Публикации »

Механизированные автостоянки: вчера, сегодня, завтра

Еще в 1993 г. в рамках конверсионных программ были предложены разработки механизированных автостоянок (паркингов) с автоматической подачей автомобилей. Эти проекты были вызваны к жизни острейшей проблемой городов-мегаполисов — проблемой временного и постоянного хранения автотранспорта в условиях крупного города в местах интенсивного людского потока в центральной части города, у торговых, деловых центров, железнодорожных вокзалов, спортивных и зрелищных комплексов. Решение этой проблемы особенно актуально сегодня в связи с все возрастающей автомобилизацией. О том, что сделано и еще предстоит сделать, нашему корреспонденту рассказал директор управления ОАО «Тушинский машиностроительный завод» Юрий Владимирович МАТВЕЙКИН.

–К автостоянкам первого поколения относятся вертикальные механизированные автостоянки типа МАС-251. Их основные конструктивно-технологические принципы заложены еще в 1994 г. и распространены затем на все последующие механизированные автостоянки. Первая механизированная автостоянка МАС-251 двухсекционная на 50 машиномест, разработанная в 1994 г., была установлена в ММДЦ «Москва-Сити» на Красной Пресне (участок № 15) и эксплуатировалась бесперебойно вплоть до 2005 г. (в настоящее время демонтирована). Эксплуатация этой первой автостоянки показала высокую надежность и безопасность работы механизмов и системы управления. Были намечены пути их усовершенствования для последующих разработок.
Ныне действует разработанная в 1998 г. трехсекционная вертикальная механизированная автостоянка на 75 машиномест, установленная на ул. Краснопресненская набережная (влад. 6, автостоянка), — на металлическом каркасе, неотапливаемая, проветриваемая. Ее размеры в плане —21 x 8,0 м, высота — 28,0 м.

— Этот проект был усовершенствован?

— Следующей ступенью конструктивного усовершенствования стали вертикальные механизированные автостоянки типа МАС-251-М. Была модернизирована конструкция клети, изменена конструкция манипулятора, усовершенствована логика функционирования механизмов при автоматических постановке и съеме автомашины, введено поворотное устройство, увеличена скорость движения механизмов. Работа автостоянки стала более надежной и безопасной. Первая механизированная автостоянка типа МАС-251-М была разработана в 2000 г. для офисного здания по адресу: ул. 1-я Тверская-Ямская, влад. 5, стр. 2 и встроена в здание в виде двух отдельных секций. Шахты этой автостоянки железобетонные, отапливаемые, вентилируемые. Высота ячеек хранения —1,9 м, площадь ячеек — 2,0 х 5,5 м. В каждой шахте по 30 машиномест и одному операторскому посту.

— Юрий Владимирович, расскажите о последних тенденциях в проектировании механизированных автостоянок?

— В последнее время обозначилась потребность временного хранения автомобилей в подвальных помещениях имеющихся старых домов, да и во вновь строящихся офисных зданиях. Отсутствие пандуса для въезда повлекло за собой обеспечение въезда с улицы на подъемник на первом этаже с дальнейшей автоматической парковкой в подвале. То есть возникла необходимость в подземных механизированных автостоянках. Первый подобный проект был разработан нами в 2005 г.
Проект типовой подземной механизированной автостоянки типа МАС-М разработан для обустройства подвала в офисном здании (ул. 2-я Брестская, 34). Эта автостоянка трехъярусная, отапливаемая, вентилируемая, с противопожарной системой, на 33 маши-номеста. При въезде у ворот оборудована операторская кабина. В подвале предусмотрены тележки с выдвижным механизмом (манипулятором). Автомобиль, установленный на поддоне, с клети подъемника перемещается на тележку, с которой он выдвигается в ячейку хранения. На клети встроено поворотное устройство с тем, чтобы автомобиль мог выезжать из автостоянки на улицу передом. Надежное функционирование и безопасность механизированной автостоянки типа МАС-М обеспечиваются взаимосогласованным размещением механизмов и системой управления.
Подобные механизированные горизонтальные автостоянки разработаны для подвалов офисного здания на ул. Трубной, 14 (подземная, двухъярусная, 20 машиномест), административного здания на ул. Гиляровского, влад. 2–4 (подземная, пятиярусная, 199 машиномест), а также для подземного паркинга под городской площадью в г. Одессе.
Разработаны предложения по устройству механизированных автостоянок под землей во дворах в новых жилых (так называемых спальных) районах. Так, в микрорайоне Куркино предложено построить подземный комплекс, в который по пандусу спускается автомобиль и по подземным путям разъезжает до ворот сблокированных секций автостоянки, где уже автоматически при помощи подъемника (при многоярусной парковке) и самодвижущихся тележек автомобиль устанавливается в ячейку хранения. Сверху над автостоянкой устраивается либо сквер, либо спортивные площадки, либо детский городок. Такой проект на 1000 машиномест по просьбе архитекторов направлен в Управление экспериментальной застройки.
Разработаны проектные предложения по устройству подземных механизированных автостоянок под площадями Павелецкого и Белорусского вокзалов, под сквером на Миусской, под памятником Юрию Долгорукому.

