Виктор Забелин: «Нацпроект будет реализован, если строителям дадут необходимые для этого возможности»
Российский союз строителей — крупнейшая отраслевая общественная организация, охватывающая деятельностью своих региональных структур почти всю территорию страны. Президент Союза — член коллегии Минрегионразвития России, Почетный академик Российской академии архитектуры и строительных наук — Виктор ЗАБЕЛИН рассказал нашему журналу о взгляде РСС на реализацию национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». –Виктор Никитович, хотелось бы узнать Ваше мнение о проекте «Доступное жилье» и ходе его выполнения. — В основу этого нацпроекта, как известно, легла программа «Жилище». К этому начинанию наш Союз, безусловно, относился исключительно положительно, хотя и отмечал ряд его недостатков. Некоторые вопросы в программе были изложены крайне схематично, иные — недостаточно проработаны, не было четкого взгляда на развитие промышленности строительных материалов. По этим причинам документ вызывал много нареканий. Но, по нашему мнению, эти недостатки вполне преодолимы. Сегодня, когда программа «Жилище» стала составной частью нацпроекта «Доступное жилье», имеющиеся недостатки постепенно изживаются. — Когда же положение стало меняться? — Сильнейшим стимулом для этого, собственно, и стало объявление жилищного строительства национальным приоритетом. Пришло осознание того, что без совершенствования правовой базы реализовать нацпроект в принципе невозможно. Тогда парламентарии начали вносить необходимые поправки в действующее законодательство по строительной деятельности. Был изменен 214-й закон в плане нахождения здорового баланса между интересами дольщиков и застройщиков. Были приняты поправки к Градостроительному кодексу в части выделения участков под новое строительство и пр. — Что еще необходимо сделать? — Если бы 40–50 млн. кв. м вводимого жилья было достаточно, то, наверное, можно было бы все оставить как есть. Но необходим дальнейший рост — до 80 млн. кв. м, а в перспективе надо ориентироваться примерно на 140 млн. кв. м вводимых площадей (показатель 1 кв. м на человека в год, существующий в экономически развитых странах, в общем, вполне достижим и у нас). То есть необходимо увеличить объемы строительства примерно в 3 раза. А это невозможно сделать без постепенного решения еще ряда серьезных проблем. — Какие еще проблемы Вы считаете важным выделить? — Много вопросов связано с тем, чтобы законы и подзаконные акты, существующие на бумаге, стали действовать и в реальности. Например, уже довольно давно узаконена норма предоставления земельных участков под застройку только на открытых торгах и аукционах. Но на практике на сегодняшний день эта норма выполняется только в 10–15% случаев. Большая же часть земель выделяется административными решениями местных властей, что создает поле для злоупотреблений. — Что Вы думаете о развитии ипотечного кредитования населения? — С одной стороны, развитие этого направления идет все более активно. В процесс включились практически все крупные банки, а также другие структуры, предлагающие на рынке самые разнообразные программы по ипотеке. Рост объемов выдачи кредитов на приобретение жилья идет очень высокими темпами. С другой стороны, пока, как известно, не более 10% граждан имеют практическую финансовую возможность принять участие в ипотеке. Это напрямую связано с высокими процентными ставками по кредитам, сравнительно малым сроком кредитования и пр. Постепенно по мере роста конкуренции на этом рынке ситуация улучшается, но говорить, что имеющиеся проблемы уже решены, еще рано. — Виктор Никитович, способна ли отечественная индустрия стройматериалов обеспечить те планы, которые стоят сегодня перед строительным комплексом? — В последнее время в средствах массовой информации появилось довольно много панических статей, посвященных тому, что вся стройиндустрия России разрушена, технологии устарели, оборудование изношено, в результате чего прогнозируется полный крах российской строительной промышленности. Эксперты Российского союза строителей провели специальное исследование реального состояния отечественной стройиндустрии. Как часто в таких случаях бывает, слухи о смерти российской промышленности стройматериалов оказались несколько преувеличены. — Ну и, резюмируя нашу беседу, скажите, смогут ли российские строители выполнить те задачи, которые ставит перед ними национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» к 2010 г.? — Строители, безусловно, смогут это сделать, если им будут предоставлены необходимые для этого возможности и решены те проблемы, которые существуют на сегодняшний день. А это, повторюсь: оптимизация законодательной базы, формирование системы выделения участков под строительство, обеспечение инженерного обустройства этих участков, стимулирование регионального и городского планирования и пр. Если эти задачи будут решены, нацпроект, несомненно, будет реализован.
