«Мосметрострой» продолжает решать сложнейшие задачи
«Московский метрострой» и сегодня остается одной из крупнейших организаций российского метростроения. Коллектив предприятия работает очень активно, как на строительстве метро, так и участвуя в реализации других крупномасштабных проектов в Москве, а с недавнего времени и за рубежом. Несмотря на огромную протяженность линий московского метрополитена (более 280 км), строительство его остановить нельзя. Во-первых, город продолжает расти, и новые районы требуют скоростного сообщения с центром. Во-вторых, существует необходимость совершенствовать схему метро и в старых районах Москвы. В-третьих, значительная разветвленность метрополитена требует развития пересадочных узлов и новых линий. Так что работы метростроевцам хватает. Сегодня значительные силы «Мосметростроя» сосредоточены на центральном участке Люблинско-Дмитровской линии. В 2007 г. предполагается открытие двух новых станций. «На Люблинско-Дмитровской линии, — рассказывает генеральный директор ОАО «Московский метрострой» Геннадий Штерн, — мы произвели последние сбойки и дали сквозной проезд по обоим тоннелям центрального участка — через станции «Сретенский бульвар» и «Трубную» до камеры съездов. На объект пришли отделочники, путейцы, монтажники, полным ходом идут гидроизоляционные работы». В конце августе этого года, к Дню города, будет введен в эксплуатацию участок от станции «Чкаловская» до станции «Трубная». Она будет связана пересадочным узлом со станцией «Цветной бульвар» Серпуховско-Тимирязевской линии. В пусковой комплекс в конце 2007 г. войдет также станция «Сретенский бульвар» с пересадкой на «Тургеневскую» Калужско-Рижской линии и «Чистые пруды» Кировско-Фрунзенской линии». Станции «Трубная» и «Сретенский бульвар» можно назвать долгостроем столичного метро, их сооружение началось уже более 10 лет назад. Отчасти это обусловлено очень сложными условиями строительства в непосредственной близости от действующих линий метрополитена и в окружении плотной городской застройки. Все это обуславливало большую осторожность при проведении работ, использование современной техники, «щадящих методов» и пр. Кроме того, инженерно-геологические условия строительства этого участка довольно сложные. Повсеместное развитие горизонта грунтовых вод и высокая водообильность вызывали необходимость применения специальных способов при проходке стволов, наклонных тоннелей и разработке котлованов подземных вестибюлей. Сейчас на этих станциях Люблинско-Дмитровской линии ведутся отделочные работы. В связи с тем, что станции располагаются в центре Москвы и принимают большой поток гостей столицы, к ним предъявляются высокие архитектурные требования. Отделка станций и вестибюлей выполняется долговечными материалами, отвечающими требованиям эксплуатации и эстетики. На сводах «Трубной» установят водозащитные декоративные зонты из белого стеклопластика. Порталы, карнизы и путевые стены облицуют мрамором светлых тонов, а колонны — темно-зеленым. В перемычках между колоннами повесят витражи в стиле старого города и установят скамейки. В центральном зале станции «Сретенский бульвар» в нишах каждого из 30 пилонов будут размещены художественные композиции современных российских скульпторов. Высота композиций составит приблизительно 3 м, они будут располагаться на гранитных постаментах и освещаться люминесцентными лампами сверху. На сводах залов станции, пересадочного узла и эскалаторных тоннелей устанавливаются водозащитно-декоративные зонты из стеклопластика белого цвета, повторяющие очертания сводов. Отвечая на вопрос о главных задачах «Мосметростроя» на 2007 г., генеральный директор компании Геннадий Штерн говорит: «Сдаем центральный участок Люблинско–Дмитровской линии порядка 3,7 км с двумя станциями глубокого заложения и тремя сложными пересадочными узлами. Пускаем участок Звенигородской магистрали — 6,5 км. Есть еще работы на Митинско-Строгинской линии, которые мы выполняем на субподряде у «Трансинжстроя», — более 6 км тоннелей. Если все это сложить, то получается, что в 2007 г. мы должны сдать в эксплуатацию порядка 10 км метрополитена и 6,5 км Звенигородской трассы, из которых 3,5 км составляют тоннели. И еще — уникальный вантовый мост через Москву-реку». Итак, сегодняшняя работа «Мосметростроя» — это