Ограничители грузоподъемности типа ОГШ. Реалии и перспективы
Ограничители грузоподъемности типа ОГШ выпускаются ЗАО «ИТЦ «КРОС» с 2002 г. и получают все более широкое распространение. За это время выпущено более 350 экземпляров прибора. Они установлены на кранах во многих регионах России — от Дальнего Востока до Калининградской области. Информация об ограничителях типа ОГШ, опыте их применения, информация о встроенном регистраторе параметров и возможности его использования для оценки ресурса крана неоднократно публиковались в различных изданиях [1, 2, 3, 4, 5]. К настоящему времени сформировалась структура ограничителя, определились «стандартные» комплектации, сведения о которых приведены в настоящей статье. Данный материал позволит потенциальным потребителям нашей продукции иметь более полное представление о приборе и произвести обоснованный выбор требуемой комплектации ограничителей. Классификация комплектов ограничителя. В зависимости от типа крана выбирается соответствующая комплектация. Ограничители грузоподъемности ОГШ-1 Ограничители грузоподъемности ОГШ-1предназначены для установки на краны-штабелеры, электротали, кран-балки, а также козловые, мостовые и другие краны с кабельным питанием с группой классификации режима не более А6 и грузоподъемностью до 10 т. Прибор выполнен в виде блока микропроцессорного с датчиком. ОГШ-1 выпускается в разных модификациях. Ограничители грузоподъемности ОГШ-2.10 Ограничители грузоподъемности ОГШ-2.10 являются приборами безопасности нового поколения с регистратором параметров и цифровой передачей сигналов от датчиков. В состав ограничителей ОГШ-3 входят: Ограничитель грузоподъемности ОГШ-3.8И Ограничитель ОГШ-3.8И предназначен для кранов с постоянной грузоподъемностью с одной или двумя лебедками, работающими совместно. Нагрузка регистрируется одним датчиком. Кран может работать с крюком или грейфером без переключения режимов работы ограничителя грузоподъемности. Специальные исполнения ограничителей На базе типовых конструкций ограничителя ОГШ-2, ОГШ-3 могут быть выполнены их специальные исполнения, позволяющие учесть особенности конструкции и эксплуатации, в том числе при работе в условиях ионизирующего излучения, работе в агрессивных парах и газах. Существенное расширение функцио-нальных возможностей ограничителя специального исполнения может быть получено применением специального блока логики, разработанного ЗАО «ИТЦ «КРОС» для расширения функций ограничителя. Блок логики имеет один цифровой вход на 8 каналов, 8 дискретных входов и 8 управляющих реле. Датчики для ограничителей грузоподъемности Для измерения нагрузки в силовой цепи грузоподъемного механизма используются тензометрические датчики различных фирм, в том числе и датчики собственного изготовления. Основными принципами, которыми руководствуется ЗАО «ИТЦ «КРОС» при выборе типов датчиков и узлов их встройки, являются: Наиболее широко применяются датчики фирм FLINTEC, ZEMIK, «ТЕНЗО-М», которые могут встраиваться в специальную опору барабана, под ось обводных блоков и т.д. Датчики собственного изготовления представлены датчиками типа «ДНК», выпускаемыми серийно ЗАО «ИТЦ «КРОС». Для измерения нагрузки в грузовом канате в большинстве случаев датчики типа «ДНК» устанавливаются в полиспастную систему грузовой лебедки крана, в которой имеется неподвижная ветвь каната. Датчики изготавливаются из высокопрочной стали и имеют антикоррозионную защиту и исполнение IP-67. Датчики выпускаются трех типоразмеров: Регистратор параметров Ограничители ОГШ-2, ОГШ-3 имеют встроенный регистратор параметров, являющийся составной частью ограничителя. При наличии файлов регистратора параметров за разные периоды работы крана возможен просмотр наработки крана за период между моментами считывания данных. Распределение циклов по уровню нагрузки представлено в табличном и графическом видах. Перспективы Опыт применения ограничителей типа ОГШ показал, что надежность работы прибора в первую очередь определяется выбором датчика нагрузки и способом его установки на кране. Другим направлением развития ограничителей является совершенствование программного обеспечения. В настоящее время для ограничителей типа ОГШ имеется более 20 действующих программ и более 10 устаревших, применявшихся на первом этапе развития