Публикации »

ООО «Тоннельдорстрой». Новейшие технологии. Ускоренные темпы

Профессия строителя издревле пользуется почетом и уважением. Вот уже полвека в нашей стране второе воскресенье августа отмечается как праздник строителей, а также проектировщиков, сметчиков, архитекторов, рядовых работников стройиндустрии — всех тех, кто занят благородным созидательным трудом. В преддверии праздника принято подводить итоги, делиться планами на будущее.  Сегодня ООО «Тоннельдорстрой» — одна из сильнейших строительных организаций на юге России — ведет работы по сооружению самого протяженного в нашей стране автодорожного тоннеля. Об этом, а также о других направлениях деятельности компании мы попросили рассказать генерального директора Юрия Алексеевича  МОРДВИНКОВА.

–Строительство ведется на автомобильной дороге Джубга —Сочи на участке обхода г. Сочи (пикет 134-194). Объект состоит из тоннеля и многофункциональных штолен, в одной из которых в перспективе также будет выполнен тоннель. Вообще же сооружение будет включать транспортный тоннель на две полосы движения, эвакуационную штольню и две эстакады. В штольне проходка осуществляется в габаритах калотты тоннеля — это позволит доработать ее при необходимости до габаритов тоннеля. Разработанный дизайнерами и архитекторами эстетический облик порталов прекрасно вписывается в окружающий ландшафт. Протяженность тоннеля составит 2619,2 м, штолен — 2518 м. Пропускная способность — 16 тыс. автомобилей в сутки. Это сооружение не только позволит существенно сэкономить время для транзитного транспорта, но и разгрузит от автомашин центральную часть города, что, безусловно, окажет позитивное влияние на экологическое состояние города-курорта.

Согласно графику, строительство должно быть закончено в 2010 г., однако благодаря применению новейших технологий, в частности набрызг-бетонирования, планируем закончить объект в октябре 2009 г.

— Юрий Алексеевич, что собой представляет технология набрызг-бетонирования?

— Данная технология подразумевает проходку тоннелей и штольни механизированным способом при помощи проходческих комбайнов. Технология такова: грунт разрабатывается комбайном, затем перегружается в самосвал и вывозится. Следом идет механизированный анкероустановщик, он ставит четырехметровые анкера, на которые навешиваются специальные сетки. Затем установка наброс-бетонирования производит наброс бетона. Это позволяет проходить тоннель до 150 м в месяц против 30–60 м при проходке обычным способом.

В технологическом процессе задействованы:
-   комбайны избирательного действия Wirth Paurat T3.20 и T2.61 (Германия), тяжелого класса, для проходческих работ по породе средней крепости и по твердой породе с показателем крепости до 120 Мпа, u1082, которые могут проходить выработки сечением до 7,69 м высотой и 8,96 м шириной с одной центральной позиции без перемещения;
-   установки для мокрого торкретирования Sika PM 500, с дальностью действия торкретфорсунки 13,3 м, максимальной производительностью 30 куб. м/ч макс. при давлении бетона 75 бар;
-   механизированный анкероустановщик Boltec LC, устанавливающий все известные виды анкеров (Swellex, механически закрепляемые, цементируемые смолами или цементными заполнителями, болты с раздвоенными концами) длиной от 1,5 до 6,0 м в наклонных стволах или тоннелях высотой до 12 м. Блок для установки болтов может одновременно перемещать 10 анкеров в устройстве барабанного типа;
-   система мониторинга деформаций временной крепи компании GEODATA (Австрия), которая включает электронный тахеометр Leica TCA1201 и программное обеспечение EUPANOS для трехмерного оптического наблюдения за деформациями, а также датчики инструментального контроля за состоянием породы и за напряжениями в самой крепи.

— Какие еще технологии применяются при строительстве этого объекта?

— Мы сочетаем буро-взрывной и комбайновый способ разработки грунтов(в зависимости от горно-геологических условий), арко-бетонную временную крепь, крепи из суперкомпозитных материалов или набрызг-бетона, гидроизоляцию и дренажную систему из полимерной пленки со слоем геотекстиля.

Вообще же работы ведутся в рамках единой технологической схемы, включающей:
-   проходку верхней части тоннеля (калотты), которая производится по ново-австрийскому методу (NATM) и включает: разработку грунта верхней части тоннеля (калотты) высокопроизводительным горнопроходческим комбайном избирательного действия Paurat T3.20 (фирма Wirth Paurat Германия), нанесение слоя торкретбетона набрызг-бетонной установкой Sika PM-500 (Швейцария) по металлической сетке и аркообразным металлическим каркасам, установку железобетонных анкеров анкероустановщиком Boltek LC (Швеция);
-   разработку ядра и штросс тоннеля, производимую буро-взрывным способом с отставанием от забоя калотты не более 300 м;
-   устройство гидроизоляции тоннельной обделки с использованием геомембраны швейцарской фирмы Sika;
-   бетонирование постоянной обделки при помощи передвижной механизированной опалубки СМН-290 с отставанием от забоя ядра не более 300 м.

На всем протяжении тоннеля предусмотрена опережающая проходка штольни по отношению к тоннелю. Проходка соединительных транспортно-эвакуационных сбоек осуществляется параллельно с проходкой тоннеля и штольни по мере их прохождения с шагом 300 м. Сбойки позволяют вести работы без остановок на всех участках строительства тоннеля. В качестве крепления штольни предусмотрена арочно-бетонная армированная крепь.

