Публикации »

Российские порты на Балтике наращивают мощности

В 90-е годы, после развала СССР, наша страна лишилась нескольких крупных портов на Балтике. Требовалось в короткий срок восполнить дефицит перевалочных мощностей на Северо-Западе, построив новые порты и терминалы. И задача эта была решена. На берегах Финского залива появилось сразу несколько крупных современных портов, которые продолжают наращивать мощности.


Первая «ласточка» — нефтеналивной порт Приморск — был запущен в декабре 2001 г., первый танкер с нефтью отсюда отправлял Президент России Владимир Путин. С тех пор через Балтийскую трубопроводную систему (БТС) утекли в трюмы танкеров сотни миллионов тонн «черного золота». Достигнув в 2005 г. своей проектной мощности в 60 млн. т, порт Приморск быстро превысил ее и отгружает на экспорт более 75 млн. т нефти в год. Он стал крупнейшим на Балтике перевалочным пунктом по экспорту углеводородов.

Развитие порта Приморск продолжается. Правительство Ленинградской области оказало максимальное содействие компании «Транснефть» в расширении мощностей БТС дополнительно на 50 млн. т нефти в год. Новый нефтепровод прокладывается параллельно существующему, из Великих Лук он идет через Лугу до Приморска. На тех участках, где это возможно, будут использованы существующие мощности нефтепровода, которые усиливаются строительством нефтеперерабатывающих станций. Предполагается, что в 2008 г. БТС уже сможет перекачивать 125 млн. т нефти. Это тем более важно, что российские порты на Балтике уже практически исчерпали свои возможности по перевалке углеводородов и требуют увеличения мощностей.

В полукилометре от действующего нефтеналивного порта Приморск идет строительство нового грузового терминала и экспортного нефтепродуктопровода «Кстово — Ярославль — Кириши — Приморск». Оба крупных объекта являются составными частями проекта «Север», разработанного коллективом компании «Транснефтепродукт». Проект «Север» имеет стратегическое значение для России, так как позволит укрепить ее экспортную независимость. Новый порт будет рассчитан на прием, хранение и отправку на экспорт светлых нефтепродуктов. Портовые сооружения с двумя двусторонними причалами позволят одновременно производить налив через стендеры сразу четырех танкеров. Рядом на берегу разместится припортовая нефтебаза. Компания «Транснефтепродукт» планирует сдать в эксплуатацию терминал в нынешнем году.

Порт Приморск был выбран для размещения нового терминала неслучайно: здешние глубины позволяют принимать танкеры большой грузоподъемности. Магистральный нефтепродуктопровод «Кстово — Ярославль — Кириши — Приморск» проходит по территории семи областей России: Нижегородской, Владимирской, Ивановской, Ярославской, Тверской, Новгородской, Ленинградской, а также Санкт-Петербурга. Современные технологии позволят перекачивать к месту отгрузки практически все виды нефтепродуктов.

Дальнейшее развитие получит и порт Высоцк. Здесь в 2003 г. начал функционировать распределительно-перевалочный комплекс для отгрузки на экспорт нефтепродуктов — РПК «ЛУКОЙЛ-II». В прошлом году была сдана в эксплуатацию третья очередь терминала, что позволило увеличить объемы отгрузки до 9,2 млн. т в год.

— В настоящее время прорабатывается вопрос о возможности строительства еще одной очереди РПК «ЛУКОЙЛ-II» и увеличения объемов перевалки нефтепродуктов до 24 млн. т в год, — говорит вице-губернатор Ленинградской области Григорий Двас. — В Высоцке активно развивается и старый порт, где компания «РОСА-Холдинг» (бывшая Ерунаковская угольная компания) приступает к строительству трех новых причалов для приема судов большего дедвейта, что позволит расширить номенклатуру грузов и увеличить грузооборот до 16 млн. т в год. Таким образом, суммарно мощности порта Высоцк возрастут в будущем до 40 млн. т. Продолжает строиться и порт Усть-Луга, мощности которого предполагается увеличить с планировавшихся первоначально 35 млн. т до 120 млн. т в год. В связи с этим откорректирована генеральная схема порта, территория которого расширяется в направлении северного побережья Лужской губы Финского залива. Сейчас происходит упорядочивание планов по строительству терминалов и завершается согласование всех возможностей по обеспечению возрастающего грузопотока, в первую очередь, увеличения пропускной способности железной дороги.