прибора. Большинство программ имеют жесткую логику, не позволяющую адаптировать ограничитель грузоподъемности с учетом особенностей его применения на конкретном кране. Однако надо иметь в виду, что совершенствование программного обеспечения ограничителей сдерживается отсутствием обученных наладчиков приборов безопасности, способных квалифицированно выполнять данную работу. ЗАО «ИТЦ «КРОС» постоянно проводит работу по расширению сервисной сети и подготовке специалистов по установке, обслуживанию и ремонту ограничителей типа ОГШ. В настоящее время в ЗАО «ИТЦ «КРОС» организована стажировка наладчиков приборов безопасности, в результате которой наладчики, имеющие удостоверение с правом обслуживания приборов других фирм, получают право работы с приборами, выпускаемыми ЗАО «ИТЦ «КРОС». Следующим направлением развития приборов типа ОГШ является расширение их функций, а именно создание многофункциональных приборов, контролирующих нетолько нагрузку на крюке, но и работу меха-низмов. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Ограничители ОГШ-3.9И, ОГШ-3.9Ц контролируют не только нагрузку на крюке, но и управляют скоростью подъема. В настоящее время все большее распространение получают системы управления с частотным регулированием скорости рабочих движений (в частности, подъема груза). Здесь требования «мгновенного» останова вступают в противоречия с системой регулирования скорости. В связи с этим необходима адаптация ограничителя к системе частотного привода. Положительный опыт в этом направлении имеется, когда при совместной работе с разработчиками системы управления для портального крана-манипулятора была определена система команд снижения скорости рабочих движений, предшествующих останову. Работа в данном направлении будет продолжена. Применение регистратора параметров позволяет сделать существующий шаг вперед с точки зрения оценки ресурса, отработанного краном за определенный период.В этой связи появляются особые требования к достоверности регистрируемой информации. В ограничителях ОГШ-2, ОГШ-3 предусмотрен контроль правильности показаний датчиков при включении ограничителя. Однако это только первый этап работы по обеспечению достоверности регистрируемой информации, и работа в этом направлении должна быть продолжена. В заключение следует отметить, что ЗАО «ИТЦ «КРОС» непрерывно ведет работы по совершенствованию ограничителей типа ОГШ, повышению их качества и надежности. Мы надеемся, что данная публикация позволит разработчикам, изготовителям и владельцам кранов сделать правильный выбор в вопросе применения ограничителей для кранов мостового типа и портальных кранов. Литература 141281 Московская обл., г. Ивантеевка, Санаторный пр-д., д. 1
Ограничители грузоподъёмности типа ОГШ предназначены для установки на краны мостового типа, портальные краны и служат для защиты их от перегрузок. Приборы выпускаются в трех исполнениях:
1 – без регистратора параметров;
2 – со встроенным регистратором параметров для кранов мостового типа;
3 – со встроенным регистратором параметров для портальных кранов.
Все приборы предназначены для работы на открытом воздухе в макроклиматических районах с умеренным климатом и имеют исполнение У по ГОСТ 15150.
Ограничитель грузоподъемности ОГШ-1.1С используется для кранов-штабелеров. Отличительной особенностью данного ограничителя являются два рабочих выхода реле. Первое ограничивает работу крана при превышении нагрузки в грузовом канате, а второе — при ослаблении натяжения каната в лебедке крана-штабелера ниже заданного.
Ограничитель грузоподъемности ОГШ-1.2В предназначен для установки на кран-балки и электротали.
Ограничители грузоподъемности ОГШ-1.3С (Б) используются для мостовых и козловых кранов с классом использования до А5 и грузоподъемностью ниже 10 т.
Все модификации ограничителя ОГШ-1 собраны из унифицированных узлов, что обеспечивает их взаимозаменяемость и ремонтопригодность.
Ограничители грузоподъемности ОГШ-2.3 … 2.7
Ограничители грузоподъемности ОГШ-2.3 … 2.7 предназначены для установки на мостовые, козловые и другие краны, на которые распространяются требования оборудования их регистраторами параметров.
Приборы регистрируют нагрузку с помощью датчиков балочного типа, датчиков сжатия, тензооси, а также датчиков нагрузки в канате.