не только строительство Московского метрополитена. Компания является генеральным подрядчиком на таком крупномасштабном, можно сказать, уникальном проекте, как Серебряноборские тоннели. Подробный рассказ об этом объекте был опубликован в специальном выпуске журнала «Федеральный строительный рынок» в 2006 г. Серебряноборские тоннели входят в участок Звенигородского шоссе, связывающего автомагистраль Москва — Рига с центральной частью города от МКАД до пр. маршала Жукова. Трасса тоннелей проходит от района пересечения Крылатской и Осенней улиц через территорию Серебряноборского лесничества до транспортной развязки МКАД с Лыковским проездом Объект представляет собой комплекс сооружений, состоящий из трех тоннелей: двух транспортных и сервисного, соединенных между собой пятью сбойками. Строительство автодорожных тоннелей закрытым способом на большой глубине обусловлено прохождением трассы через природно-охранные комплексы в районе Серебряного бора и Крылатского. Использование ТПМК «Херренкнехт» диаметром 14,2 и 6,28 м позволило осуществить это строительство без нанесения какого-либо ущерба окружающей среде и ландшафту. В связи с ранее намеченным проложением под Серебряноборским лесничеством участка Митинско-Строгинской линии метрополитена от станции «Крылатское» до станции «Строгино» был принят вариант использования автодорожного тоннеля для организации в нем совмещенного движения автомобилей (верхний уровень) и поездов метрополитена (нижний уровень). После глубокого двухуровневого тоннеля под зеленым массивом Серебряного Бора длиной в 1500 м (в обе стороны три километра) начинается эстакада вдоль Крылатской улицы, выводящая на первый в Москве вантовый мост через Москву-реку, который свяжет Крылатскую улицу с Живописной. Уникальна конструкция этого сооружения — арка, перекинутая с одного берега на другой, а на ней пролет длиной 409 м и висящий двухэтажный эллипсоид с панорамным остеклением — высотная конструкция со смотровой площадкой и рестораном. Весь сложнейший комплекс Серебряноборских тоннелей будет сдан в эксплуатацию в начале 2008 г. «Могу назвать еще одно важное событие, — говорит генеральный директор ОАО «Московский метрострой» Геннадий Штерн. — Мы приняли участие в тендере по проекту «Мелен». Победителем тендера на право строительства одного из самых важных и ответственных участков проекта стал консорциум в составе ОАО «Мосметрострой» (Россия), Alke Construction (Турция) и STFA (Турция) Цель этого грандиозного начинания — обеспечить Стамбул питьевой водой путем сооружения большого водопровода от реки Мелен, расположенной в северо-восточной части Турции, до города. Система обеспечит потребность Стамбула в воде до 2040 г. Мощность установки рассчитана на 720 тыс. кубометров в день. Собственно, в задачу «Мосметростроя» входит строительство той части трубопровода, которая пройдет под Босфором. Длина тоннеля составляет около 5,6 км, глубина 135 м под уровнем моря. Он расположен приблизительно в 15 км к северу от центральной части Стамбула. Объект состоит из: системы трубопровода открытого и закрытого типа Ortaeme — Bosphorus: длиной 90,14 м (азиатская сторона); шахты Beykoz: диаметр 8 м, глубина до обратного свода Босфорского тоннеля 145 м; Босфорского тоннеля длиной 5550 м; штольни доступа (европейская сторона) длиной 221 м, выхода Босфорского тоннеля. Внутренний диаметр всех тоннелей и трубопроводов (постоянные работы) составит 4 м с толщиной стальной облицовки 12–20 мм. Контракт на выполнение нами работ был подписан 28 ноября 2006 г. Его стоимость составила 172 млн. турецких лир. Это очень важный и интересный для «Метростроя» объект. Он дает нам опыт работы за рубежом, которого в современных условиях рыночной экономики у нас еще не было. Босфорский тоннель — это уникальный проект и с точки зрения технологии — на глубине 135 м под поверхностью моря щитом 5,5 м еще никто, насколько мне известно, не строил тоннели. Думаю, такой опыт пригодится нам и при работе на других объектах.
Сегодня заканчивается изготовление специального проходческого щита знаменитой германской фирмы «Херренкнехт», вскоре начнутся работы по проходке, которые мы рассчитываем выполнить за 2 года.
Автор: по материалам редакции Дата: 15.06.2007 «Федеральный строительный рынок» № 61 Рубрика: *** |