Концепция стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока
27 марта 2007 г. в Министерстве регионального развития России состоялась презентация Концепции стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона. В ходе обсуждения Концепции стратегии участники совещания отметили необходимость ее доработки в направлении более детальной проработки механизмов ее реализации с учетом стимулирования частного бизнеса к более активному участию в экономическом развитии Дальнего Востока, а также существующих отраслевых и территориальных стратегий развития. Документ разработан Минрегионразвития РФ совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов РФ и негосударственными учреждениями в соответствии с Указом Президента РФ от 27 января 2007 г. «О Государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятии, Иркутской и Читинской областей». Дальний Восток и Байкальский регион (ДВиБР) включает Дальневосточный федеральный округ, а также Республику Бурятию, Иркутскую и Читинскую области. Общая площадь региона составляет 8,07 млн. кв. км (почти половина площади России), населе-ние — 11,3 млн. человек (8% от общероссийского). В настоящий момент социально-экономическая ситуация на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе остается сложной. Вывоз продукции в другие регионы страны существенным образом снизился по сравнению с началом 1990-х гг. Регион переориентировался на внешние рынки, но при этом закрепилась его специализация на сырьевом экспорте. ДВиБР по качеству своего развития стали отставать от других частей РФ, а тем более от сопредельных зарубежных азиатских регионов. При том, что в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) и в Индии в последнее десятилетие фиксируется беспрецедентный экономический рост, российские регионы не в полной мере извлекают для себя положительные эффекты от близости к этому макрорегиону. Это выталкивает Россию в целом на периферию протекающих процессов развития, оттесняет ее на позиции исключительно поставщика сырья и продукции его первичных переделов. В свою очередь такое периферийное развитие создает угрозу демографической стабильности ДВиБР и устойчивости системы расселения. Ситуация, складывающаяся на Дальнем Востоке страны, требует государственного вмешательства. Большой потенциал развития ДВиБР определяется: Исходя из изложенного выше, можно выделить основные системные проблемы региона: В начале 1990-х гг. экспорт машин, оборудования и транспортных средств в КНР составлял более 34%. В настоящее время он не превышает 2%, в то время как доля сырья, топлива, металлов и необработанной древесины составляет 85–90%. Объемы импорта из Китая машин и оборудования на 779,3% превышают российский экспорт — $268,85 млн. импорта из Китая против $34,5 млн. российского экспорта. Растет диспропорция в уровне социально-экономического развития регионов ДВиБР с основными территориями РФ. Адекватным ответом на обозначенные ранее системные проблемы развития Дальнего Востока является формирование макрорегиона в Сибирско-Дальневосточной части РФ, состоящего из субъектов Федерации Дальневосточного ФО, Республики Бурятии, Иркутской и Читинской областей, обладающего глобальной конкурентоспособностью и позволяющего России подключиться к экономическому росту, идущему в странах АТР и Индии, а также обеспечить наиболее продуктивную интеграцию страны в глобальный мир. При этом интеграция ДВиБР в глобальные процессы не должна идти в ущерб связанности РФ. Каково будет место этого макрорегиона в рамках АТР? Предлагается Россию и, соответственно, Дальний Восток рассматривать в качестве центра управления, ответственного за обеспечение АТР ресурсами развития. Эта позиция задает рамки для специализации субъектов РФ, входящих в создаваемый Сибирско-Дальневосточный макрорегион. Исходя из существующих мировых тенденций, для развития Дальнего Востока РФ актуальным становится формирование крупных центров управления как индустриальным, так и постиндустриальным развитием. Ресурсы развития первого типа (индустриальные) являются основой для разработки ресурсов второго типа (постиндустриальных), которые в свою очередь через процессы управления трансформируют ресурсы первого типа, повышая в целом капитализацию ДВиБР. Этот подход предполагает совершенствование системы расселения с целью организации управленческой деятельности масштаба АТР. Стратегия предлагает в качестве базовых (опорных) центров создаваемого макрорегиона города Иркутск, Хабаровск и Владивосток, как центры субъектов Федерации с наибольшим ВРП. При этом структура ВРП Иркутской области (52,2% услуг и 