена от карело-архангельской границы до г. Северодвинска и до г. Мурманска и получит статус федеральной трассы.

Строительство дороги Кемь — Беломорск. Эта дорога необходима для почти двукратного сокращения расстояния между этими городами, так как связь через федеральную а/д М-18 «Кола» и по территориальным автодорогам является неудобной и не способствует активному градостроительному освоению территории между двумя портовыми городами с серьезным потенциалом развития.

Создание качественной автодорожной связи Тумба — Реболы путем реконструкции имеющихся участков Тумба — Иотко и Лендеры — Кивоваара — Реболы, а также строительства нового участка Иотко — Лендеры.

Реконструкция а/д Поросозеро — Медвежьегорск с устройством усовершенствованного асфальтобетонного покрытия. После этого предполагается ее включение в число основных территориальных автодорог.

Строительство а/д Кемь — Энгозеро — Лоухи (в числе основных территориальных а/д) вдоль магистральной железной дороги Санкт-Петербург — Петрозаводск — Мурманск.

А/д Лендеры — МАПП «Инари» — выход на государственную границу, Поросозеро — МАПП «Хаапаваара» и Суоярви — Вегарус — МАПП «Хаапаваара» — выход на государственную границу, обеспечивающие связь с восточными районами Финляндии.
Строительство территориальной автомобильной дороги «Сумский — Сумпосад» с возможным ее переводом в федеральный статус. Функциональное значение этой трассы — спрямление трассировки регионального международного транспортного коридора «Архангельск — Оулу».

Отдельному рассмотрению подлежит проект строительства новой платной скоростной автотрассы федерального значения «Онего»: «Петрозаводск — Сортавала — Лахденпохья — граница с Финляндией (МАПП «Париккала»), который повысит среднюю скорость движения (до 120 км/ч) и качество транспортного сообщения столицы РК с городами Финляндии, а также с юго-западными районами РК.

Развитие портовой инфраструктуры

Республика Карелия в полной мере располагает ресурсами развития водного транспорта. Полномасштабное развитие портовой инфраструктуры напрямую увязано с развитием железнодорожного транспорта в контексте развития МТК (международных транспортных коридоров) и, конечно, с прямым взаимодействием между железной дорогой и портами в процессе переработки и транспортировки грузов (в основном транзитных).

Основой для роста грузопотоков в Карелии может стать формирование новых транспортных маршрутов. Например, перспективным представляется формирование новых водных (река — море) маршрутов. Одним из узлов подобного маршрута может стать порт «Кеми». Сейчас идет проработка возможности и целесообразности реконструкции существующего порта, находящегося на территории Кемского ЛДЗ.
Одним из главных благоприятных факторов, предрасполагающих к модернизации и расширению имеющейся портовой инфраструктуры в северной части республики (Кемь, Рабочеостровск, Беломорск), является благоприятная навигационная обстановка в течение довольно продолжительного периода — почти целого года. Дополнительный поток грузов может быть сформирован за счет привлечения грузоотправителей из соседних регионов: Мурманской и Архангельской областей, навигация портов которых весьма ограничена.

Основные мероприятия по развитию водного транспорта.
-   Создание комплексов портовой и терминально-складской инфраструктуры на базе уже имеющихся портов республики. В первую очередь, речь идет о необходимости создания узлов формирования транспортной логистики на «кемско-беломорской» площадке градостроительного освоения. Стоит отметить, что развитие портовой инфраструктуры на обозначенной территории подразумевает параллельное развитие железнодорожного транспорта по направлению международного регионального транспортного коридора «Архангельск — Оулу» через Беломорск, который в будущем станет продолжением северного направления международного транспортного коридора TSR-3.
-   Важное значение для развиваемой площадки имеет развитие судоходных путей и их включение в состав СМП (Северного морского пути). Данное мероприятие также будет способствовать повышению статуса Кемского и Беломорского портов.
-   Реконструкция Беломорско-Балтийского канала с расширением и углублением акватории и реконструкцией шлюзов.
-   Модернизация и расширение Медвежьегорского грузового порта на побережье Повенецкого залива.
-   Модернизация Петрозаводского порта и развитие новой портовой инфраструктуры в районе южной промышленной зоны. Это позволит вынести транзитные автотранспортные потоки из центра города.

Развитие авиации

Предлагается возрождение авиации на базе существующих аэропортов и посадочных площадок. Ряд аэропортов республики, располагающихся при крупнейших районных центрах, требует полной реконструкции и модернизации с последующим их включением в систему внутреннего регулярного воздушного сообщения.

Двумя главными факторами, обосновывающими развитие малой авиации на территории Карелии, являются: большие расстояния от ряда районных центров до административного центра Республики, города Петрозаводска; перспективы развития туризма, требующие обеспечения быстрой и комфортной транспортировки туристов между городами Карелии.

Абсолютно новым направлением развития авиации в Карелии представляется реализация проекта ХАБа — строительства нового международного аэропорта для обслуживания кросс-полярных и трансполярных авиарейсов.

Размещение такого рода аэропорта в приграничной зоне города Петрозаводска удобно по нескольким факторам. В первую очередь это близость от одного из крупнейших в регионе центров расселения — Санкт-Петербурга. Кроме того, аэропорт может выполнять дублирующую роль в отношении санкт-петербургских международных аэропортов, что немаловажно для всего Северо-Западного региона. Также это удобное предполярное расположение рассматриваемой для нового ХАБа площадки.

Автор: по материалам редакции
Дата: 25.07.2007
«Федеральный строительный рынок» № 62
Рубрика: ***




«« назад