Между тем, если вспомнить начальный этап его реализации, то тогда многие считали поставленные задачи невыполнимыми, а сам документ называли «декларацией о намерениях». Мы же считали, что эта программа хороша хотя бы тем, что ставит — как перед властями, так и перед строительным комплексом — определенные цели, для достижения которых предусмотрено довольно серьезное финансирование. Реализация ее, пусть не в полной мере, но все-таки облегчит приобретение жилья молодым семьям, военнослужащим, работникам бюджетной сферы и пр. Предусмотрены меры по стимулированию развития ипотечных процессов, снижению процентных ставок, увеличению сроков кредитования и др.
Однако уже в начале 2006 г. стало совершенно ясно, что программа не будет нормально выполняться, если не завершить работы по созданию законодательной базы строительной деятельности. Дело в том, что пакет из 28 законов, спешно принятый в конце 2004 г. и призванный обеспечить правовой базис строительства, был фактически недееспособен. Несомненно, и Градостроительный, и Жилищный кодексы, и документы, касающиеся ипотеки, и даже злополучный 214-й закон, регулирующий правоотношения дольщиков и застройщиков, были нужны. Но, во-первых, они в значительной мере были недоработаны, а во-вторых, они совершенно не корреспондировались с существовавшим законодательством. Поэтому с самого начала мы выступали за внесение необходимых поправок как во вновь принятые, так и в старые законы, а также за утверждение еще ряда актов по очень серьезным и актуальным вопросам. И в первую очередь, не решен был вопрос с выделением земельных участков под строительство — сохранялся принцип решающего мнения чиновников, что давало большие возможности для произвола и коррупции.
Нас слушали, и даже часто с нами соглашались, но никаких решительных мер к исправлению ситуации властями не предпринималось. В этом смысле можно сказать, что 2005 г. для совершенствования законодательной базы в сфере строительства был потерян.
Также выяснилось, что меры по развитию инженерной инфраструктуры, предусмотренные в программе, совершенно не работают. За весь 2006 г. Министерство финансов РФ не выделило ни одного рубля по оговоренным там правилам. Не говоря уже о том, что сами эти положения никак не корреспондируются с федеральным законом о бюджете и бюджетным кодексом и пр.
Происходят изменения в лучшую сторону и в этих вопросах. И важную роль в этом деле сыграл первый вице премьер Дмитрий Медведев, осуществляющий постоянный контроль за ходом реализации нацпроекта «Доступное жилье». В течение прошлого года было принято немало поправок в законодательные акты, что способствовало серьезной оптимизации функционирования строительной отрасли. Кроме того, Правительством РФ было выпущено более 60 постановлений и распоряжений, обеспечивающих работу этих законов. На наш взгляд, еще нельзя сказать, что сделано все необходимое, но в рамках имеющегося правового поля отрасль уже может развиваться.
И это не замедлило сказаться. Несмотря на крайне неудачное начало 2006 г., когда во многих регионах вместо роста наблюдалось даже некоторое снижение ввода в эксплуатацию жилья, ситуация переменилась к лучшему. И по итогам года был достигнут плановый результат — 50,2 млн. кв. м жилья по стране. Темп роста составил более 15%, что, конечно, является очень неплохим показателем. При его сохранении в 2010 г. вполне реально выйти на строительство обозначенных в нацпроекте 80 млн. кв. м в год.
