Ярославская область представляет свою программу развития
20 февраля 2007 г. в Министерстве регионального развития России состоялось заседание, на котором обсуждалась стратегия социально-экономического развития Ярославской области. Администрацией региона разработана Стратегия социально-экономического развития Ярославской области на перспективу до 2030 г. Документ предполагает переход региона к эффективному, инновационному типу развития. Ярославская область — региональная точка роста России, функционирующая на базе высокой инновационной активности. Это регион с важными промышленными и транспортно-логистическими функциями, современной конкурентоспособной экономикой, в котором уже сегодня созданы оптимальные условия для бизнеса. Документ отталкивается от нынешнего положения региона. К важным предпосылкам дальнейшего эффективного развития региона следует отнести: имеющийся промышленный потенциал; близость к Москве как к крупнейшему потребительскому рынку; значительный научно-образовательный потенциал; благоприятный бизнес-климат; высокую инвестиционную привлекательность; значительные водные ресурсы; высокий уровень газификации; выдающееся историко-культурное наследие. Из проблем и иных факторов, ограничивающих развитие, нужно выделить: дефицит электроэнергии; ограниченность свободных трудовых ресурсов; высокий износ основных фондов; значительную внутрирегиональную дифференциацию; плохое качество автодорог, в частности важнейшей трассы Ярославль — Москва. В качестве базового варианта развития Ярославской области на перспективу предлагается поэтапный переход к инновационному типу развития. Как и для страны в целом, это единственный вариант, способный обеспечить постепенный, но основательный «прорыв по всем направлениям». Реализуя предлагаемую стратегию, Ярославская область способна выдвинуться в число общенациональных лидеров, обеспечивающих решение задачи построения новой экономики России. Стратегия социально-экономического развития Ярославской области до 2030 г. рассчитана на три этапа. Содержанием первого, среднесрочного, этапа (2007–2012 гг.) должна стать практическая реализация высокой инвестиционной привлекательности Ярославской области в России и приток прямых инвестиций по приоритетным направлениям стратегического развития, подготовка инвестиционных площадок, реализация пилотных стратегических проектов, формирование и продвижение ярославских брендов. Этап предполагает: подготовку мест инвестирования (проектов, площадок, объектов); стимулирование инновационной кооперации бизнеса и науки внутри региона; создание межрегионального транспортно-логистического центра и свободной таможенной зоны на базе аэропорта «Туношна»; повышение эффективности ключевых предприятий области и бюджетоформирующих хозяйствующих субъектов муниципальных образований, ликвидация их убыточности; привлечение передовых технологий в промышленность. На втором, долгосрочном, этапе (2012–2020 гг.) предполагается дальнейшее увеличение темпов роста инвестирования в экономику при одновременном росте внутренних затрат на научные исследования и разработки. Это позволит перейти к смешанному модернизационно-инновационному типу развития. К концу третьего, перспективного, этапа (2020–2030 гг.) предусматривается завершить переход к инновационному типу развития с доминирующей ролью сектора «новой экономики», основанной на инновациях, современных технологиях, наукоемких продуктах и гибких формах организации. Основными принципами политики администрации Ярославской области по отношению к традиционным отраслям машиностроения должны стать стимулирование сохранения существующей специализации транспортного машиностроения, его технологическая модернизация и повышение наукоемкости. В отношении к химической промышленности основополагающим должно стать ускорение обновления основных фондов, а также соблюдение экологических требований. В пищевой и легкой промышленности предполагается стимулирование формирования специализированных объединений, конечными результатами деятельности которых должно стать производство брендовых продуктов, позиционирующих Ярославскую область и ее районы и города на внешнем рынке. Основными направлениями деятельности администрации в области туризма являются: способствование увеличению разнообразия объектов и мест привлечения туристов, форм организации их времяпровождения; стимулирование строительства гостиниц; формирование положительного имиджа области как туристского региона. Политика в отношении новых направлений развития региона: Кроме того, Ярославская область предлагает для обсуждения в рамках Центрального федерального округа 11 программ, а также 2 программы в рамках межрегионального сотрудничества и на основе частно-государственного партнерства. Выявлены основные механизмы реализации стратегии. Нормотворчество должно быть направлена на создание системы нормативных актов стратегического планирования по этапам реализации стратегии и приоритетным направлениям. Важнейшую роль играют закон Ярославской области «О Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 г.» и распоряжение губернатора «О разработке стратегий муниципальных районов и городских округов Ярославской области» (эти документы должны быть разработаны и приняты органами представительной власти муниципальных образований в 6-месячный срок). Принципиальное значение играет «Программа экономического и социального развития Ярославской области на среднесрочный период (2008–2012 гг.)» и ее утверждение постановлением областной администрации. Такие программы должны приниматься и в дальнейшем на каждые 4–5 лет. Аналогичные программы также должны быть разработаны в муниципальных образованиях. Дальнейшей детализацией программных документов являются оперативные планы и бюджеты администрации области и МО на каждый год реализации стратегии. Комплексные стратегии и программы региона и МО должны быть дополнены разработкой документов по следующим приоритетным направлениям : Блок стратегических документов социально-экономического характера должен разрабатываться и утверждаться согласованно со следующими документами проектно-планировочного характера: Важную роль играет постоянный мониторинг достигнутого. Результаты реализации стратегии могут быть оценены как на количественном, так и на качественном