Порт Усть-Луга чрезвычайно привлекателен для грузоперевозчиков: здесь большие глубины и самый короткий на Балтике подходной канал — его длина составляет всего 3,7 км. Поскольку порт замерзает зимой на срок чуть больше месяца, навигация без ледокольной проводки возможна до 326 дней в году. Поэтому порт остро востребован уже сегодня. Но пока в Усть-Луге функционируют только три терминала. Самый первый — угольный — был запущен еще в 2001 г. Этот высокотехнологичный комплекс перегрузки угля мощностью 4 млн. т в год открыл для России новые экспортные возможности. В 2009 г., когда будет введена в действие третья очередь угольного терминала, его мощности возрастут до 8–10 млн. т в год. В целом пропускная способность комплекса составляет 12–15 млн. т в год, он является одним из самых современных в мире. Терминал оснащен вагоноопрокидывателями, трансбордерами для быстрой перестановки высвобожденных вагонов, инфракрасными размораживателями угля для зимнего времени, а также высокопроизводительными судопогрузочными машинами. Сегодня на угольном терминале можно обрабатывать до 350 вагонов в сутки, при выходе на проектную мощность эта цифра удвоится. А пока в этом году через перегрузочный комплекс планируется перевалить 5,5 млн. т угля.

В прошлом году в порту Усть-Луга был сдан в эксплуатацию комбинированный многоцелевой грузопассажирский автомобильно-железнодорожный паромный комплекс, призванный обеспечить сообщение на линии Усть-Луга — Балтийск — порты Германии. Этот проект, заказчиком которого является ФГУП «Росморпорт», включен в федеральную программу «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 гг.)», а также в программу сотрудничества России с ЕБРР. Паром позволит полностью удовлетворить потребности Калининградской области в перевозках и повысит пропускную способность международных транспортных коридоров «Север — Юг» и «Восток — Запад».

В июне с. г. в порту Усть-Луга состоялась торжественная церемония пуска в эксплуатацию третьего по счету терминала — универсального перегрузочного комплекса (УПК). В ней приняли участие первый заместитель председателя Правительства РФ Сергей Иванов, министр транспорта РФ Игорь Левитин, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, представитель Президента РФ в СЗФО Илья Клебанов, губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков, генеральный директор ОАО «Совкомфлот» Сергей Франк и другие официальные лица. УПК предназначен для приема, хранения и отгрузки на экспорт большой номенклатуры грузов:
-  чугуна в чушках из г. Тулы в порты Европы и США;
-  железорудных окатышей;
-  черных и цветных металлов;
-  генеральных грузов (биг-беги, контейнеры, мягкие контейнеры, оборудование, катанка, барабаны и т. д.);
-  строительных материалов;
-  навалочных грузов.

Очень важно то, что оснащение причалов УПК позволяет принимать негабаритное и тяжеловесное оборудование. Для некоторых других российских портов работа с нестандартным оборудованием является большой проблемой. Терминал же в Усть-Луге оснащен мощными кранами и, что отрадно, отечественного производства. Комплекс занимает 16 га, четверть из которых — открытые складские площадки. Он включает в себя два причала —№3 длиной 250 м и глубиной 14 м и №4 длиной 335 м и глубиной 10 м. Конструкция обоих причалов запроектирована на отметку минус 16 м, так что еще предстоит провести дополнительные работы по дноуглублению акватории.Это позволит принимать суда дедвейтом до 70 тыс. т. Универсальный перегрузочный комплекс будет работать в круглосуточном и круглогодичном режиме. К терминалу ведут железнодорожные подходы общей длиной 1,5 км. Это три сдвоенных железнодорожных пути длиной по 300 м. Длина фронтов выгрузки составляет 1700 м. Имеются и автомобильные подходы.

Сейчас в порту идет строительство еще нескольких терминалов, в том числе контейнерного мощностью 3 млн. TEU в год. Первая очередь его будет сдана в эксплуатацию в 2008 г. Планируется запустить также бункеровочный комплекс мощностью 5 млн. т различных видов топлива в год и терминал генеральных грузов мощностью 3 млн. т в год с последующим увеличением до 5 млн. т.

В 2009 г., в соответствии с планом развития порта, должна быть запущена первая очередь комплекса наливных грузов, предназначенного для отгрузки на экспорт нефти, мазута и судового топлива. Проектная мощность этого терминала — 10,5 млн. т в год. А в 2010 г. будет сдан в эксплуатацию еще один комплекс — по перегрузке сжиженных углеводородных газов мощностью в 1 млн. т в год.

Но еще одно «новоселье» Усть-Луга успеет справить и в нынешнем году: запустить специализированный терминал для отгрузки на экспорт технической серы мощностью 6 млн. т в год.

Автор: Ольга Лоскутова
Дата: 25.07.2007
«Федеральный строительный рынок» № 62
Рубрика: ***




«« назад