Публикации »

Государственный строительный надзор: нормативно-правовая база создана в полном объеме

В компетенцию государственного строительного надзора среди прочих функций входит проверка соответствия выполняемых работ требованиям проектной документации и технических регламентов, разработка нормативно-правовых актов.

Об итогах деятельности Ростехнадзора в 2006 г. и, в частности, о формировании нормативно-правовой базы нашему корреспонденту рассказал начальник государственного строительного надзора Владимир Семенович КОТЕЛЬНИКОВ.

–Минувший год был для нас в целом успешным. Мы проводили работу по следующим направлениям:
   формирование правовой и нормативной базы;
   организация в территориальных органах структурных подразделений для осуществления государственного строительного надзора;
   создание автоматизированной системы;
   рассмотрение жалоб, обращений юридических и физических лиц.

Было сформировано 23 отдела государственного строительного надзора. В 56 территориальных органах государственный строительный надзор осуществляется в составе отраслевых отделов. Хочу отметить работу МТУ по г. Москве, МТУ по Центральному федеральному округу и МТУ по Дальневосточному федеральному округу.
В трех территориальных органах (УТЭН по Республике Ингушетии, Республике Северной Осетии — Алании, Чукотскому АО) государственный строительный надзор пока осуществляется неспециализированными инспекторами-строителями. В настоящее время в Ингушетии заканчивается формирование подразделения государственного строительного надзора.
С учетом вступившего в действие с 1 января 2007 г. требования ч. 7 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации об осуществлении единого государственного строительного надзора на строительном объекте территориальные органы будут качественно и количественно улучшены. Повышение качества надзора в особенности относится к объектам использования атомной энергии в связи с тем, что в территориальных органах не созданы специализированные подразделения по осуществлению государственного строительного надзора.
Помимо этого, в связи с принятием нового Градостроительного кодекса предусматривается расширение круга объектов капитального строительства, применительно к которым на федеральном уровне осуществляется государственный строительный надзор. Надзорные полномочия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, начиная с 2007 г., распространяются на объекты, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, а также на объектах обороны и безопасности, иных объектах, сведения о которых составляют государственную тайну, объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) федерального значения (при проведении капитального ремонта в целях их сохранения), дополнительных особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, что предусмотрено новой редакцией Градостроительного кодекса Российской Федерации. Сюда относятся:
   гидротехнические сооружения первого и второго классов;
   линейно-кабельные сооружения связи и сооружения связи;
   линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;
   объекты космической инфраструктуры;
   аэропорты и иные объекты авиационной инфраструктуры;
   объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
   метрополитены;
   морские порты;
   автомобильные дороги общего пользования, федерального значения, а также относящиеся к ним транспортные инженерные сооружения.
Это, безусловно, потребует увеличения численности структурных подразделений территориальных органов.

— Владимир Семенович, а как обстоит дело с формированием нормативно-правовой базы?

— Нами подготовлено и внесено два постановления Российской Федерации (№ 54 и № 705 «Об утверждении правил установления нарушения законодательства о градостроительной деятельности»). Эти нормативные акты приняты Правительством Российской Федерации.
Внесены также и изменения в ст. 9.4, 9.5, 23.56 Кодекса об административных правонарушениях. В соответствии с данными статьями детализированы правонарушения, за совершение которых предусматривается административная ответственность за невыполнение проектной документации и технических регламентов.
Мы участвовали и в разработке двенадцати постановлений Правительства Российской Федерации. Ростехнадзором утверждены четыре нормативных документа для осуществления государственного строительного надзора. В стадии разработки находятся три технических регламента.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2005 г. № 723-р Ростехнадзор участвует в подготовке и согласовании проектов постановлений Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации Градостроительного кодекса Российской Федерации. Эта работа направлена на дальнейшее снятие административных барьеров при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.  К таким документам в первую очередь следует отнести «Порядок выдачи разрешения на строительство» и «Порядок ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства», предусматривающие упрощение процедур оформления соответствующих разрешений и повышение ответственности за принимаемые решения.
Сегодня можно констатировать: нормативно-правовая база для осуществления государственного строительного надзора в Российской Федерации в полном объеме создана.

— Каков вклад Ростехнадзора в национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России»?

— Этот проект является для нас основным. Участие в нем обусловлено деятельностью Ростехнадзора как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. № 54 на осуществление государственного строительного надзора. Надлежащее осуществление государственного строительного надзора способствует возведению объектов недвижимости жилищного назначения не только с характеристиками доступности и комфортности, но и в первую очередь безопасности.

— Владимир Семенович, какие задачи поставлены перед Ростехнадзором в 2007 г.?

— Во-первых, проведение мероприятий, направленных на осуществление единого государственного строительного надзора на объектах капитального строительства.
Конечно же, это создаст определенные сложности, т. к. очень сложно в сжатые сроки обучить людей, дать, например, специальные знания по противопожарной безопасности — для этого необходимо пройти обучение в профильных вузах. Поэтому в переходный период будем укомплектовывать наш штат специалистами из других служб, будем работать во взаимодействии с экологами, пожарниками и др., привлекать их в качестве экспертов при выдаче заключений.
Во-вторых, создание информационной базы государственного строительного надзора в единой информационной системе службы, укомплектование структурных подразделений территориальных органов, осуществляющих государственный строительный надзор с учетом увеличения контроля при строительстве.
В-третьих, разработка предложений о дополнении Градостроительного кодекса требованиями к эксплуатации построенных объектов капитального строительства. Идея заключается в том, что надзор по строительству должен дополниться и надзором за эксплуатацией как на федеральном, так и на субъектном уровне. Значительная аварийность наблюдается именно при эксплуатации, здесь же выявляется большое количество нарушений. Поэтому мы и сочли целесообразным введение такого надзора. По многим объектам он уже осуществляется, например на химических, металлургических предприятиях, эксплуатация которых также находится в нашем ведении. И как показала практика, такой подход весьма эффективен.

— Владимир Семенович, хотелось бы услышать Ваши комментарии по поводу последних аварий в Москве и Санкт-Петербурге.

— В Москве при проведении реконструкции здания плита перекрытия деформировалась и потянула за собой стеновую панель. Этот объект поднадзорен службе субъекта Федерации. Здесь следует установить: была ли это реконструкция или же снос. Большинство аварий, несчастных случаев происходит именно во время сноса зданий.
Что же касается падения крана на жилой дом в Санкт-Петербурге, то причиной трагедии явились откровенно безграмотные действия: убрали подкрановые пути, кран стоял на двух звеньях. Это и преступная халатность прораба, который ответственен за безопасную работу крана. Кран был подготовлен к демонтажу, а он послал его на операцию подъема досок с крыши. Крановщик знал, что у него нет подкрановых путей и что он должен стоять и не двигаться. Если сняты подкрановые пути, кран должен быть сразу демонтирован.

Автор: по материалам редакции
Дата: 07.05.2007
«Федеральный строительный рынок» № 60
Рубрика: ***




«« назад