уровне. Для количественного измерения результата реализации стратегии используется система показателей развития экономики и оценки уровня жизни населения. На качественном уровне результативность оценивается на основе анкетирования основных групп местного сообщества, принимающих участие в разработке и реализации стратегии (население, бизнес, власть). Мониторинг результатов реализации предложенной программы и оценка их эффективности служат основой для выявления имеющихся слабых звеньев, неучтенных факторов, появившихся возможностей, положительного опыта, лучших практик с целью выработки в дальнейшем предложений по корректировке стратегии. Реализация проекта позволит связать воедино решение следующих задач: Стратегия перехода к инновационному типу развития неизбежно выдвинет Ярославскую область в число общенациональных лидеров, обеспечивающих решение задачи построения новой экономики России, и создаст динамичную и эффективную региональную бизнес-среду. По итогам совещания будут выработаны рекомендации по дальнейшей разработке стратегии социально-экономического развития области. Представленные материалы будут использованы при доработке раздела «Пространственное развитие» концепции «Долгосрочного социально-экономического развития РФ», которая должна быть принята Правительством России в марте этого года. Четко выработанная политика регионального развития России позволит наряду с экономическим и бюджетным планированием выработать рациональное распределение ресурсов и основных инвестиционных проектов по стране; способна обеспечить эффективное использование ресурсов, расположенных в разных частях государства, и снизить дифференциацию уровня жизни в регионах; координирует и направляет развитие инфраструктур хозяйствования и жизнедеятельности; повышает доступность ресурсов; сохраняет природное и культурное наследие. Данная работа приобретает особенную важность в связи с тем, что необходимость разработки долгосрочной стратегии развития страны по всем критическим направлениям подчеркнул в своем выступлении 20 июня 2006 г. на заседании Совета безопасности Президент России В. Путин.
Заместитель губернатора региона Вячеслав Блатов представил свое видение будущего территории, стратегических направлений ее развития, документы территориального планирования, выполненные по современным методикам, а также материалы, подтверждающие эффективность федеральных вложений.
реализация мощного узлового и транзитного потенциала Ярославской области: создание на территории вокруг аэропорта «Туношна» транспортно-логистического комплекса и придание ему статуса свободной таможенной зоны; реконструкция важнейшей автодороги Москва — Ярославль —Вологда; модернизация транспортного коридора Ярославль — Рыбинск — Санкт-Петербург;
для ликвидации энергодефицита и создания в Ярославской области резервных мощностей, способных обеспечить реализацию стратегических целей, намечено: стимулирование энергосбережения; перераспределение потребителей крупных генерирующих мощностей в пользу производственного сектора, перевод жилищно-гражданского сектора на «малую энергетику»; стимулирование использования альтернативного топлива (торф, щепа, солома, мусор); привлечение инвестиций для строительства на территории области 2–3 крупных электростанций на воркутинском и интинском угле.
Муниципальный аспект политики региональной администрации предполагает:
создание в каждом муниципальном образовании устойчивой экономической базы, обеспечивающей снижение межмуниципальных контрастов и обеспечение достаточно высокого уровня и условий жизни населения;
задать цели стратегического развития для каждого МО, которые должны стать ориентирами для последующей разработки муниципальных стратегий;
решить проблему обеспечения транспортной доступности сельских населенных пунктов, свыше 80% которых не имеют связи с автодорогами с твердым покрытием.
Программа развития энергетики и энергосбережения;
Программа инновационного развития (разрабатывается в настоящее время);
Программа создания и развития транспортно-логистического центра;
Программа развития туризма (переработка с учетом положений стратегии);
Программа инвестиционной подготовки территории;
Программа строительства местных дорог;
Программа привлечения мигрантов (разрабатывается в настоящее время);
Программа технологической модернизации АПК;
Программа создания и продвижения ярославских брендов.
схема территориального планирования Ярославской области (разрабатывается в настоящее время);
схемы (проекты) территориального планирования муниципальных районов;
генеральные планы городов (городских округов).
превращение Ярославля в один из ведущих транспортно-логистических и торговых центров Европейской России;
товарное заполнение созданных в последние годы в Ярославле и области крупных оптово-розничных торговых центров;
снижение цен на потребительские товары;
улучшение возможностей послепродажного сервиса продукции, произведенной в Ярославской области;
усиление межрегиональных функций Ярославля как центра Верхневолжья;
стимулирование развитие сферы торговли и услуг вдоль трассы Ярославль — Москва;
повышение имиджа области, увеличение притока инвестиций в регион.
Таким образом, разработанный документ предлагает эффективное решение основных проблем субъекта и обеспечение динамичного развития на перспективу.
Разработка механизмов формирования стратегий российских регионов ведется в рамках межведомственной комиссии по разработке Стратегии социально-экономического развития регионов РФ при Минрегионразвития России. С 2005 г. рассмотрены стратегии социально-экономического развития более 50 субъектов.
Рамочное федеральное видение проблем, целей, задач и механизмов регионального социально-экономического развития регионов России представлено Минрегионразвития в концепции стратегии, одобренной Правительством РФ. Кроме того, с начала 2006 г. вопросы социально-экономического развития субъектов рассматриваются на заседаниях Правительства. Уже были представлены доклады 9 субъектов РФ. На первую половину 2007 г. запланировано рассмотрение стратегий Калининградской, Вологодской, Кемеровской, Свердловской, Иркутской областей, Республик Северная Осетия и Саха (Якутия).
Автор: по материалам редакции Дата: 21.03.2007 «Федеральный строительный рынок» № 59 Рубрика: *** |