Публикации »

Пермский край ищет пути развития

На вопросы журнала «Федеральный строительный рынок» ответил министр градостроительства и развития  инфраструктуры Пермского края Александр Кудрявцев.

–Александр Леонидович, расскажите, пожалуйста, о реализации в регионе программы по реконструкции и новому строительству жилья.

— В Пермском крае строительство жилья ведется в рамках реализации: целевой программы «Переселение граждан Пермской области из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2005–2010 гг.»; направления «Строительство государственного и муниципального жилищного фонда»; направления «Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов в сельской местности» национального проекта «Развитие АПК».

Приобретение жилья осуществляется в рамках реализации: целевой программы «Переселение граждан Пермской области из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2005–2010 гг.»; мероприятий по приобретению жилья для детей-сирот; подпроекта «Переселение граждан из ветхого жилищного фонда» регионального проекта «Достойное жилье»; национального проекта «Доступное и комфортное жилье —гражданам России». Приоритеты здесь таковы: «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»; «Обеспечение жильем молодых семей»; «Увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования».

— Каковы особенности регионального строительного рынка? Какие материалы и конструкции производятся в регионе в избытке, какие необходимо завозить из других регионов?

— В Пермском крае производство основных строительных материалов обеспечивает потребности внутреннего рынка.
В 2006 г. произведено 1,3 млн. т цемента. Это выше показателей выпуска 2005 г. (1,064 млн. т). Рост производства произошел благодаря возросшему спросу предприятий строительного комплекса не только Прикамья, но и соседних регионов. Проектная мощность ОАО «Горнозаводскцемент» составляет 2,2 млн. т, что говорит о возможном увеличении выпуска продукции.

В кирпичном производстве ситуация иная. На сегодняшний день кирпичные заводы загружены практически полностью. Отпуск продукции в другие регионы составляет 22–25% от общего выпуска. Строительство новых заводов пока не планируется. При увеличении доли кирпичных домов в общем объеме строительства может возникнуть дефицит кирпича.

Существующие в крае заводы по производству железобетонных конструкций и крупнопанельного домостроения, газобетонных блоков в основном обеспечивают потребности внутреннего рынка.

На территории края активно внедряются сухие строительные смеси, сухая штукатурка (ГКЛ и ГВЛ), заменяющие «мокрые» процессы в строительстве. Например, в Кунгуре фирма «КНАУФ» смонтировала и запустила одну из лучших линий в Европе, которая покрывает потребности края в данном материале.

Кроме этого, в 2005 г. в Перми открылся завод по производству экструзионного вспененного пенополистирола «Пеноплэкс», предназначенного для теплоизоляции фундаментов, полов, кровель, стен и заполнения сэндвич-панелей ООО «ПО «Пеноплэкс Пермь». Общая мощность производства — 210 тыс. куб. м в год.

Отметим, что Пермский край импортирует такие виды строительных материалов, как листовое стекло, керамические изделия, санитарно-технические изделия, линолеум, кровельные материалы и многие виды отделочных материалов.

— Расскажите о состоянии коммунальной инфраструктуры, программах по реконструкции энергетических, сетевых объектов.

— Объем инвестиций ОАО «ТГК-9»в Пермском крае за 2006 г. составил 1 111,3 млн. руб. Введена в эксплуатацию турбина на Закамской ТЭЦ-5, реконструировано 2,3 км магистральных тепловых сетей в городах Перми, Березники, Краснокамске.
Совет директоров ОАО «ТГК-9» утвердил перечень объектов «первой очереди реализации»: Пермская ТЭЦ-6, -9, -13, -14, Ново-Березниковская ТЭЦ.

Для решения проблемы энергодефицита в планах компании «ТГК-9» строительство Ново-Березниковской ТЭЦ (планируемая мощность станции — 240 МВт, окончание строительства — 2009 г.), коренная реконструкция Пермской ТЭЦ-6 (ввод 150 МВт электрической мощности, срок реализации — 2007 г.), реконструкция Пермских ТЭЦ-13 и ТЭЦ-14. Инвестиционные вложения по перечисленным проектам составят более 21 млрд. руб. Также «ТГК-9» разрабатывает инвестиционные проекты по реконструкции Пермских ТЭЦ-9, ТЭЦ-13 и ТЭЦ-14, Кизеловской ГРЭС-3.

