Публикации »

Ярославская область представляет свою программу развития

20 февраля 2007 г. в Министерстве регионального развития России состоялось заседание, на котором обсуждалась стратегия социально-экономического развития Ярославской области.


Заместитель губернатора региона Вячеслав Блатов представил свое видение будущего территории, стратегических направлений ее развития, документы территориального планирования, выполненные по современным методикам, а также материалы, подтверждающие эффективность федеральных вложений.

Администрацией региона разработана Стратегия социально-экономического развития Ярославской области на перспективу до 2030 г. Документ предполагает переход региона к эффективному, инновационному типу развития. Ярославская область — региональная точка роста России, функционирующая на базе высокой инновационной активности. Это регион с важными промышленными и транспортно-логистическими функциями, современной конкурентоспособной экономикой, в котором уже сегодня созданы оптимальные условия для бизнеса.

Документ отталкивается от нынешнего положения региона. К важным предпосылкам дальнейшего эффективного развития региона следует отнести: имеющийся промышленный потенциал;  близость к Москве как к крупнейшему потребительскому рынку; значительный научно-образовательный потенциал; благоприятный бизнес-климат;   высокую инвестиционную привлекательность; значительные водные ресурсы; высокий уровень газификации; выдающееся историко-культурное наследие.

Из проблем и иных факторов, ограничивающих развитие, нужно выделить: дефицит электроэнергии; ограниченность свободных трудовых ресурсов; высокий износ основных фондов; значительную внутрирегиональную дифференциацию; плохое качество автодорог, в частности важнейшей трассы Ярославль — Москва.

В качестве базового варианта развития Ярославской области на перспективу предлагается поэтапный переход к инновационному типу развития. Как и для страны в целом, это единственный вариант, способный обеспечить постепенный, но основательный «прорыв по всем направлениям». Реализуя предлагаемую стратегию, Ярославская область способна выдвинуться в число общенациональных лидеров, обеспечивающих решение задачи построения новой экономики России.

Стратегия социально-экономического развития Ярославской области до 2030 г. рассчитана на три этапа.

Содержанием первого, среднесрочного, этапа (2007–2012 гг.) должна стать практическая реализация высокой инвестиционной привлекательности Ярославской области в России и приток прямых инвестиций по приоритетным направлениям стратегического развития, подготовка инвестиционных площадок, реализация пилотных стратегических проектов, формирование и продвижение ярославских брендов. Этап предполагает: подготовку мест инвестирования (проектов, площадок, объектов); стимулирование инновационной кооперации бизнеса и науки внутри региона; создание межрегионального транспортно-логистического центра и свободной таможенной зоны на базе аэропорта «Туношна»; повышение эффективности ключевых предприятий области и бюджетоформирующих хозяйствующих субъектов муниципальных образований, ликвидация их убыточности; привлечение передовых технологий в промышленность.

На втором, долгосрочном, этапе (2012–2020 гг.) предполагается дальнейшее увеличение темпов роста инвестирования в экономику при одновременном росте внутренних затрат на научные исследования и разработки. Это позволит перейти к смешанному модернизационно-инновационному типу развития.

К концу третьего, перспективного, этапа (2020–2030 гг.) предусматривается завершить переход к инновационному типу развития с доминирующей ролью сектора «новой экономики», основанной на инновациях, современных технологиях, наукоемких продуктах и гибких формах организации.

Основными принципами политики администрации Ярославской области по отношению к традиционным отраслям машиностроения должны стать стимулирование сохранения существующей специализации транспортного машиностроения, его технологическая модернизация и повышение наукоемкости. В отношении к химической промышленности основополагающим должно стать ускорение обновления основных фондов, а также соблюдение экологических требований. В пищевой и легкой промышленности предполагается стимулирование формирования специализированных объединений, конечными результатами деятельности которых должно стать производство брендовых продуктов, позиционирующих Ярославскую область и ее районы и города на внешнем рынке. Основными направлениями деятельности администрации в области туризма являются: способствование увеличению разнообразия объектов и мест привлечения туристов, форм организации их времяпровождения; стимулирование строительства гостиниц; формирование положительного имиджа области как туристского региона.

Политика в отношении новых направлений развития региона:
  реализация мощного узлового и транзитного потенциала Ярославской области: создание на территории вокруг аэропорта «Туношна» транспортно-логистического комплекса и придание ему статуса свободной таможенной зоны; реконструкция важнейшей автодороги Москва — Ярославль —Вологда; модернизация транспортного коридора Ярославль — Рыбинск — Санкт-Петербург;
  для ликвидации энергодефицита и создания в Ярославской области резервных мощностей, способных обеспечить реализацию стратегических целей, намечено: стимулирование энергосбережения; перераспределение потребителей крупных генерирующих мощностей в пользу производственного сектора, перевод жилищно-гражданского сектора на «малую энергетику»; стимулирование использования альтернативного топлива (торф, щепа, солома, мусор); привлечение инвестиций для строительства на территории области 2–3 крупных электростанций на воркутинском и интинском угле.
Муниципальный аспект политики региональной администрации предполагает:
  создание в каждом муниципальном образовании устойчивой экономической базы, обеспечивающей снижение межмуниципальных контрастов и обеспечение достаточно высокого уровня и условий жизни населения;
  задать цели стратегического развития для каждого МО, которые должны стать ориентирами для последующей разработки муниципальных стратегий;
  решить проблему обеспечения транспортной доступности сельских населенных пунктов, свыше 80% которых не имеют связи с автодорогами с твердым покрытием.