Но не надо забывать, что расти от малого легче, чем от большого. Поэтому, если считать в абсолютных цифрах, с каждым годом надо вводить все большие объемы.
Поэтому нельзя считать, что строительная отрасль уже достаточно обеспечена правовой базой, и проблем более не существует. Надеемся, что совершенствование законодательства и подзаконной базы, а также отлаживание работы новых структур в этом году продолжится.
В частности, в каждом регионе должны быть разработаны и приняты перспективные планы развития, а также генпланы всех крупных городов. Очевидно, что задача нацпроекта не просто удвоить объем ввода, а построить жилье там, где оно необходимо, с учетом реальных потребностей каждого региона. Сегодня в Москве строится 5 млн. кв. м. Удвоение этой цифры к 2010 г. — сомнительно, да и вряд ли необходимо. В местах, где вопрос нехватки жилья стоит особенно остро, видимо, необходимо его строительство увеличивать больше чем в 2 раза. В общем, плановые прогнозы необходимо соотносить с реальными нуждами регионов.
Помимо цифр, необходимо определиться с размещением жилья в каждом населенном пункте, что тоже невозможно без предварительного планирования. Вообще, практика показывает, что жилье целесообразно строить не отдельными зданиями, но кварталами или микрорайонами. Такой подход позволяет создавать общую инженерную и социальную инфраструктуру, коммуникации и пр. На весь микрорайон можно будет получить общие технические условия, не разрабатывая их для каждого отдельного объекта. Понимание этого сегодня уже есть. В частности, Минрегионразвития РФ стал заключать договоры с регионами, обеспечивая плановость и последовательность строительных процессов. По результатам 2006 г., лишь 15 субъектов Федерации не смогли выполнить заявленные планы; в основном прогнозируемые показатели были достигнуты. Сейчас подобная практика продолжается.
Вообще, «центр тяжести» в реализации нацпроекта сегодня постепенно перемещается в регионы. Задача федерального центра — обеспечить правовое поле, строительство же должно развернуться и расти по всей стране. Но пока еще не все регионы готовы к этому. Хотя есть и явные лидеры, успешно реализующие свою часть работы. Это (по итогам 2006 г.)Москва, Санкт-Петербург, Московская, Белгородская, Астраханская области, Чувашская, Башкирская, Татарская республики и др.
Надо отметить, что важность планирования строительной деятельности на местах прекрасно понимают в и Российском Правительстве. Поэтому сегодня идет активная работа по обновлению и созданию новых планов развития регионов, а также генпланов крупных городов, с учетом перспектив развития транспортной инфраструктуры, промышленного комплекса, рекреационно-туристических зон и пр.
Работа в соответствии с такими планами в сочетании с принципом комплексной застройки микрорайонов должна стимулировать реализацию нацпроекта «Доступное жилье», придать ему стабильность, планомерность, поэтапность. Например, в Екатеринбурге выделен ряд территорий под застройку. Один из микрорайонов — Академический — рассчитан в перспективе на строительство10 млн. кв. м жилья. Конечно, возводиться оно будет несколько лет, но такие проекты позволяют четко прогнозировать и рассчитывать планы. Есть и другие города, в которых развитие строительства поставлено на прочную основу, — Омск, Новосибирск и др.
Не урегулирован окончательно вопрос с правовым статусом участков, выделенных по старым правилам, и до конца не оформленным. Зачастую от строителей требуют повторного согласования проектов, что элементарно несправедливо и влечет за собой серьезные финансовые траты. То есть налицо нестыковка правовых норм.
Принятыми поправками в Градостроительный кодекс создана Единая государственная экспертиза. Это правильно — строителям не нужно получать отдельные разрешения и согласования в экологических, пожарных, санитарно-эпидемиологических и других органах. Но реализация на практике принципа «одного окна» пока практически не возможна — сильно не хватает профессионально подготовленных кадров.
