Публикации »

Ф. А. Лячин: «Мы должны сохранить систему истинно национальной стандартизации»

С некоторых пор лифты в нашей стране превратились из средства передвижения в проблему общегосударственного масштаба. Каковы пути ее решения? Какие задачи стоят сегодня перед российскими лифтовиками?

Об этом и многом другом рассказывает ведущий специалист лифтовой отрасли, академик, президент межотраслевого объединения работодателей «Национальная лига предприятий лифтовой и коммунальной инфраструктуры» Федор Алексеевич ЛЯЧИН.

О национальных особенностях лифтовой отрасли

— На нашем рынке остро обозначилась проблема технического регулирования. Вышел соответствующий закон, который почему-то не действует в течение нескольких лет, тогда как период его адаптации заканчивается в 2008 г. И до сих пор никаких технических регламентов не введено; они разрабатываются с большими трудностями, а это не позволяет закону осуществить функцию, которая была намечена его разработчиками. Согласно данному нормативному акту национальная система стандартизации должна стать рекомендательной, обязательны к выполнению только собственно технические регламенты. Поэтому вот уже на протяжении трех лет национальная система стандартизации сильно буксует, буксует и работа технического комитета ТК-209, который выпускал в год по 6–8 стандартов, дополняя нашу систему стандартизации новыми стандартами, меняя старые, приспосабливая их к новым разработкам и технологическим возможностям нашей промышленности. Эта работа, к сожалению, сегодня не ведется, хотя и в 2005, и в 2006 гг. мы выпустили по 3 основополагающих стандарта, гармонизированных с международными директивами.

— Федор Алексеевич, что дает нашей лифтовой отрасли такая гармонизация? Какова ситуация с принятием технических регламентов?

— Преимущество лифтовой отрасли перед другими именно в том, что существуют мировые и общеевропейские директивы. И мы можем на них опираться, имеем возможность гармонизировать с ними наши отечественные стандарты. Закон о техническом регулировании также необходим, хотя есть мнение, что надо его либо «похоронить», либо оттянуть действие, особенно в период подготовки к вступлению в ВТО, т. к. это может губительно  сказаться на нашей промышленности. Появились даже статьи о том, что этот закон сродни Беловежским соглашениям и направлен на подрыв отечественного производства. Выпуская гармонизированные с европейскими стандарты в 2005 и 2006 гг., мы, вообще говоря, действовали на свой страх и риск. По идее мы должны дождаться выхода технических регламентов о безопасности и гармонизировать соответствующие стандарты с их требованиями. Однако сколько еще ждать, никто не знает; регламенты разрабатываются третий год, и непонятно, сколько еще будут разрабатываться и будут ли разрабатываться вообще. Судя по последним высказываниям на заседаниях Правительства, этот процесс «подвис». Дума не собирается рассматривать регламенты, хотя она обязана это делать. И сегодня никто не знает, как дальше жить.

Система национальной стандартизации, существовавшая до принятия закона, продолжает существовать и сейчас. Наша продукция подлежит надзору, относится к опасным производственным объектам, и поэтому система стандартов необходима для обеспечения безопасности пассажиров.

— Ведется ли поиск выхода из создавшейся ситуации?

— Ведется, но, к сожалению, этот процесс сильно забюрократизирован. Предлагается сделать регламенты оцифрованными, однако эти документы получаются абсолютно нечитабельными. Есть мнение сделать неоцифрованными, но тогда как быть со стандартами? Необходимо создать регламент, издать документ, который бы был нормативным актом. В строительной отрасли это даже не ГОСТы — СНиПы.У нас — ПУБЭЛ — правила устройства и безопасной эксплуатации лифта. Это именно правила — это не ГОСТ, который бы четко определял уровень безопасности монтажа и эксплуатации лифта.

Еще один предлагаемый вариант — неоцифрованные регламенты, а ряд нормативных документов принять в качестве обязательных к исполнению, по-моему, наиболее приемлем. Если же говорить о техническом регулировании, то мое мнение таково: технические регламенты вообще не нужны; следует оставить систему национальной стандартизации, максимально адаптировав ее к существующим нормативам и правилам. Ведь мы неординарная страна со своими «тараканами», «болячками», которые мы и регулируем посредством стандартизации. Например, вандализм — нигде в мире нет такого вандализма, и мы вынуждены в своих стандартах учитывать этот фактор. У нас дети катаются на кабине и под кабиной лифта, несанкционированно проникают в шахту. На Западе такого нет, а мы вынуждены применять специальные устройства безопасности, которые размыкают цепь управления лифтом при несанкционированном проникновении в его шахту. И это введено в наши правила, ни в одних правилах в дальнем зарубежье такого нет.

Во всем мире, особенно в Европе, к лифтам относятся трепетно, у нас же жгут, раздвигают двери и т. п. Поэтому мы должны сохранить систему истинно национальной стандартизации в любом ее проявлении. Нельзя вот так, «с лету», менять то, что работало десятки лет и дало зримый результат.

— Национальные особенности связаны не только с таким печальным явлением, как вандализм, но и с нашим климатом?

— Да. Так, в соответствии с ГОСТом, наши лифты могут работать в диапазоне температур от +5 до +400 C. Однако в северных районах такую температуру трудно обеспечить, и лифт не может нормально функционировать, он функционирует лишь благодаря усилиям эксплуатационных служб; срок его эксплуатации из-за этого сокращается. В южных районах официально проектирование жилых домов не предусматривает отопление лестничных клеток и шахт, между тем на Северном Кавказе случаются и заморозки ниже –50 C. При прогревании появляется влага, а это серьезно сказывается на работе электроники, идет ошибочная работа контактных групп.

