Публикации »

Дом Набокова восстанавливают сами рождественцы

В Ленинградской области — бывшей Петербургской губернии — сохранилось много старинных русских усадеб, построенных в XVIII–XIX вв.Одна из них находится в селе Рождествено Гатчинского района и широко известна как «Дом Набокова».
«Белая усадьба на зеленом холму, с дремучим парком за ней», расположившаяся над рекой Оредеж, видна издалека. Главная аллея парка начинается вблизи от двухэтажного дома с бельведером и как бы приглашает уединиться в тиши под сенью дерев.

Этот дом очень любил юный Владимир Набоков. Он часто здесь бывал в гостях у своего дяди Ивана Васильевича Рукавишникова. После революции, вынужденный покинуть Россию, Владимир Владимирович Набоков все возвращался сердцем на берега Оредежа. В книге «Другие берега» всемирно известный писатель вспоминает: «…это был очаровательный, необыкновенный дом. По истечении почти сорока лет я без труда восстанавливаю и общее ощущение и подробности его в памяти: шашечницу мраморного пола в прохладной и звучной зале, небесный сверху свет, белые галерейки… и незабвенную колоннаду заднего фасада, под романтической сенью которой сосредоточились в 1915 году счастливейшие часы моей счастливой юности».

Крутые ветра советского времени захлестнули всю Россию. Старая усадьба в Рождествено служила новым хозяевам, которые, сменяя один другого, перестраивали деревянный дом в соответствии со своими потребностями. От прежней планировки не осталось и следа, но внешний облик дома все же сохранялся. А в 1995 г. в нем случился пожар.

С тех пор в музее-усадьбе «Рождествено» идет реставрация. При проведении работ и отчасти вследствие пожара были выявлены следы первоначальной планировки здания. Это позволило воссоздать интерьеры с большей точностью. Работами руководит Александр Александрович Семочкин, реставратор с 30-летним стажем.

— Архитектура этого дома — великолепная, потрясающая по ценности деревянная архитектура высокого классицизма, почти ампира, — рассказывает Александр Александрович. — Таких памятников в мире больше нигде нет. Только русские делали из дерева такого рода сооружения. Их и в России-то осталось немного, можно пересчитать по пальцам одной руки. В Рождествено остался единственный на северо-западе памятник такого архитектурного уровня, выполненный целиком из дерева. В этом и состоит первичная и абсолютная ценность этой усадьбы.

— Дому около 220 лет, строился он для градоначальника города Рождествено, — продолжает свой рассказ А. А. Семочкин. — Но город просуществовал всего 16 лет, а потом император Павел I наделил статусом города свою любимую Гатчину. И дом в Рождествено, еще не до конца отделанный, оказался никому не нужен. Его выкупил канцлер Российской империи граф Безбородко для своей пассии.

Позднейшая история дома — это история его постепенной деградации, потому что хозяева были достаточно бедные и содержали дом плохо. Но в 1890 г. он был куплен мультимиллионером Иваном Васильевичем Рукавишниковым, одним из главных акционеров Ленских золотоносных приисков. Дом подвергся капитальному ремонту, благодаря чему и дожил до наших дней.

При Советской власти он использовался в разных назначениях. После революции в здании был открыт техникум, в годы фашистской оккупации стояла немецкая инженерная часть. После войны в течение 26 лет в доме была школа, так что молодежь села прошла через эти стены, ставшие для всех родными. Поэтому когда в 1995 г. случился пожар, то полсела стояло здесь и плакало.

Но, к счастью, у Господа Бога так все устроено, что никогда не бывает одного только негатива, везде есть и плюсы, и минусы. И пожар нам весьма помог в деле реставрации. Как ни странно, но выгорела преимущественно та часть, которая нуждалась в разборке или замене, — это гниль и участки, которые уже «устали» и перестали работать.

Стены дома остались прежними, балочные перекрытия мы частично заменили на новые, а некоторые «протезировали». Отдельные деревянные конструкции заменены полностью. Реставрация произведена по принципу наибольшего сохранения всего, что осталось и способно нести нагрузку. В этом смысле мы выполнили практически классическую реставрацию: точно по той технологии и даже таким же инструментом, как это делалось изначально. На протяжении первых четырех лет реставрационных работ я запрещал рабочим пользоваться даже бензопилами. То есть применялся только ручной труд, как это было на момент строительства здания. Даже подъемных кранов у нас не было. Двадцатиметровые бревна поднимали наверх под «Дубинушку». Работали на реставрации только наши, местные, ребята, в бригаде было до 20 человек. Никаких фирм мы не приглашали, потому что варяг он и есть варяг, ему наплевать, как будет сделано, — только бы деньги получить и уйти. А жить-то нам здесь.

Концепцию реставрации мы разрабатывали вместе с моим добрым приятелем Марком Ивановичем Колядой, который был у нас главным архитектором проекта. Он тоже «деревянщик», мы с ним закончили один факультет.