— В процессе работы вносились какие-либо коррективы?

— Да, проект изначально предусматривал устройство монолитной временной крепи (трехметровая опалубка и временная крепь из монолитного бетона). Уже в процессе работ мы согласовали применение новой техники и технологии, обеспечивающей безопасное производство работ и увеличивающей скорость проходки в месяц в среднем до 90 м за счет набрызг-бетонной временной крепи.

— С какими трудностями приходится сталкиваться?

— Строительство ведется в грунтах с коэффициентом крепости 8–40 Мпа, состоящих из аргелитов, вкраплений песчаника и алевролитов. Если говорить коротко, то условия можно охарактеризовать как крайне неблагоприятные. Так, одна из проблем северного портала — обводненные грунты; здесь необходимо прокладывать водоотводы. Всего же на портальных участках сделано 11 водотоков: 3 — с южной стороны и 8 — с северной. Кроме того, на порталах наблюдаются массивные оползни, которые пришлось укреплять подпорными стенами на буронабивных сваях (глубиной до 16 м), сооружать арочные галереи. Бывали и вывалы в разломах горного массива, однако благодаря современной технике их удавалось быстро ликвидировать.

Для укрепления откосов припортальных выемок применяются габионные покрытия и георешетки из полимерных материалов. При возведении обделок из монолитного железобетона на полное сечение тоннеля используются передвижные механизированные опалубки (СМН-290 и др.), бетононасосы типа СБ-207, обеспечивающие укладку бетонной смеси в 9-метровую секцию объемом 150 куб. м за 6 часов. Предварительное устройство обратного свода позволяет отказаться от устройства временных путей для механизированной опалубки, улучшить культуру производства, увеличить скорость бетонирования.

Обнаруживается и загазованность, для ее разжижения до допустимой нормы приходится ставить мощные вентиляторы, обеспечивающие приток воздуха 85 тыс. куб. м в час на один забой.

— Вопросам экологии уделяется повышенное внимание?

— Все работы, поскольку они ведутся в зоне национального парка, осуществляются с максимальным сохранением ландшафта. Мы в полном объеме соблюдаем все экологические нормы. Выполнены очистные сооружения, а также мойки машин. Все стоки попадают в очистные сооружения, где производится их полная очистка. Отходы складируются и утилизируются.

— Юрий Алексеевич, а как обстоит дело с финансированием?

— Это полностью федеральный заказ, который курирует ФГУ «Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья». В течение 2 лет (2005–2006 гг.) финансирование было нестабильным; выделялись минимальные средства, компания была вынуждена закладывать собственные ресурсы и работать на кредитах, но мы не останавливалиcь.

— Каково сегодня обеспечение строительного процесса?

— ООО «Тоннельдорстрой» располагает собственной лабораторией, полностью контролирующей производственные процессы, в том числе качество металлоконструкций и бетона, а также последующее состояние отделки. Лаборатория полностью обеспечена всем необходимым оборудованием: прессами, весами, новой контрольно-измерительной аппаратурой, что позволяет осуществляет подбор бетонных смесей, а также обязательное их испытание, проверять качество сварных соединений и всех материалов, применяемых в строительстве.
Наша производственная база насчитывает более 200 единиц автомобильной техники. Это современное специализированное оборудование, в том числе 6 горнопроходческих комбайнов, 2 установки набрызг-бетонирования, 6 буровых установок и анкероустановщиков, миксеры, автобусы, автопоезда, краны большой грузоподъемности.
С помощью нашего крана была установлена монументальная 50-тонная скульптура возле гостиницы «Москва» в г. Сочи — руководство города обратилось к нам, поскольку кранов такой грузоподъемности больше ни у кого нет.

— Юрий Алексеевич, какие еще работы велись в последнее время?

— Из последних объектов следует отметить федеральную автомобильную дорогу Джубга — Сочи (172-174 пикет), где была произведена реконструкция дорожного полотна, укреплены оползневые склоны, организован водоотвод, выполнены тротуары. При этом уложено 3 тыс. куб. м бетона в укрепительные сооружения, уложено 31000 кв. м асфальта, а также выполнены два тоннеля на Красной поляне (46 и 47 км) протяженностью 325 и 410 м.
В рамках олимпийской компании перед комиссией Международного олимпийского комитета была представлена дорога на Красную Поляну, где был произведен ремонт, в том числе подпорных стен; большой объем работ был выполнен ООО «Тоннельдорстрой».
Занимаемся также и гражданским строительством возводим 12-этажную гостиницу и дома для сотрудников нашей компании.
Редакция журнала «Федеральный строительный рынок» от всей души поздравляет коллектив ООО «Тоннельдорстрой» и желает достижения намеченных целей, успехов в созидании и внедрении передовых технологий, а также крепкого здоровья, семейного счастья, удачи и благополучия.


ООО «Тоннельдорстрой»
354037 г. Сочи, ул. Ручей видный, 2а
Тел.: (8622) 65-04-01, 65-01-69
Факс (8622) 65-00-52
E-mail: tds@sochi.ru

Автор: Сергей Васильев
Дата: 25.07.2007
«Федеральный строительный рынок» № 62
Рубрика: ***




«« назад