Пермский край — энергоизбыточный регион. В настоящее время установленная мощность электростанций Прикамья превышает максимальное потребление. Однако в отдельных узлах региональной энергосистемы — Пермско-Закамском и Березниковско-Соликамском, где в связи с ростом экономики наблюдается повышенный спрос на электроэнергию, проблема энергодефицита существует.  В целях обеспечения надежного энергоснабжения потребителей регионов в период пиковых нагрузок РАО «ЕЭС России» инициировало разработку пятилетних территориальных программ обеспечения надежности и развития энергосистем. Соответствующие соглашения о взаимодействии были подписаны администрацией Пермского края и РАО «ЕЭС России».

Документ, который подписали губернатор края О. Чиркунов и председатель правления энергохолдинга А. Чубайс, предполагает координацию действий по обеспечению надежного электроснабжения Пермского края, а также бесперебойной работы пермской энергосистемы.

ОАО «Пермэнерго» планирует в 2006–2015 гг. привлечь в развитие электросетевого хозяйства Пермского края более14 млрд. руб. Только в Пермско-Закамском узле планируется осуществить строительство и реконструкцию 30 подстанций, 228 трансформаторных и распределительных пунктов, 1611 км воздушных и кабельных линий электропередач. В Березниковско-Соликамском узле предусматривается строительство и реконструкция 8 подстанций, 60 трансформаторных и распределительных пунктов, 150 км воздушных и кабельных линий электропередач. Большой объем работ будет осуществлен и в других «точках роста» Пермского края.

В рамках инвестиционной программы ОГК-1 на Пермской ГРЭС до конца 2010 г.планируется закончить строительство энергоблока № 4 на базе парогазовой установки 800 МВт. Стоимость проекта — более 12 млрд. руб. Он прошел в 2005 г. все стадии согласования в соответствии с действующим регламентом ОАО РАО «ЕЭС России» и является приоритетным, получил поддержку администрации Пермского края. Техническим проектом второй очереди Пермской ГРЭС предусматривается возможность размещения в существующей ячейке двух парогазовых энергоблоков общей мощностью 1600 МВт.

На 2008–2012 гг. намечено строительство новых энергоблоков на Яйвинской ГРЭС. Будут установлены две парогазовые установки мощностью по 400 МВт. Стоимость реконструкции — 29 млрд. руб.

Источники инвестиций на развитие энергетики края — государственные средства из федерального бюджета (для ГидроОГК), прибыль компаний, заемные средства, плата за технологическое присоединение к сетям (для сетевых компаний), средства от эмиссий дополнительных акций.

ОГК-4 и ТГК-9 вошли в число «пилотных» компаний для проведения эмиссий дополнительных акций.

Основная цель мероприятий по привлечению инвестиций состоит в том, чтобы сделать электроэнергетику отраслью, обеспечивающей основу устойчивого роста экономики страны.

Благодаря инвестиционной программе «Пермэнерго», которая в 2006 г. составила более полутора миллиардов рублей, осуществились строительство новых и реконструкция действующих подстанций, обновлялись линии электропередачи.

Построено и реконструировано 10 подстанций 35–110 кВ общей мощностью 142,5 мегаватт, в том числе «Выставка», «Театральная» (вторая очередь), «Загарье», «Краснова», «Центральная» в городе Перми, «Левобережная» — в городе Чусовом, «Ключевская» — в п. Углеуральский и др.

Проведена реконструкция почти 150 км линий электропередачи 35–110 кВ. Среди них — 52 км ЛЭП 110 кВ Кизел — Вильва, 25 кмЛЭП Яйва — Вильва, 13 км ЛЭП Бумажная — Соликамск, 15 км ЛЭП Юго-Камск —Паль и др. Реконструировано более 460 км распределительных сетей 0,4–10 кВ.

По годовой программе капитального ремонта линий и оборудования отремонтировано более 1800 км ВЛ-35/110 кВ, среди которых ВЛ «ТЭЦ-6-ТЭЦ-9» в Перми, «Титан-ТЭЦ-2» в Березниках, «Оса — Барда» на юге Пермского края и т. д. Проведен ремонт 20 подстанций: «Пермь», «Оверята», «Сильвинит», «Заречье», «Чернушка», «Лысьва» и мн. др. В целом, выполнены ремонтные работы на сумму более 320 млн. руб.

Важным приоритетом в деятельности компании «Пермэнерго» стала работа по созданию единого электросетевого пространства на территории края. Принят в аренду имущественный комплекс муниципальных сетей городов Чусового, Кунгура, Нытвы, Усолья, Осы с общим количеством обслуживаемого населения более 200 тыс. человек. Всего взято на обслуживание 1400 км ВЛ и КЛ 0,4–10 кВ, 516 ТП и РП.
В 2006 г. правительством Пермского края утвержден стратегический план развития электроэнергетического комплекса региона до 2015 г.  Он определяет цели и пути развития электроэнергетики края как основы роста промышленного производства, источники и первоочередные объекты для инвестиций. План предусматривает опережающее развитие электросетевой инфраструктуры.