Надо сказать, что значительная часть работ была выполнена именно в те тяжелые последние годы прошлого века, когда и зарплату-то платить не было возможности, она задерживалась на несколько месяцев. И тут сказался патриотизм наших сельчан, которые работали практически на энтузиазме, но не уходили. Перед 1 сентября мы распускали бригаду, чтобы рабочие могли подхалтурить где-то и заработать деньги хотя бы на школьную одежду для детей.

Так что усадьбу «Рождествено» восстанавливали исключительно свои, местные, жители, и в этом заключается величайшая ценность этих работ. Но зато сегодня каждый из них, проходя мимо возродившегося из пепла красивого двухэтажного дома с вновь отстроенным бельведером, может гордо сказать сыну или дочке: «Смотри, я это делал, здесь и мой труд».

— В самом начале реставрации нам было явлено чудо — по-иному говорить об этом нельзя, — вспоминает Александр Александрович. — Разбирая обрушившийся при пожаре печной стояк, я нашел в куче кирпича тяжелую металлическую доску, черную, грязную. Когда ее немножко почистили, стало высвечиваться изображение. А когда почистили по-настоящему, то есть разрезанной пополам луковицей, как обычно и чистят живописные произведения, то выяснилось, что это икона, писанная на медной доске. Это был образ святого архистратига Гавриила, поражающего дракона. Откуда взялась эта икона, кто спрятал ее в печном стояке? То были вопросы без ответов, но всем нам было совершенно ясно, что это — явление иконы и что дракон будет повержен и все будет в порядке.

Восстановив первоначальную планировку здания, мы построили бельведер и заново воссоздали колоннаду заднего фасада. В центре каждой из колонн стоит мощное бревно, которое выполняет механические функции. С двух сторон бревна сделаны из доски-шестидесятки, обрезанной на конус, так называемые шкорлупки, которые соединяются вокруг бревна. Эта деревянная «рубашка» обтянута холстом, как это было сделано раньше, а сверху покрашена краской.

Особую сложность представляет воссоздание интерьеров усадьбы. Единственная сохранившаяся фотография, на которой запечатлено внутреннее убранство дома, относится к 1910 г. И этого рисунка надо было придерживаться. Владимир Владимирович Набоков вспоминает в своей автобиографии «шашечницу мраморного пола». Но был ли он действительно мраморным или это художественная метафора? Ведь на деревянном основании мрамор лежать не может. И вот буквально мозговой штурм, предпринятый институтом «Спецпроектреставрация», помог выяснить, что это был линолеум XIX в.

Сейчас почему-то считается, что линолеум — это материал новейший, что он изобретен в XX в. Но все как раз наоборот: в середине прошлого века этот материал прекратил свое существование. То, что мы сегодня называем линолеумом, им не является, потому что пленка из поливинил-хлорида никакого отношения к линолеуму не имеет.

Слово «линолеум» образовано от слов «линос» и «олеум» — лен и масло. Сочетание этих двух составляющих являло прекрасный натуральный материал для покрытия полов. Оказывается, в Европе проблема изобретения устойчивого напольного покрытия существовала еще с XVIII в., а в XIX в. она уже была решена. Первые ковры из линолеума появились в северной Италии, в южной Франции и в Англии. Стоили они несусветно дорого. Для изготовления ковра нужно было нанести более 400 слоев. В России такого материала тогда еще никто не видел и даже не знал о его существовании. А вот Рукавишников купил линолеум и застелил им гостиную. Преимуществом такого ковра было и то, что его можно было скатать и убрать.

Сейчас в Европе опять начали проявлять интерес к линолеуму в его первоначальном понимании. К достоинствам этого материала относится не только то, что он не пылит и чрезвычайно стоек к истиранию, но и то, что он не накапливает статического электричества.
Линолеум, которым сейчас застелена гостиная в доме Набокова, делали мы сами: на основание из льна наливали олифу, а потом отпечатали на ней рисунок и положили сверху защитный лак. Кстати, этого большого зала не существовало на протяжении почти всего советского времени, перестроили его немцы во время войны, а потом еще школа внесла свои дополнения. Восстанавливая изначальную планировку дома, мы сделали зал. Непростым делом, кстати, было сооружение потолка над таким большим пространством.

Теперь очередь — за интерьерами каждого из помещений. На их восстановление потребуются значительные средства. А нам дают такие деньги, которых хватает на то, чтобы содержать небольшую бригаду и продолжать кое-какие реставрационные работы.

Другая задача — наполнение этих залов. Старинная мебель стоит дорого. Немалые средства нужны и для создания инженерных систем обеспечения, в частности комплекса противопожарной безопасности, отопительной системы — ведь печами пользоваться нельзя, хотя они находятся в рабочем состоянии, — завершил свой рассказ А. А. Семочкин.

 * * *

Согласно смете, на проведение только восстановительных работ в музее-усадьбе «Рождествено» требуется 6 млн. руб. В эту сумму не входят инженерные сети. В прошлом году было выделено 600 тыс. руб. Так что такими темпами реставрационные работы в усадьбе, которая является федеральной собственностью, будут вестись еще долго.

Автор: Ольга Лоскутова
Дата: 21.03.2007
«Федеральный строительный рынок» № 59
Рубрика: ***




«« назад