Все эти моменты также подчеркивают нашу национальную специфику.

— Ситуация неопределенности сказывается на работе лифтовой отрасли?

— Конечно. С одной стороны, все ждут выхода технических регламентов о безопасной эксплуатации лифтов, с другой — Ростехнадзор, поместив на сайте текст технического регламента, не получил пока ни одного отзыва, т. е. никто не хочет участвовать в обсуждении. Многие уже начинают потихоньку сживаться с мыслью, что стандарт — это не главное и что от него можно уйти.
Вообще, как показывает опыт, многолетняя практика, любая ангажированность в нашей отрасли сказывается отрицательно, а определенность, жесткость, традиционность дают, безусловно, положительные результаты.
 
— И все же предпринимаются какие-либо шаги для нормализации положения?

— Да. Работает группа, куда призваны ведущие специалисты. Работает и общественность. Но, видимо, как у нас повелось: пока гром не грянет…


В единстве — сила

— Федор Алексеевич, эти вопросы будут подниматься на XII Конференции работников лифтовой отрасли и III Международной выставке лифтов и подъемных механизмов?

— На конференции будет обсуждаться масса вопросов. Это и старение лифтового парка, технические регламенты, и вопросы законодательства в части добровольной сертификации, лицензирования в области промышленной безопасности. Это и проблемы, связанные с вступлением в ВТО, возможность прихода на наш рынок многочисленных иностранных предприятий, которые не будут руководствоваться нашей системой стандартизации; для них она была ограничителем. Пока правила существуют, продукция многих иностранных фирм не соответствует нашим требованиям, и они не могут работать на нашем рынке. Если мы вступим в ВТО с таким размытым регламентом и разрушенной системой стандартизации, то к нам кто только не хлынет…
В декабре 2005 г. мы создали Меж-отраслевое объединение работодателей, которое активно развивается и насчитывает на сегодняшний день больше 150 членов. Уже разработано 8 государственных программ; мы будем их продвигать, они обсуждались с рядом различных структур, в том числе, что особенно важно, с Ассоциацией строителей России, с Деловой Россией, представляющими строительную отрасль в Тройственной комиссии при Президенте, где решаются очень многие насущные, острые вопросы существования отрасли как таковой.
Один из наиболее наболевших вопросов — кадровый. Несмотря на то, что мы удержали отрасль и ее кадровый состав в 90-е гг., средний возраст электромехаников составляет сегодня 47 лет. Молодежь не идет, и не потому, что у нас маленькая зарплата — на нее можно неплохо жить, но нельзя купить сразу дачу, машину и т. п. С другой стороны, у нас нет программ социального обеспечения, социальной поддержки.

— А как обстоит дело с подготовкой специалистов?

— Это тоже одна из острейших проблем. Мы вышли на государственный уровень для того, чтобы найти выход из этой пиковой ситуации, привлечь молодежь к работе по содержанию лифтового парка. Здесь следует отметить, что лифты перевозят в три раза больше пассажиров, чем весь остальной транспорт вместе взятый, работая при этом круглосуточно. Программа обучения очень серьезная; мы наладили отношения с операторами спутниковой связи с тем, чтобы организовать дистанционное обучение. Учебные программы будут транслироваться на всю страну, т. е. человек, допустим, в небольшом провинциальном городке может обучиться, пройти аттестационную комиссию и получить соответствующие документы. Сейчас же необходимо ехать в областной центр, что создает массу неудобств, прежде всего материального плана. Однако есть здесь и серьезное препятствие — сегодня наши специальности не имеют права на дистанционное обучение. Поэтому будем добиваться отмены этого ограничения.
 
— Каких результатов ожидаете от III Международной выставки лифтов и подъемных механизмов?

— Выставка уже заняла 2 место в Европе по значимости и по влиянию.В этом году ее состав увеличится на 20% за счет как отечественных, так и зарубежных фирм. Кроме того, отличие нашей выставки в том, что в ней принимают участие все крупнейшие фирмы мира; ни у одной из них нет планов участия в других выставках — они считают это нерентабельным, а вот у нас участвуют. Это говорит о том, что участие в выставке в России дает прибыль, она рентабельна. В 2005 г., по самым скромным подсчетам, на один вложенный доллар было получено 16 долларов прибыли за счет увеличения объема заказов, налаживания связей, подписания перспективных контрактов и т. п.
Участие в этом году будет еще более выгодным. Есть одно «но»: все очень боятся участия китайских производителей, а они пришли и уже занимают почти 1/6 часть выставки. Многим интересно, с чем они к нам придут и чего они собственно хотят.
Мы сейчас, проводя программу диверсификации производства, открыли два завода по производству лифтового оборудования в городах Елабуге и Грозном. Исходя из наших реалий, отмечу, что каждый регион должен иметь свой завод, чтобы никто туда не пришел, а если и пришел, то для блага этого завода, выпускающего продукцию, отвечающую всем требованиям, особенностям региона.
Эту работу будем продолжать, и она будет отражена на нашей выставке.
Есть еще две проблемы, которым будет уделено внимание.
Во-первых, эскалаторное производство: его в стране попросту нет — завод в Северной столице не в счет, а в стране грядет эскалаторный бум.
Во-вторых, важнейшая проблема — реабилитационная техника. Существует программа создания безбарьерной среды для инвалидов. В Москве принято постановление о том, что все новые здания (пока только административные) должны быть оборудованы такой техникой, но оно, как это у нас повелось, не выполняется. Этот раздел выставки считаю обязательным.

Автор: Сергей Васильев
Дата: 07.05.2007
«Федеральный строительный рынок» № 60
Рубрика: ***




«« назад