33,3% промышленности), Хабаровского края (55,4% услуг и 29,2% промышленности), Приморского края (63,7% услуг и 23,1% промышленности) задает определенные рамки для специализации этих городов, ориентируя Иркутскую область в первую очередь на управленческую деятельность с индустриальными ресурсами, Приморский край — с новыми типами ресурсов, а Хабаровский край как зону суперпозиции управленческих воздействий Иркутска и Владивостока на управленческую деятельность. Главным стратегическим направлением территориальной организации макрорегиона является доформирование его опорного каркаса (совокупности опорных центров и коммуникаций), совершенствование транспортной системы, обеспечение функционирования сельского расселения периферийных районов, развитие природоохранной и рекреационной деятельности. Особенность ситуации ДВиБР в современных условиях заключается в том, что при сохранении существующей инерции развития, даже при реализации большинства заявленных проектов в сфере добычи сырья, данный российский регион рискует остаться глубокой «двойной периферией»: РФ и АТР. Второй сценарий рассчитан на новый портфель ресурсов: квалифицированную, мобильную и дорогую рабочую силу, конкурентоспособные технологии, инфраструктурную доступность рынков АТР, сильные рыночные позиции и современные форматы торговли. Соответственно, он предполагает приток инвестиций в новые виды бизнеса и качественный экономический рост, углубление переработки и развитие урбанизации. Важным является выход на рынки США и Японии (установление с ними торговых связей, привлечение инвесторов и пр.). Наиболее перспективным для запуска этих процессов является проведение саммита АТЭС и создание во Владивостоке товарно-сырьевой биржи, которая может начать свою деятельность с предложений от российских государственных компаний новой линейки энергоресурсов, а также гуманитарных ресурсов: высококвалифицированных услуг по обслуживанию и ремонту, образованию и опережающим исследованиям (способам получения нового знания), экологическим и туристско-рекреационным услугам. Этот сценарий развития может быть обеспечен только при комплексном освоении природных ресурсов, развертывании на территории производственных звеньев технологических цепочек по глубокой переработке сырья и создания условий для инвестиций в производства и сектора экономики, эксплуатирующие в первую очередь человеческий капитал. Это потребует развития системы расселения, выхода городов ДВиБР на современный этап урбанизации, связанный с ростом агломерации населения и производств, повышения коммуникационной связанности городов с глобальной экономикой и другими частями РФ, создания современной городской среды, привлекающей мобильную рабочую силу, обладающую ключевыми компетенциями, и следующие за ней капиталы. Для реализации этого сценария стратегическими государственными задачами в отношении развития ДВиБР выступают:
В документе представлено видение стратегических направлений развития одного из важнейших макрорегионов России. В Концепции обозначены процессы, определяющие его развитие в долгосрочной перспективе, внешний контекст развития, внутрироссийские условия развития, системные проблемы и стратегические приоритеты, основные сценарии его развития на долгосрочную перспективу. Обозначены риски, цели и задачи развития макрорегиона, приоритетные программы и проекты развития на долгосрочную перспективу.
Ресурсным потенциалом территорий:
Углеводороды. На РФ и страны бывшего СНГ приходится около 60 млрд. т запасов угля.
Гидроресурсы. Более 50% ресурсов речного стока РФ и 25% подземных вод сосредоточены на территории региона. При этом используются в настоящее время только соответственно 2% поверхностных, 12,5% подземных запасов.
Руды. По данным МПР РФ, прогнозные ресурсы железных руд России оцениваются более чем в 100 млрд. т. Разведанные запасы России могут обеспечивать добычу в стране на уровне 220 млн. т и более в течение более 100 лет.
Лесные ресурсы.
Плодородные почвы в зоне, пригодной для ведения интенсивного сельского хозяйства.
Ландшафтно-рекреационные возможности территорий.
Наличием конкурентоспособных производств.
Наличием сформированной системы расселения, развитого инфраструктурного хозяйства.
Выгодным геоэкономическим и геополитическим положением региона. Его близостью к одному из главных и наиболее быстро развивающих макрорегионов мира.
Маломощность экономики как по отношению к РФ, так и по отношению к странам АТР.
Неэффективная структура ВРП, т. е. низкое качество развития. Характерная особенность Дальнего Востока — преимущественно сырьевая направленность экспорта.