Ограничители грузоподъемности ОГШ-2.3...2.4 предназначены для установки на мостовые и козловые краны с одной лебедкой. Ограничитель ОГШ-2.3 является прибором минимальной комплектации, предназначенным для кранов с кабельным питанием.
Ограничители ОГШ-2.5 … 2.7 устанавливаются на краны с двумя лебедками с троллейным или кабельным питанием, а также в условиях значительных промышленных помех, и имеют отдельный блок питания.
Ограничитель грузоподъемности ОГШ-2.5 предназначен для кранов с двумя лебедками, работающими совместно с суммированием сигналов от датчиков.
Ограничитель ОГШ-2.6 применяется на грейферных кранах, кранах-перегружателях, кранах с траверсами и разрешает работу одной из лебедок при запрещении работы второй лебедки.
Ограничитель ОГШ-2.7 обеспечивает работу с переключением режимов, например лебедка 1 – лебедка 2 или крюк – грейфер, с контролем суммарной нагрузки на кран и нагрузки на каждую из лебедок.
Ограничители грузоподъемности ОГШ-2.10 предназначены для применения на любых мостовых и козловых кранах всех типов с количеством каналов измерения нагрузок до четырех при любом сочетании режимов работы, что обеспечивается соответствующим программным обеспечением.
Ограничители выпускаются либо со светодиодным индикатором (ОГШ-2.10И), либо с цифровым (ОГШ-2.10Ц).
Ограничители ОГШ-2.10И со светодиодной индикацией применяются на кранах, имеющих значительные колебания нагрузки в течение рабочего цикла (металлургические специального назначения с режимом работы до А8, грейферные и другие краны с высокими скоростями подъема).
Ограничители ОГШ-2.10Ц с цифровой индикацией используются для кранов с малыми скоростями подъема и на кранах, на которых требуется отслеживать нагрузки в течение рабочего цикла, например для подъема затворов гидроэлектростанций.
Ограничители грузоподъемности ОГШ-3
Ограничители грузоподъемности ОГШ-3предназначены для портальных кранов — перегрузочных и монтажных.
Серия ограничителей ОГШ-3 создана на базе унифицированных узлов ограничителей ОГШ 2.10 введением в состав ограничителя нового узла — датчика вылета, созданного на базе датчика азимута, выпускаемого ЗАО «ИТЦ «КРОС» для автомобильных кранов.
- блок датчиков усилия с цифровыми преобразователями и узлами коммутации сигналов;
- блок питания;
- блок микропроцессорный, совмещенный с блоком индикации;
- блок зажимов;
- кабель сигнальный (КГ 4х1,5) длиной 10 м или по заказу;
- кабель питания (КГ 4х1,5) длиной 10 м или по заказу;
- узлы коммутации;
- сервисное оборудование: нормировщик, прибор считывания с программным обеспечением.
Ограничители ОГШ-3 имеют три модификации:
- ОГШ-3.8И — для перегрузочных кранов с постоянной грузовой характеристикой;
- ОГШ-3.9И, ОГШ-3.9Ц — соответственно со светодиодной или цифровой индикацией.
Ограничители грузоподъемности ОГШ-3.9И, ОГШ-3.9Ц
Ограничители ОГШ-3.9И и ОГШ-3.9Ц являются многофункциональными приборами, предназначенными преимущественно для монтажных кранов с переменной грузоподъемностью в зависимости от вылета и возможностью ограничения скоростей основного и вспомогательного подъема в зависимости от нагрузки на крюке.
Ограничитель ОГШ-3.9И имеет4 управляющих реле, а ограничитель ОГШ-3.9Ц — 5 управляющих реле.
Реле 1 отключает при перегрузке главный подъем;
Реле 2 отключает при перегрузке вспомогательный подъем;
Реле 3 ограничивает скорость главного подъема при превышении соответствующего порогового значения нагрузки на крюке;
Реле 4 ограничивает скорость вспомогательного подъема при превышении соответствующего порогового значения нагрузки на крюке (в ОГШ-3.9И отсутствует);
Реле 5 запрещает увеличение вылета стрелы при срабатывании ограничителя основного подъема.
Обе модификации имеют переключатель режима «основной или вспомогательный подъем».
Например, использование блока логики на ограничителе грузоподъемности крана-штабелера позволило решить задачу запрета рабочих движений при отрыве колес грузовой тележки при наезде на препятствие с возможностью движения в обратном направлении.
