Пермский край ищет пути развития
На вопросы журнала «Федеральный строительный рынок» ответил министр градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края Александр Кудрявцев. –Александр Леонидович, расскажите, пожалуйста, о реализации в регионе программы по реконструкции и новому строительству жилья. — В Пермском крае строительство жилья ведется в рамках реализации: целевой программы «Переселение граждан Пермской области из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2005–2010 гг.»; направления «Строительство государственного и муниципального жилищного фонда»; направления «Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов в сельской местности» национального проекта «Развитие АПК». Приобретение жилья осуществляется в рамках реализации: целевой программы «Переселение граждан Пермской области из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2005–2010 гг.»; мероприятий по приобретению жилья для детей-сирот; подпроекта «Переселение граждан из ветхого жилищного фонда» регионального проекта «Достойное жилье»; национального проекта «Доступное и комфортное жилье —гражданам России». Приоритеты здесь таковы: «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»; «Обеспечение жильем молодых семей»; «Увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования». — Каковы особенности регионального строительного рынка? Какие материалы и конструкции производятся в регионе в избытке, какие необходимо завозить из других регионов? — В Пермском крае производство основных строительных материалов обеспечивает потребности внутреннего рынка. В кирпичном производстве ситуация иная. На сегодняшний день кирпичные заводы загружены практически полностью. Отпуск продукции в другие регионы составляет 22–25% от общего выпуска. Строительство новых заводов пока не планируется. При увеличении доли кирпичных домов в общем объеме строительства может возникнуть дефицит кирпича. Существующие в крае заводы по производству железобетонных конструкций и крупнопанельного домостроения, газобетонных блоков в основном обеспечивают потребности внутреннего рынка. На территории края активно внедряются сухие строительные смеси, сухая штукатурка (ГКЛ и ГВЛ), заменяющие «мокрые» процессы в строительстве. Например, в Кунгуре фирма «КНАУФ» смонтировала и запустила одну из лучших линий в Европе, которая покрывает потребности края в данном материале. Кроме этого, в 2005 г. в Перми открылся завод по производству экструзионного вспененного пенополистирола «Пеноплэкс», предназначенного для теплоизоляции фундаментов, полов, кровель, стен и заполнения сэндвич-панелей ООО «ПО «Пеноплэкс Пермь». Общая мощность производства — 210 тыс. куб. м в год. Отметим, что Пермский край импортирует такие виды строительных материалов, как листовое стекло, керамические изделия, санитарно-технические изделия, линолеум, кровельные материалы и многие виды отделочных материалов. — Расскажите о состоянии коммунальной инфраструктуры, программах по реконструкции энергетических, сетевых объектов. — Объем инвестиций ОАО «ТГК-9»в Пермском крае за 2006 г. составил 1 111,3 млн. руб. Введена в эксплуатацию турбина на Закамской ТЭЦ-5, реконструировано 2,3 км магистральных тепловых сетей в городах Перми, Березники, Краснокамске. Для решения проблемы энергодефицита в планах компании «ТГК-9» строительство Ново-Березниковской ТЭЦ (планируемая мощность станции — 240 МВт, окончание строительства — 2009 г.), коренная реконструкция Пермской ТЭЦ-6 (ввод 150 МВт электрической мощности, срок реализации — 2007 г.), реконструкция Пермских ТЭЦ-13 и ТЭЦ-14. Инвестиционные вложения по перечисленным проектам составят более 21 млрд. руб. Также «ТГК-9» разрабатывает инвестиционные проекты по реконструкции Пермских ТЭЦ-9, ТЭЦ-13 и ТЭЦ-14, Кизеловской ГРЭС-3. Пермский край — энергоизбыточный регион. В настоящее время установленная мощность электростанций Прикамья превышает максимальное потребление. Однако в отдельных узлах региональной энергосистемы — Пермско-Закамском и Березниковско-Соликамском, где в связи с ростом экономики наблюдается повышенный спрос на электроэнергию, проблема энергодефицита существует. В целях обеспечения надежного энергоснабжения потребителей регионов в период пиковых нагрузок РАО «ЕЭС России» инициировало разработку пятилетних территориальных программ обеспечения надежности и развития энергосистем. Соответствующие соглашения о взаимодействии были подписаны администрацией Пермского края и РАО «ЕЭС России». Документ, который подписали губернатор края О. Чиркунов и председатель правления энергохолдинга А. Чубайс, предполагает координацию действий по обеспечению надежного электроснабжения Пермского края, а также бесперебойной работы пермской энергосистемы. ОАО «Пермэнерго» планирует в 2006–2015 гг. привлечь в развитие электросетевого хозяйства Пермского края более14 млрд. руб. Только в Пермско-Закамском узле планируется осуществить строительство и реконструкцию 30 подстанций, 228 трансформаторных и распределительных пунктов, 1611 км воздушных и кабельных линий электропередач. В Березниковско-Соликамском узле предусматривается строительство и реконструкция 8 подстанций, 60 трансформаторных и распределительных пунктов, 150 км воздушных и кабельных линий электропередач. Большой объем работ будет осуществлен и в других «точках роста» Пермского края. В рамках инвестиционной программы ОГК-1 на Пермской ГРЭС до конца 2010 г.планируется закончить строительство энергоблока № 4 на базе парогазовой установки 800 МВт. Стоимость проекта — более 12 млрд. руб. Он прошел в 2005 г. все стадии согласования в соответствии с действующим регламентом ОАО РАО «ЕЭС России» и является приоритетным, получил поддержку администрации Пермского края. Техническим проектом второй очереди Пермской ГРЭС предусматривается возможность размещения в существующей ячейке двух парогазовых энергоблоков общей мощностью 1600 МВт. На 2008–2012 гг. намечено строительство новых энергоблоков на Яйвинской ГРЭС. Будут установлены две парогазовые установки мощностью по 400 МВт. Стоимость реконструкции — 29 млрд. руб. Источники инвестиций на развитие энергетики края — государственные средства из федерального бюджета (для ГидроОГК), прибыль компаний, заемные средства, плата за технологическое присоединение к сетям (для сетевых компаний), средства от эмиссий дополнительных акций. ОГК-4 и ТГК-9 вошли в число «пилотных» компаний для проведения эмиссий дополнительных акций. Основная цель мероприятий по привлечению инвестиций состоит в том, чтобы сделать электроэнергетику отраслью, обеспечивающей основу устойчивого роста экономики страны. Благодаря инвестиционной программе «Пермэнерго», которая в 2006 г. составила более полутора миллиардов рублей, осуществились строительство новых и реконструкция действующих подстанций, обновлялись линии электропередачи. Построено и реконструировано 10 подстанций 35–110 кВ общей мощностью 142,5 мегаватт, в том числе «Выставка», «Театральная» (вторая очередь), «Загарье», «Краснова», «Центральная» в городе Перми, «Левобережная» — в городе Чусовом, «Ключевская» — в п. Углеуральский и др. Проведена реконструкция почти 150 км линий электропередачи 35–110 кВ. Среди них — 52 км ЛЭП 110 кВ Кизел — Вильва, 25 кмЛЭП Яйва — Вильва, 13 км ЛЭП Бумажная — Соликамск, 15 км ЛЭП Юго-Камск —Паль и др. Реконструировано более 460 км распределительных сетей 0,4–10 кВ. По годовой программе капитального ремонта линий и оборудования отремонтировано более 1800 км ВЛ-35/110 кВ, среди которых ВЛ «ТЭЦ-6-ТЭЦ-9» в Перми, «Титан-ТЭЦ-2» в Березниках, «Оса — Барда» на юге Пермского края и т. д. Проведен ремонт 20 подстанций: «Пермь», «Оверята», «Сильвинит», «Заречье», «Чернушка», «Лысьва» и мн. др. В целом, выполнены ремонтные работы на сумму более 320 млн. руб. Важным приоритетом в деятельности компании «Пермэнерго» стала работа по созданию единого электросетевого пространства на территории края. Принят в аренду имущественный комплекс муниципальных сетей городов Чусового, Кунгура, Нытвы, Усолья, Осы с общим количеством обслуживаемого населения более 200 тыс. человек. Всего взято на обслуживание 1400 км ВЛ и КЛ 0,4–10 кВ, 516 ТП и РП. В соответствии со стратегическим планом в Пермско-Закамском узле до 2015 г. планируется осуществить строительство и реконструкцию 30 подстанций, 228 трансформаторных и распределительных пунктов, 1611 км воздушных и кабельных линий электропередач. В Березниковско-Соликамском узле предусматривается строительство и реконструкция 8 подстанций, 60 трансформаторных и распределительных пунктов, 150 км воздушных и кабельных линий электропередач. Всего до 2015 г. ОАО «Пермэнерго» планирует привлечь в развитие сетевого хозяйства более 14 млрд. руб. Значимым событием уходящего года в жизни компании стало введение с 1 апреля 2006 г. платы за технологическое присоединение к электрическим сетям «Пермэнерго». Уже заключено более 1200 договоров с общей заявленной мощностью 