В соответствии со стратегическим планом в Пермско-Закамском узле до 2015 г. планируется осуществить строительство и реконструкцию 30 подстанций, 228 трансформаторных и распределительных пунктов, 1611 км воздушных и кабельных линий электропередач. В Березниковско-Соликамском узле предусматривается строительство и реконструкция 8 подстанций, 60 трансформаторных и распределительных пунктов, 150 км воздушных и кабельных линий электропередач. Всего до 2015 г. ОАО «Пермэнерго» планирует привлечь в развитие сетевого хозяйства более 14 млрд. руб.

Значимым событием уходящего года в жизни компании стало введение с 1 апреля 2006 г. платы за технологическое присоединение к электрическим сетям «Пермэнерго». Уже заключено более 1200 договоров с общей заявленной мощностью 50 мегаватт. В конце сентября ОАО «Пермэнерго» сдало первый крупный электросетевой объект, построенный по договору на технологическое присоединение. Им стал распределительный пункт, питающий энергией построенный в Перми торговый центр всемирно известной компании «Метро Кэш энд Керри». Строительство РП и подводящих к нему кабельных линий благодаря новой схеме присоединения к электросетям было проведено в рекордно короткие сроки. Всего уже выполнены работы по 640 договорам. Сегодня это реально работающий механизм, позволяющий потребителю на понятных, прозрачных условиях подключиться к сетям.

— Расскажите, пожалуйста, о развитии транспортной инфраструктуры региона.

— Транспортные коридоры — это, с одной стороны, показатель востребованности региона в рамках кооперации всей страны, а с другой — мощный стимул для развития экономики региона. Через Прикамье проходит один-единственный транспортный коридор — на Екатеринбург (Транссибирская магистраль). Поэтому в наших планах — строить на территории края свои отрезки дорог, которые, во-первых, свяжут нас с соседними регионами, то есть станут межрегиональными, а во-вторых, в будущем могли бы стать участками федеральных транспортных коридоров. Основы такой политики закладывались еще пять лет назад. Например, в свое время было принято решение построить дорогу Пермь — граница Кировской области, которая должна стать частью северного транспортного коридора Санкт-Петербург — Вологда — Киров — Пермь — Екатеринбург — Сибирь.

Это очень важное направление, так как транспортный коридор Москва — Сибирь мы, скорее всего, потеряем после строительства паневропейского автомобильного коридора (он пройдет по южной границе Прикамья). А вот транспортный коридор Санкт-Петербург — Сибирь всегда будет проходить по нашей территории. Свой участок — до Кировской области — мы построили и теперь будем лоббировать строительство недостающих отрезков.

Другое направление — дорога через Свердловскую область на Ханты-Мансийск: Пермь — Полазна — Чусовой — Серов. Свой отрезок мы запустили в прошлом году. Благодаря этой дороге мы должны получить приток денег с богатого севера Свердловской области и от нефтяников Ханты-Мансийского округа. Третье направление — дорога Пермь — Кудымкар — Сыктывкар — Архангельск. Кудымкарский тупик превращается в участок нового транспортного коридора федерального значения. Плюс перспективная железная дорога Белое море — Республика Коми — Урал (Белкомур).

Четвертое направление — дорога на Уфу. Наша задача сократить ее протяженность с помощью строительства участка Барда — Куеда и передачи его в федеральную собственность. Эта дорога обеспечит нам выход в Западный Казахстан, на нефтегазовые месторождения Прикаспийской низменности. В этом очень успешно развивающемся регионе есть потребность в оборудовании, которое производится в Пермском крае.

В итоге, если мы построим все эти дороги, получится совершенно другая картина. Ликвидируем тупик на Кудымкар, тупик на Серов, тупик на юг и получаем прямой выход на Санкт-Петербург. Добавляем к этому кольцевую дорогу внутри Пермского края, замкнутую на участке Коса — Соликамск, и получаем опорный каркас транспортной системы Прикамья. Это ответ на вопрос о четкой концепции развития дорожной инфраструктуры. Проанализировав преды-дущие этапы развития Пермского края, мы вкладываем деньги только туда, где регион получит наибольший эффект. Если мы сможем создать выше описанную транспортную систему, то это серьезно оживит экономику Пермского края.

Автор: по материалам редакции
Дата: 15.06.2007
«Федеральный строительный рынок» № 61
Рубрика: ***




«« назад