Применение блока логики на портальном кране-манипуляторе позволило решить задачу ограничения грузоподъемности крана-манипулятора в четырех зонах с разной грузоподъемностью и управлять движениями стрелы и рукояти (вверх, вниз) с включением предварительной сигнализации при подходе к опасной зоне.
- обеспечение прочностных характеристик силовой цепи грузоподъемного механизма на уровне, заложенном при проектировании крана;
- легкость монтажа-демонтажа дат-чика;
- обеспечение выполнения грузовых операций после демонтажа датчика (например, для ремонта или замены);
- ремонтопригодность.
- ДНК-1 для измерения нагрузок в канатах диаметром от 8 до 13,5 мм;
- ДНК-2 для измерения нагрузок в канатах диаметром от 15 до 22 мм;
- ДНК-3 для измерения нагрузок в канатах диаметром от 23 до 31 мм.
Чтобы воспользоваться регистратором параметров работы крана необходимо данные, накопленные в приборе, перенести в «прибор считывания», а затем из прибора считывания в компьютер для обработки. Перенос из прибора считывания и обработка данных регистратора параметров производится с использованием интерфейса программы обработки. В результате создается файл данных регистратора параметров за период с момента установки регистратора на кран до момента считывания данных.
Регистратор параметров соответствует требованиям нормативных документов РД 10-382-00, РД 10-399-01, РД СМА 001-03 и обеспечивает регистрацию и хранение идентификационной информации, информации долговременного хранения, оперативной информации.
Информация долговременного хранения представлена в виде данных о количестве рабочих циклов, выполненных краном и лебедками, их распределении по уровням нагружения, общей наработке крана в моточасах, суммарной массе поднятых грузов и числе срабатываний ограничителя.
Оперативная информация представлена сведениями о последних 32 циклах работы крана и последних 32 срабатываниях ограничителя грузоподъемности с указанием процента загрузки, веса поднятого груза, даты и времени выполнения цикла. Циклы, выполненные за последние 40 минут работы (но не более 32 циклов), можно просмотреть в графическом виде с посекундной регистрацией нагрузки и событий. Предусмотрена возможность вывода графиков на печать или сохранение в виде рисунков.
Информация регистратора о работе крана может быть сохранена в файл или выведена на печать в виде отчета или протоколов по формам, рекомендованным в РД СМА 001-03.
В этом направлении ЗАО «ИТЦ «КРОС» проводит поисковые работы, направленные на создание новых типов датчиков и унифицированных модулей встройки, обеспечивающих получение достоверной информации о нагрузке на крюке в течение длительного времени.
Существующие модули встройки датчиков зачастую не обеспечивают стабильность показаний и требуют периодического контроля и подстройки.
1. Тимин Ю. Ф., Потапов В. А. Ограничители грузоподъемности типа ОГШ //Подъемно-транспортное дело, 2004 г.,№ 1, с. 20-24.
2. Тимин Ю. Ф., Дунаев А. А. Регистратор параметров ограничителя грузоподъемности ОГШ-2 для мостовых и козловых кранов // Безопасность труда в промышленности, 2005 г., № 9, с. 20-22.
3. Котельников В. С., Сушинский В. А.,Тимин Ю. Ф., Царев С. А. Опыт применения встроенного регистратора параметров ограничителя ОГШ-2 на мостовых и козловых кранах // Безопасность труда в промышленности, 2005 г., № 12, с. 26-32.
4. Тимин Ю. Ф., Дунаев А. А., Потапов В. А. Конструкции и опыт применения ограничителей грузоподъемности типа ОГШ // Подъемно-транспортное дело, 2005 г., № 3, с. 18-24.
5. Тимин Ю. Ф., Потапов В. А., Царев С. А. Опыт применения ограничителей грузоподъемности типа ОГШ со встроенным регистратором параметров // Подъемные сооружения. Специальная техника, 2006 г., № 3, с. 18-24.
Тел./факс: (495) 517-9185,
517-9186, 517-9187
E-mail: Kros@tsinet.ru
Автор: Ю. Ф. Тимин, С. А. Царев Дата: 15.06.2007 «Федеральный строительный рынок» № 61 Рубрика: *** |