50 мегаватт. В конце сентября ОАО «Пермэнерго» сдало первый крупный электросетевой объект, построенный по договору на технологическое присоединение. Им стал распределительный пункт, питающий энергией построенный в Перми торговый центр всемирно известной компании «Метро Кэш энд Керри». Строительство РП и подводящих к нему кабельных линий благодаря новой схеме присоединения к электросетям было проведено в рекордно короткие сроки. Всего уже выполнены работы по 640 договорам. Сегодня это реально работающий механизм, позволяющий потребителю на понятных, прозрачных условиях подключиться к сетям. — Расскажите, пожалуйста, о развитии транспортной инфраструктуры региона. — Транспортные коридоры — это, с одной стороны, показатель востребованности региона в рамках кооперации всей страны, а с другой — мощный стимул для развития экономики региона. Через Прикамье проходит один-единственный транспортный коридор — на Екатеринбург (Транссибирская магистраль). Поэтому в наших планах — строить на территории края свои отрезки дорог, которые, во-первых, свяжут нас с соседними регионами, то есть станут межрегиональными, а во-вторых, в будущем могли бы стать участками федеральных транспортных коридоров. Основы такой политики закладывались еще пять лет назад. Например, в свое время было принято решение построить дорогу Пермь — граница Кировской области, которая должна стать частью северного транспортного коридора Санкт-Петербург — Вологда — Киров — Пермь — Екатеринбург — Сибирь. Это очень важное направление, так как транспортный коридор Москва — Сибирь мы, скорее всего, потеряем после строительства паневропейского автомобильного коридора (он пройдет по южной границе Прикамья). А вот транспортный коридор Санкт-Петербург — Сибирь всегда будет проходить по нашей территории. Свой участок — до Кировской области — мы построили и теперь будем лоббировать строительство недостающих отрезков. Другое направление — дорога через Свердловскую область на Ханты-Мансийск: Пермь — Полазна — Чусовой — Серов. Свой отрезок мы запустили в прошлом году. Благодаря этой дороге мы должны получить приток денег с богатого севера Свердловской области и от нефтяников Ханты-Мансийского округа. Третье направление — дорога Пермь — Кудымкар — Сыктывкар — Архангельск. Кудымкарский тупик превращается в участок нового транспортного коридора федерального значения. Плюс перспективная железная дорога Белое море — Республика Коми — Урал (Белкомур). Четвертое направление — дорога на Уфу. Наша задача сократить ее протяженность с помощью строительства участка Барда — Куеда и передачи его в федеральную собственность. Эта дорога обеспечит нам выход в Западный Казахстан, на нефтегазовые месторождения Прикаспийской низменности. В этом очень успешно развивающемся регионе есть потребность в оборудовании, которое производится в Пермском крае. В итоге, если мы построим все эти дороги, получится совершенно другая картина. Ликвидируем тупик на Кудымкар, тупик на Серов, тупик на юг и получаем прямой выход на Санкт-Петербург. Добавляем к этому кольцевую дорогу внутри Пермского края, замкнутую на участке Коса — Соликамск, и получаем опорный каркас транспортной системы Прикамья. Это ответ на вопрос о четкой концепции развития дорожной инфраструктуры. Проанализировав преды-дущие этапы развития Пермского края, мы вкладываем деньги только туда, где регион получит наибольший эффект. Если мы сможем создать выше описанную транспортную систему, то это серьезно оживит экономику Пермского края.
В 2006 г. произведено 1,3 млн. т цемента. Это выше показателей выпуска 2005 г. (1,064 млн. т). Рост производства произошел благодаря возросшему спросу предприятий строительного комплекса не только Прикамья, но и соседних регионов. Проектная мощность ОАО «Горнозаводскцемент» составляет 2,2 млн. т, что говорит о возможном увеличении выпуска продукции.
Совет директоров ОАО «ТГК-9» утвердил перечень объектов «первой очереди реализации»: Пермская ТЭЦ-6, -9, -13, -14, Ново-Березниковская ТЭЦ.
В 2006 г. правительством Пермского края утвержден стратегический план развития электроэнергетического комплекса региона до 2015 г. Он определяет цели и пути развития электроэнергетики края как основы роста промышленного производства, источники и первоочередные объекты для инвестиций. План предусматривает опережающее развитие электросетевой инфраструктуры.
Автор: по материалам редакции Дата: 15.06.2007 «Федеральный строительный рынок» № 61 Рубрика: *** |