Игорь Левитин: «Транспорт был и остается инфраструктурной основой роста отечественной экономики»
Состояние транспортной системы имеет для нашей страны исключительное значение. Транспорт, наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических целей, одним из определяющих факторов повышения темпов экономического роста. О современном состоянии транспортной отрасли, перспективах ее развития мы беседуем с министром транспорта Российской Федерации Игорем Евгеньевичем ЛЕВИТИНЫМ. –Игорь Евгеньевич, в основном наша транспортная инфраструктура — наследие советских времен. Насколько серьезно стоит вопрос о ее реконструкции? — Действительно, мы используем в основном транспортную инфраструктуру, которая была создана еще в СССР. Между тем при ежегодном росте ВВП в 4% инфраструктура должна прирастать на 10–12%, однако в настоящее время она прирастает всего на 1%. Отмечу также, что начиная с 2000 г. рост транспортных услуг составляет в среднем в год для грузовых перевозок 3,8%, для пассажирских перевозок 6,7 % при ежегодном экономическом росте в среднем около 6,1%. Если говорить об автомобильных дорогах, то в нормальном состоянии сегодня только лишь 37%. Хотя нам удалось остановить процесс, когда этот показатель снижается, удалось также остановить развал дорог, которые были построены еще в 60-х гг. и сегодня не соответствуют по своим нагрузкам на земляное полотно. Вообще же России сейчас не хватает примерно 600 тыс. км дорог. Протяженность имеющихся сейчас дорог — около 900 тыс. км. В последнее десятилетие происходило ускоренное старение гражданского морского и речного флота, гражданской авиации России, связанное с износом судов, не сопровождающимся обновлением их парка. Это грозит вытеснением с рынка отечественных перевозчиков, ростом безработицы среди специалистов этих отраслей. Фактически перестала существовать система общедоступного авиационного сообщения между основными городами страны. Ее восстановление идет недостаточно высокими темпами и без должной координации с развитием пассажирского железнодорожного транспорта. Отсутствие такой системы является существенным дезинтегрирующим фактором, который способствует фактической изоляции отдельных российских регионов и реально ослабляет социально-политическое единство страны. Без комплексного и системного решения проблем развития транспортной инфраструктуры нельзя добиться удвоения ВВП, осуществить качественный прорыв в экономике, повысить экономический потенциал регионов и конкурентоспособность отечественных производителей, обеспечить достойное качество жизни для российского населения. Транспорт был и остается инфраструктурной основой роста национальной экономики, инструментом решения целого ряда социально-экономических задач. Это заставляет нас по-иному взглянуть на проблемы транспорта, не с прежних узкоотраслевых позиций, а комплексно, используя возможности по гармоничному развитию транспортной отрасли как ключевого фактора экономической стабильности страны. — Можно ли говорить о каких-либо позитивных изменениях за последнее время? — Да, сегодня в отрасли происходят значительные изменения, касающиеся модели взаимоотношений участников рынка перевозок, развития конкуренции, механизмов взаимодействии с бизнесом, обществом и пользователями транспортных услуг. Новые стратегические задачи развития экономики страны определяют и новые ориентиры для развития транспортной системы, связанные с распространением опорной сети на новые территории, являющиеся главным стратегическим ресурсом государства. Финансовым инструментом реализации станет новая федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы (2010–2015 гг.)», в рамках которой министерством планируется реализация мероприятий по укреплению экономических связей между территориями, удовлетворению растущих потребностей населения и отраслей экономики в услугах транспорта и повышению их качества. Нами принято решение и о корректировке федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 гг.)» с целью завершения ее реализации в 2009 г. — на год раньше запланированного срока. Крупные задачи по совершенствованию дорожного хозяйства поставлены в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля сего года, а также в перечне поручений Президента Российской Федерации по исполнению основных положений Послания от 28 апреля сего года № Пр-713 в части ускорения завершения строительства мостовых переходов, снижения аварийности на дорогах, ускорения реконструкции автомобильной дороги М-4 «Дон», строительства и реконструкции дорог, «формирующих международные транспортные коридоры в Европейской части России по направлениям Север — Юг и Центр — Урал, а также по направлениям, обеспечивающим реализацию экономического потенциала Дальнего Востока и Сибири. В рамках подпрограммы «Развитие экспорта транспортных услуг» ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 гг.)» разрабатываются обоснования инвестиций в развитие Мурманского и Новороссийского портовых транспортных узлов, в строительство логистического центра в Приморском крае для