Необходимо также, чтобы местные власти активизировали работу по инженерной подготовке территорий.
Вообще, именно вопрос доступности сегодня постепенно приобретает все большую актуальность. На последнем заседании Государственного совета РФ, которое проходило в Казани, он стоял в центре обсуждения. Был намечен ряд мер для обеспечения доступности жилья для более широких слоев населения. Это и развитие программ более дешевого малоэтажного строительства. Это и создание схем государственной поддержки граждан, желающих приобрести жилье. Это и выделение необходимых средств для строительства инженерной инфрастуктуры.
В последние годы в этой сфере виден явный и достаточно динамичный рост — и объемов выпуска продукции, и расширения ассортимента, и повышения качества. Рост производства стройматериалов достигает 11–12% в год, что примерно соответствует увеличению объемов строительных работ по стране. Таким образом, строительство практически в полной мере обеспечивается материалами отечественного производства.
Вторым важнейшим фактором является строительство новых предприятий, работающих по современным технологиям, а также модернизация и техническое перевооружение многих старых заводов. Технологии и техника, правда, по преимуществу импортные, но, в любом случае, выгоднее использовать их, чем возить из-за границы готовую продукцию. Впрочем, есть и примеры, и не безуспешные, внедрения и отечественных технологических новинок. Как бы то ни было, в последние два года приобретение новых фондов опережает списание старых, то есть пусть и медленно, но стройиндустрия обновляет свои технические средства. Хотя, конечно, темпы обновления нужно наращивать, поскольку 60% износа основных фондов — это недопустимо.
Таким образом, на сегодняшний день в России имеется немало предприятий, выпускающих современные строительные материалы, — эффективные утеплители, стекло, которое можно применять, в частности, в высотном строительстве, качественную мягкую кровлю, разнообразную облицовочную плитку, металлопрофиль и многое другое. В целом, они вполне удовлетворяют потребности отечественного рынка.
Всех, конечно, беспокоит ситуация с цементом. Суммарная мощность российских предприятий достигает 60 млн. т. К 2010 г., при сохранении темпов роста строительной деятельности, потребность в цементе на территории страны достигнет примерно 80 млн. т. Организация цементного производства требует серьезных капиталовложений и определенного запаса времени. Но сегодня объявлено о начале реализации ряда проектов в этой сфере. Новые цементные производства создадут на Урале (в Невьянске и Сухом Логе) и в Саратовской области, в непосредственной близости от источников сырья. Заявили о начале строительства новых цеменетопроизводящих заводов и ряд других компаний в разных регионах страны. Так что есть основания полагать, что и с цементом проблема будет решена.
Наш Союз обратился к Правительству РФ с просьбой помочь в развитии этих начинаний — путем предоставления льгот по налогообложению (в частности, если предприятие тратит прибыль на развитие производства), снижения таможенных сборов при ввозе необходимого промышленного оборудования, по крайней мере того, которое не производится в России, и др. Кроме того, возможно использование при производстве цемента отходов металлургического производства (доменные шлаки), золы ТЭЦ и пр. Для стимулирования этого необходимо принять экологические законы, предписывающие утилизацию или переработку данных отходов; пока же заинтересованности в их продаже у металлургов и энергетиков просто нет. Мне кажется, что такие меры могли бы очень положительно сказаться на развитии цементопроизводящей промышленности в стране. Такие же меры можно было бы использовать и для стимулирования других секторов стройиндустрии, важных при реализации национального проекта.
Как бы то ни было, в общем и целом, можно утверждать, что промышленность стройматериалов, гибко реагируя на запросы рынка и увеличение спроса на различные виды продукции, пока вполне справляется с обеспечением нужд отечественной строительной отрасли.
Автор: по материалам редакции Дата: 07.05.2007 «Федеральный строительный рынок» № 60 Рубрика: *** |