Инфраструктурные ограничения: существенно большие транспортные издержки, связанные с более низкой плотностью населения, удаленностью от основных рынков сбыта страны, менее развитой транспортной инфраструктурой; слабость собственной энергетической базы в ряде регионов, особенно дальневосточных. Сегодня транспортная составляющая в цене товаров в ДФО составляет 55–70% при среднероссийском уровне в 25%.
Тарифная политика вместо стимулирования социально-экономического развития российских территорий стимулирует «меридиональный» перехват товарных потоков, когда грузы из центра России доставлять на Дальний Восток нерентабельно, а из Китая, Японии, Южной Кореи выгодно.
Хозяйственные связи Дальнего Востока все больше ориентируются не на Россию, а на зарубежье. Доля Китая сегодня во внешнеторговом обороте Читинской области составляет 96%, Амурской области — 71%, Хабаровского края — 47%.
Утрата демографического потенциала.
Обеспечение устойчивости развития, в том числе воспроизводства ресурсной базы и сохранения природной среды.
Привлечение инвестиций, в том числе содействие притоку прямых иностранных инвестиций.
Снятие институциональных барьеров для развития:
гармонизация тарифной политики, прежде всего на железнодорожном транспорте;
формирование эффективных пулов инвесторов для реализации крупных проектов;
создание благоприятной бизнес-среды, проведение политики активного привлечения инвесторов (маркетинга территорий ДВиБР). Создание в ДВиБР сети связанных с крупными транспортными узлами и крупными энергетическими объектами особых экономических зон, использующих инфраструктуру данных узлов и объектов (при их новом строительстве — инфраструктуру строек), а также обладающих системой льгот, обеспечивающих их конкурентоспособность по сравнению с аналогичными зонами в АТР и Индии;
таможенно-тарифная политика, поощряющая высокие переделы продукции, понижающая эффективность экспортасырья.
Повышение устойчивости системы расселения. Реализация миграционных программ, а также программ аккультурации мигрантов, их продуктивной интеграции в российское общество.
Пространственное развитие ДВиБР.
Инфраструктурное развитие региона. Повышение транспортной связанности внутри региона, а также с другими территориями РФ.
Технологический рост производств.
Диверсификация основных рынков для поставок продукции, производимой в ДВиБР. Развитие двух основных направлений взаимодействия: южного — Китай и Южная Корея и западного — Северная Америка и Япония. Потенциал взаимодействия с США и Японией в настоящий момент практически не реализуется.
Приоритетные программы и проекты развития ДВиБР на долгосрочную перспективу
Запуск проектов, обеспечивающих наи-больший мультипликативный эффект для развития макрорегиона и нишевую конкурентоспособность территорий ДВиБР, прежде всего:
Реализация проектов, позволяющих обеспечить существенную роль РФ на традиционных российских товарных рынках АТР и Индии:
энергетический рынок;
сохранение лидирующих позиций на химических рынках, диверсификация номенклатуры поставляемой продукции;
развитие металлургического комплекса, включая добычи и поставки на экспорт рудного сырья;
укрепление позиций на рынке леса, деревообработки и целлюлозно-бумажной продукции.
Реализация проектов, рассчитанных на привлечение инвестиций в высокотехнологичные сектора экономики
Реализация проектов, рассчитанных на подъем инновационно-технологических производств, развитие НИР и НИОК.
Снятие инфраструктурных ограничений, в том числе:
включение в мировой рынок трансконтинентальных перелетов;
развитие портовой системы ДВиБР, обеспечивающей интеграцию РФ в систему морских перевозок в макрорегионе, обсуживающих как экспортно-импортные операции РФ, так и транзит грузов по российской территории;
развитие электроэнергетики, включая строительство новых генерирующих источников. Прежде всего, строительство Богучанской ГЭС и последующего каскада Ангарских ГЭС, электроэнергия которых должна быть подана не только в Красноярский край, но и в Иркутскую область, Бурейскую и Нижнебурейскую ГЭС, Харанорскую ГРЭС.
Автор: по материалам редакции Дата: 07.05.2007 «Федеральный строительный рынок» № 60 Рубрика: *** |