Публикации »

Новые подходы к экспертизе проектной документации объектов капитального строительства

Государственной экспертизе принадлежит важная роль в инвестиционно-строительном процессе. Вся деятельность Главгосэкспертизы России направлена на достижение конечной цели — своевременного обеспечения строек качественной проектной продукцией.

Экспертиза является завершающим этапом подготовки проектной документации объектов капитального строительства, на котором дается добро реализации проекта.

Существовавшая многие годы схема организации государственной экспертизы вызывала справедливые нарекания заказчиков и застройщиков, поскольку предусматривала многоступенчатое прохождение экспертизы, необходимость получения многочисленных заключений специализированных экспертиз (экологической, промышленной безопасности, условий труда и др.), что приводило к существенному увеличению сроков подготовки сводного заключения по проекту и, в конечном счете, необоснованному увеличению сроков проектной подготовки строительства.

Принятыми в последнее время законодательными актами Российской Федерации и, прежде всего, Градостроительным кодексом Российской Федерации установлен принципиально иной порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Частью 4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий проводится федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы, или подведомственными указанным органам государственными учреждениями. Такой федеральной экспертной организацией определена Главгосэкспертиза России, подведомственная Росстрою, а по проектной документации объектов военной инфраструктуры — Минобороны России.

Положения указанной статьи Градостроительного кодекса Российской Федерации создали законодательную основу для практической реализации процесса проведения государственной экспертизы по принципу «одного окна», что, безусловно, будет способствовать своевременному обеспечению строек необходимой проектной документацией. Другим важным положением в организации экспертизы является четкое разграничение полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

К полномочиям федеральных органов исполнительной власти отнесено проведение государственной экспертизы проектной документации объектов, строительство которых предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе, во внутренних морских водах, объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, а также особо опасных, технически сложных и уникальных объектов.

Проведение государственной экспертизы всех других объектов, независимо от источников финансирования их строительства, отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации.

Таким образом, существенно расширены права субъектов Российской Федерации в области регулирования инвестиционной деятельности на подведомственных им территориях и в решении вопросов строительства конкретных объектов.

Это имеет особо важное значение для объектов социальной сферы, в том числе жилищного строительства, поскольку подавляющее большинство таких объектов сейчас находится в компетенции субъектов Российской Федерации.

Позвольте остановиться еще на одном вопросе, который диктует необходимость новых подходов к экспертизе проектной документации. Градостроительным кодексом Российской Федерации дано однозначное определение предмета государственной экспертизы проектной документации.

Надо сказать, что само слово «экспертиза» от латинского expertus — опытный, означает исследование, оценку специалистом каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в данной области.

Частью 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что предметом государственной экспертизы проектной документации является оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий.
Данное положение, с одной стороны, существенно сужает круг вопросов, рассматриваемых при экспертизе проектной документации, с другой— повышает требования к качеству проработки проектных решений, ибо установление государственной экспертизой хотя бы одного из несоответствий проектной документации требованиям технических регламентов является основанием для выдачи отрицательного заключения.

В соответствии с Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145, к предмету экспертизы отнесена также оценка соответствия сметной стоимости объекта капитального строительства, строительство или реконструкция которого финансируется полностью или частично за счет средств федерального бюджета, нормативам в области сметного нормирования и ценообразования.

Согласно новым законодательным актам Российской Федерации, Главгосэкспертиза России рассматривает представленную на экспертизу проектную документацию только в части технических решений, относящихся к предмету государственной экспертизы, и не подвергает оценке вопросы, которые относятся к компетенции заказчика, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Экспертиза сметной документации проводится на предмет проверки достоверности определения в проектной документации сметной стоимости объектов капитального строительства.

Следует отметить, что по сравнению с ранее действовавшими нормативными документами в области государственной экспертизы новые нормативные правовые акты не устанавливают также необходимости оценки экспертизой соответствия принятых в проекте решений обоснованию инвестиций в строительство данного объекта. Проведение государственной экспертизы обоснований инвестиций Градостроительным кодексом Российской Федерации не предусмотрено. Решение о направлении этого вида предпроектной документации принимается заказчиком по своему усмотрению.

Принципиально новым положением является установление на законодательном уровне перечня объектов капитального строительства, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе. К таким объектам, в частности, отнесены незначительные по площади малоэтажные здания жилищно-гражданского и производственного назначения.

Введено новое определение типовой проектной документации, под которой понимается проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы и применяемая повторно. В отношении такой документации на государственную экспертизу представляются только результаты инженерных изысканий, а также проектная документация по внешним инженерным сетям и конструктивным решениям фундаментов, т. е. экспертизе подвергается не проект в целом, а только те технические решения, которые позволяют произвести привязку проекта к условиям новой площадки строительства.

Естественно, это резко сокращает объем экспертных работ и позволяет заказчику широко использовать типовую документацию для объектов массового применения. Реализация изложенных выше законодательных актов Российской Федерации потребовала осуществления структурных изменений в Главгосэкспертизе России.

Исходя из предмета государственной экспертизы, определенного Градостроительным кодексом Российской Федерации, и организации экспертного процесса по принципу «одного окна», в Главгосэкспертизе России образованы отделы: экологической экспертизы, экспертизы промышленной безопасности, экспертизы предупреждения чрезвычайных ситуаций и отдел других специализированных экспертиз.

В целях обеспечения оперативности рассмотрения проектной документации на федеральном уровне, а также информированности заказчиков и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части отнесения объектов к полномочиям Главгосэкспертизы России или ее филиалов, либо к полномочиям субъектов Российской Федерации, Главгосэкспертизой России издано распоряжение от 05.04.2007 № 34-р, текст которого размещен на сайте Росстроя.

В данном документе приведен перечень филиалов Главгосэкспертизы России, расположенных в различных регионах страны, с указанием закрепленных за ними территорий субъектов Российской Федерации и специализации филиалов по проведению государственной экспертизы проектной документации отдельных видов объектов капитального строительства, относящихся к категории технически сложных или особо опасных объектов.

Указанный документ позволяет заказчикам вовремя сориентироваться, к какой категории относится тот или иной объект и в какой экспертный орган необходимо представлять проектную документацию.

В заключение хочу сказать, что Главгос-экспертизой России придается важное значение освещению в печати отдельных вопросов, связанных с экспертизой проектной документации объектов капитального строительства. Сотрудниками Главгосэкспертизы России ежегодно подготавливаются статьи и различные информационные материалы, которые публикуются в журналах и газетах строительного профиля.

Автор: Сергей Османов
Дата: 25.07.2007
«Федеральный строительный рынок» № 62
Рубрика: ***




«« назад