«Транспорт России 2007»: заглядывая в будущее
Первый Международный транспортный форум и выставка «Транспорт России 2007» стали для отрасли главным событием года, самым представительным публичным обсуждением комплекса задач, вопросов и проблем, связанных с реализацией «Транспортной стратегии РФ на период до 2020 года» и федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002–2010)». Это стратегические документы, определяющие не только развитие строительной индустрии, но и значительные изменения в смежных отраслях, в экономической инфраструктуре различных регионов страны. В их обсуждении приняли участие как специалисты-транспортники, так и экономисты, ученые, руководители регионов, представители общественности и прессы. Выставку «Транспорт России 2007», согласно подсчетам, посетили около четырех тысяч человек. На ней были заключены важнейшие контракты и соглашения. Представленные в Сочи стенды по уровню подготовки не уступают проектам, выставляемым на престижных зарубежных площадках, экспозиции не оставили равнодушными и иностранных коллег. «В следующем году, — обещал министр транспорта РФ Игорь Левитин, — мы обязательно пригласим на выставку самые авторитетные зарубежные инвестиционные и строительные компании». Некоторые итоги… Комментируя итоги форума, Игорь Левитин дал оценку некоторым наиболее крупным проектам, для которых «Транспорт России 2007» должен стать стартовой площадкой, отправной точкой развития. Весьма интересной и содержательной, по мнению министра, была экспозиция Республики Сахи — Якутии. Игорь Левитин отметил, что «все инфраструктурные проекты связаны с разработкой месторождений полезных ископаемых. А это подчеркивает, что транспортная инфраструктура действительно имеет важное значение для развития Якутии. На период до 2015 г.общая сумма средств заявлена в объеме450 млрд. руб. Порадовали Новосибирская область и, конечно же, Краснодарский край — лидер таких мероприятий. Хочу отметить и Санкт-Петербург, который привез сюда практически готовую целевую программу развития отрасли, по сути, план, который может и должен быть увязан с другими регионами». И перспективы… Наиболее подготовленные предложения Министерство транспорта намерено включить в новую федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России на 2010–2015 годы», ведь к настоящему моменту именно недостаточная развитость транспортной инфраструктуры стала главным тормозом роста российской экономики. 2010–2015 гг. станут началом запуска многих масштабных проектов; в следующей программной пятилетке произойдет настоящий бум в транспортной отрасли, которая будет развиваться со значительным опережением относительно других отраслей экономики. Многократно увеличатся объемы государственных и частных вложений в транспортную инфраструктуру.
Всего же в работе форума и выставки участвовало более 1500 человек, в числе которых заместитель председателя Правительства РФ Александр Жуков, полномочный представитель Президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак, министр транспорта РФ Игорь Левитин, губернатор Краснодарского края Александр Ткачев, президент Олимпийского комитета России Леонид Тягачев. Приветствие участникам и гостям форума направили Президент России Владимир Путин, председатель Правительства РФ Михаил Фрадков, председатель Государственной думы Борис Грызлов, представители администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации, руководители федеральных министерств и ведомств, представители транспортных ведомств зарубежных стран, главы субъектов Федерации, представители крупнейших российских и международных компаний, работающих в сфере транспорта. В ходе выставки состоялось подведение ежегодных итогов работы в рамках реализации транспортной федеральной целевой программы, были представлены последние технические достижения, прошли презентации ряда инфраструктурных проектов, которые будут включены в разрабатываемую Минтрансом России новую федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России на 2010–2015 годы». Руководители субъектов Российской Федерации представили перспективные планы развития транспортной инфраструктуры регионов.
Министр также поблагодарил организаторов мероприятия: им «за короткий срок удалось подготовить на высоком уровне очень содержательную выставку, которых я повидал немало».
Международный транспортный форум, дебютировавший в Сочи, уже объявлен традиционным и ежегодным. Задачу подобных форумов Игорь Левитин обозначил следующим образом: «мы хотим добиться того, чтобы инвесторы выстраивались в очередь с предложениями в транспортной сфере так же, как сегодня это происходит с разработкой недр».
За проведение форума уже борются, желая стать следующим местом его проведения, многие крупные российские города, например Казань, Нижний Новгород и Волгоград.
Руководство Минтранса отмечает, что несомненным успехом форума явилось широкое участие аэропортов и авиакомпаний. Это облегчает увязку данного сектора транспорта с перспективной концепцией развития отрасли, с принятием решений на правительственном уровне. То же самое можно сказать и о судоходных компаниях, представивших новейшие разработки морских и речных транспортных средств. Игорь Левитин дал комментарий и по положению дел в железнодорожном транспорте, проблемам, связанным с проводимой реструктуризацией, в частности по таким «забытым» и «подвисшим» направлениям, как развитие железнодорожного транспорта не общего пользования. Министр поделился также и своими соображениями относительно планов выноса железной дороги из прибрежной курортной зоны Адлер-Сочи. По его словам, за последние годы «разработано не менее четырех различных вариантов прокладки трассы, минующей прибрежную пляжную зону. Но при этом следует иметь в виду, что сегодня на повестке стоит вопрос более важный, нежели предпочтительность того или иного варианта. Дело в том, что если будем рассматривать вопрос по железнодорожному обходу, то конечно же, одновременно необходимо рассматривать и сопутствующий автомобильный обход. Но такой проект стоит огромных денег, и средствами только федерального бюджета его едва ли можно реализовать. Потому что сквозной путь через Кавказ — это сплошные тоннели, мосты, т. е. это супердорогие проекты, реализация которых возможна лишь с помощью не просто консолидации частно-государственного капитала, но, в силу огромных масштабов задачи, с привлечением конгломерата частных инвесторов. Это могут быть инвесторы, заинтересованные в освоении территорий, которые сегодня заняты существующей магистралью и железнодорожной инфраструктурой. Если эти перспективы их устраивают, то они могут участвовать в выносе железной дороги. Таков наш подход к решению этого вопроса. То, что рано или поздно это нужно и придется делать, понимают все».
Новая федеральная целевая программа будет включать проекты строительства автотрасс, скоростных автомобильных и железнодорожных магистралей, связывающих Москву с Санкт-Петербургом, югом России, Сибирью и Дальним Востоком. Программа предусматривает развитие мощных аэропортов, внутренних водных путей, внедрение новейших технологий в строительстве и создание новых транспортных средств. При этом минимальная сумма государственных вложений в программу составит 500–550 млрд. руб. И если сейчас на транспортную отрасль приходится около 11% всех инвестиций в экономику, то к 2010 г. этот показатель вырастет до 14%, а к 2015 г. составит 20%.
В Минтрансе и Минэкономразвития полагают, что основным стимулом для частных инвесторов станет система концессионных соглашений. В этом году уже был дан старт первому в новейшей истории нашей страны конкурсу на заключение концессионного соглашения по строительству платной автодороги «Западный скоростной диаметр» в Санкт-Петербурге. Игорь Левитин отметил, что в скором времени время частный капитал пригласят к участию еще в одном концессионном конкурсе — по строительству платного участка трассы Москва — Санкт-Петербург. В настоящий момент в Минтрансе подготовлены предложения по корректировке закона о концессиях, предусматривающие более четкое распределение рисков между государством и частным инвестором.
Автор: Сергей Васильев Дата: 25.07.2007 «Федеральный строительный рынок» № 62 Рубрика: *** |