обеспечения увязки работы портов Восточный, Находка и Владивосток. Продолжится структурная реформа на магистральном железнодорожном транспорте. В частности, предполагается создание филиалов ОАО «РЖД», занятых производством и ремонтом путевой техники, подвижного состава, строительством, специализированными грузовыми и пригородными пассажирскими перевозками. Будет завершено формирование Федеральной пассажирской компании. В настоящее время в ОАО «РЖД» разрабатывается генеральная схема в составе «Основных направлений комплексной государственной политики развития железнодорожного транспорта России с учетом прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, отраслей экономики и регионов до 2015 г. и на перспективу до 2030 г.». Основной задачей перечисленных проектов является безусловное обеспечение потребностей российской экономики и населения во внутренних и международных перевозках. В перспективе предполагается усиление инновационной компоненты экономического роста, обусловленное реализацией институциональных преобразований, национальных проектов и долгосрочных стратегий развития ключевых секторов экономики, обеспечивающих среднегодовые темпы роста ВВП на уровне 6–7%. — Реализация намеченных целей требует значительных финансовых вложений? — Предельными объемами расходов инвестиционного характера предусмотрено выделение в рамках подпрограммы «Автомобильные дороги» в 2008 г. —211,4 млрд. руб. (при 144,3 млрд. руб. по утвержденной подпрограмме), в 2009 г. — 222,6 млрд. руб. (при 156,9 млрд. руб. по утвержденной подпрограмме). Расходы на капитальные вложения предусмотрено увеличить в рамках подпрограммы «Автомобильные дороги» в 2008 г. —до 144,7 млрд. руб. (при 92,7 млрд. руб. по утвержденной подпрограмме), в 2009 г. — до 136,4 млрд. руб. (при 100,8 млрд. руб. по утвержденной подпрограмме). Увеличение объема субсидий на строительство и реконструкцию территориальных автомобильных дорог в составе указанных выше объемов капитальных вложений по подпрограмме «Автомобильные дороги» составляет в 2008 г. — 47,2 млрд. руб. (при 36,8 млрд. руб. по утвержденной подпрограмме), в 2009 г. — 40,0 млрд. руб. (так же, как по утвержденной подпрограмме), т. е. темпы увеличения объемов субсидирования из федерального бюджета автомобильных дорог регионального значения в рамках федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 гг.)» несколько ниже, чем финансирование федеральных дорог. Однако проектом федерального закона о федеральном бюджете на 2008 г. и последующие годы предусмотрена также реализация федеральных целевых программ регионального характера, в которых автодорожная составляющая достаточно велика. — Каковы механизмы финансирования? — С тем чтобы снизить нагрузки на бюджеты при реализации дорожных программ, активизирована реализация проектов создания платных дорог с применением механизмов государственно-частного партнерства. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2006 г. № 1708-р утверждены для финансирования с привлечением средств Инвестиционного фонда Российской Федерации 5 инвестиционных проектов, ответственными исполнителями по которым является Федеральное дорожное агентство, с общим объемом финансирования из средств Инвестиционного фонда Российской Федерации в размере 78,2 млрд. руб., в т. ч. Это строительство в Санкт-Петербурге автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» и Орловского тоннеля под Невой, строительство нового выхода на МКАД с федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва — Минск, строительство скоростной автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург на участке км 15 — км 58, создание автодорожной инфраструктуры при комплексном развитии Нижнего Приангарья. Во исполнение указанного распоряжения Правительства Российской Федерации в настоящее время проводится конкурс на право заключения концессионного соглашения на строительство и платную эксплуатацию западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге. Подписано соглашение между участниками проекта комплексного развития Нижнего Приангарья; в стадии согласования проект договора между Федеральным дорожным агентством и государственным заказчиком инвестиционного проекта — советом администрации Красноярского края о финансировании за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации мероприятий по созданию автодорожной инфраструктуры в составе данного инвестиционного проекта. Совместно с правительством Санкт-Петербурга подготовлен проект распоряжения Правительства Российской Федерации о заключении концессионного соглашения на строительство и последующую эксплуатацию в Санкт-Петербурге Орловского тоннеля под Невой в рамках развития Волго-Балтийского водного пути.
Существенным фактором сокращения издержек в экономике должно стать развитие речных перевозок. Здесь разработаны проекты по увеличению пропускной способности внутренних водных путей, в том числе — по модернизации Волго-Донского и Волго-Балтийского каналов.
Автор: Сергей Васильев Дата: 25.07.2007 «Федеральный строительный рынок» № 62 Рубрика: *** |