— Механизированные автостоянки разрабатываются для конкретного объекта, с учетом пожеланий заказчика и т. п.?

— Каждый тип механизированной автостоянки может иметь огромное количество вариантов исполнения. В зависимости от пожелания заказчика (клеть подъемника проходная или непроходная, с поворотным устройством или без него, относительное расположение площадок обслуживания и кабин для операторов, типы и число автомашин, отапливаемая или не отапливаемая, материалы шахт и отделок), а также в зависимости от плана участка застройки, положения автостоянки относительно ближайших строений, схемы движения транспорта с учетом площадок накопителей выбирается наиболее оптимальный вариант решения планировочного и архитектурного облика автостоянки для каждого конкретного участка застройки.
Вообще же  для разработки проекта для всех типов механизированных автостоянок приняты следующие общие конструктивно-технологические принципы:
   проект на само здание под автостоянку разрабатывается специализированной строительной фирмой по нашим исходным данным, где учитываются согласованные с заказчиком архитектурные решения здания, конструктивные материалы каркаса здания, связь инженерных сетей автостоянки с городскими инженерными коммуникациями, выполняются требования по пожарной безопасности, экологической безопасности, требования СЭС, ГИБДД и Ростех-надзора;
   проект на технологическое оборудование включает в себя рабочую и эксплуатационную документацию на подъемное оборудование, манипуляторы и сдвижные механизмы, на оборудование ячеек хранения и шахт, на электронную систему управления механизмами, на комплект оборудования механической, электромеханической и электронной систем безопасности; разрабатываются также правила и порядок пользования автостоянкой, порядок въезда автомобилей и выдачи их пользователям;
   проект операторских кабин разрабатывается архитектурно-строительной фирмой по нашим исходным данным, где указываются места установки видео-компьютерного оборудования, места жизнедеятельности и отдыха операторов.

— Юрий Владимирович, каковы преимущества механизированных автостоянок?

— К безусловным преимуществам таких автостоянок можно отнести следующие пункты:
   на площади, которая используется для парковки двух автомобилей обычным способом (с учетом подъезда, выезда и маневрирования), в высотной автостоянке можно разместить в одном блоке 24–30 автомобилей, в мини-паркингах — 8–12 автомобилей;
   технология монтажа высотных автостоянок, подземных горизонтальных и мини-паркингов позволяет осуществлять установку их в стесненных городских условиях;
   сооружения и здания высотных автостоянок и мини-паркингов при необходимости могут быть демонтированы, перевезены и установлены на новом месте в кратчайшие сроки;
   надежная и безопасная эксплуатация автостоянок в зимних условиях без отопления;
   эффективная естественная вентиляция в высотных автостоянках и мини-паркингах препятствует образованию коррозии автомобиля;
   установка автомобиля в ячейку хранения производится автоматически без участия водителя; владельцу автомобиля нет необходимости подниматься или спускаться по лестнице или в лифте;
   для управления блоком автостоянок с несколькими подъемниками (на 60–200 ячеек хранения) достаточно одного оператора;
   автомобили хранятся в ячейках хранения, находясь в безопасности; они защищены от вандализма, краж и повреждений;
   автомобили защищены от атмосферных осадков и техногенного загрязнения;
   применение частотного регулирования ходом подъемника, манипуляторов и механизмов выдвижения обеспечивает плавное и точное позиционирование, бережное отношение к автомобилю;
мналичие электронных, электромеханических и механических средств безопасности обеспечивает сохранность автомобиля при любых нештатных ситуациях;
   наличие остекления, стеновых витражей и эффективного освещения высотных автостоянок является наиболее современным и перспективным средством рекламы автосалонов и сервисно-торговых центров.

— Есть ли недостатки?

— Основной недостаток — высокая цена одного машиноместа. Срок окупаемости высотных автостоянок составляет 3–4 года. При использовании парковок роторного типа в службе платных парковок срок окупаемости составляет 1,5 года. Конструкторским коллективом ОАО «Тушинский машиностроительный завод», возглавляемым главным конструктором В. М. Троицким, в настоящее время ведется активная работа по удешевлению проектов и поиску надежных партнеров для массового производства.

— Механизированные автостоянки не получили пока широкого распространения…

— Считаю, что следует активизировать пропаганду среди застройщиков, архитекторов и строителей проекта механизированных автостоянок, разработанных ОАО «Тушинский машиностроительный завод», с целью внедрения их в жилищное и административное строительство.
Необходима также поддержка городского правительства, департамента градостроительной политики, развития и реконструкции Москвы с целью активного привлечения заказчиков к планомерному строительству механизированных автостоянок в городе и мини-паркингов во дворах взамен индивидуальных гаражей, «ракушек» и «пеналов».

125362 г. Москва, ул. Свободы, д. 35
Тел. (495) 580-7189

Автор: по материалам редакции
Дата: 07.05.2007
«Федеральный строительный рынок» № 60
Рубрика: ***




«« назад