Кроме того, Ярославская область предлагает для обсуждения в рамках Центрального федерального округа 11 программ, а также 2 программы в рамках межрегионального сотрудничества и на основе частно-государственного партнерства.

Выявлены основные механизмы реализации стратегии.

Нормотворчество должно быть направлена на создание системы нормативных актов стратегического планирования по этапам реализации стратегии и приоритетным направлениям. Важнейшую роль играют закон Ярославской области «О Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 г.» и распоряжение губернатора «О разработке стратегий муниципальных районов и городских округов Ярославской области» (эти документы должны быть разработаны и приняты органами представительной власти муниципальных образований в 6-месячный срок). Принципиальное значение играет «Программа экономического и социального развития Ярославской области на среднесрочный период (2008–2012 гг.)» и ее утверждение постановлением областной администрации. Такие программы должны приниматься и в дальнейшем на каждые 4–5 лет. Аналогичные программы также должны быть разработаны в муниципальных образованиях. Дальнейшей детализацией программных документов являются оперативные планы и бюджеты администрации области и МО на каждый год реализации стратегии.

Комплексные стратегии и программы региона и МО должны быть дополнены разработкой документов по следующим приоритетным направлениям :
  Программа развития энергетики и энергосбережения;
  Программа инновационного развития (разрабатывается в настоящее время);
  Программа создания и развития транспортно-логистического центра;
  Программа развития туризма (переработка с учетом положений стратегии);
  Программа инвестиционной подготовки территории;
  Программа строительства местных дорог;
  Программа привлечения мигрантов (разрабатывается в настоящее время);
  Программа технологической модернизации АПК;
  Программа создания и продвижения ярославских брендов.

Блок стратегических документов социально-экономического характера должен разрабатываться и утверждаться согласованно со следующими документами проектно-планировочного характера:
  схема территориального планирования Ярославской области (разрабатывается в настоящее время);
  схемы (проекты) территориального планирования муниципальных районов;
  генеральные планы городов (городских округов).

Важную роль играет постоянный мониторинг достигнутого. Результаты реализации стратегии могут быть оценены как на количественном, так и на качественном уровне. Для количественного измерения результата реализации стратегии используется система показателей развития экономики и оценки уровня жизни населения. На качественном уровне результативность оценивается на основе анкетирования основных групп местного сообщества, принимающих участие в разработке и реализации стратегии (население, бизнес, власть). Мониторинг результатов реализации предложенной программы и оценка их эффективности служат основой для выявления имеющихся слабых звеньев, неучтенных факторов, появившихся возможностей, положительного опыта, лучших практик с целью выработки в дальнейшем предложений по корректировке стратегии.

Реализация проекта позволит связать воедино решение следующих задач:
  превращение Ярославля в один из ведущих транспортно-логистических и  торговых центров Европейской России;
  товарное заполнение созданных в последние годы в Ярославле и области крупных оптово-розничных торговых центров;
  снижение цен на потребительские товары;
  улучшение возможностей послепродажного сервиса продукции, произведенной в Ярославской области;
  усиление межрегиональных функций Ярославля как центра Верхневолжья;
  стимулирование развитие сферы торговли и услуг вдоль трассы Ярославль — Москва;
  повышение имиджа области, увеличение притока инвестиций в регион.

Стратегия перехода к инновационному типу развития неизбежно выдвинет Ярославскую область в число общенациональных лидеров, обеспечивающих решение задачи построения новой экономики России, и создаст динамичную и эффективную региональную бизнес-среду.
Таким образом, разработанный документ предлагает эффективное решение основных проблем субъекта и обеспечение динамичного развития на перспективу.

По итогам совещания будут выработаны рекомендации по дальнейшей разработке стратегии социально-экономического развития области.
Разработка механизмов формирования стратегий российских регионов ведется в рамках межведомственной комиссии по разработке Стратегии социально-экономического развития регионов РФ при Минрегионразвития России. С 2005 г. рассмотрены стратегии социально-экономического развития более 50 субъектов.

Представленные материалы будут использованы при доработке раздела «Пространственное развитие» концепции «Долгосрочного социально-экономического развития РФ», которая должна быть принята Правительством России в марте этого года.
Рамочное федеральное видение проблем, целей, задач и механизмов регионального социально-экономического развития регионов России представлено Минрегионразвития в концепции стратегии, одобренной Правительством РФ. Кроме того, с начала 2006 г. вопросы социально-экономического развития субъектов рассматриваются на заседаниях Правительства. Уже были представлены доклады 9 субъектов РФ. На первую половину 2007 г. запланировано рассмотрение стратегий Калининградской, Вологодской, Кемеровской, Свердловской, Иркутской областей, Республик Северная Осетия и Саха (Якутия).

Четко выработанная политика регионального развития России позволит наряду с экономическим и бюджетным планированием выработать рациональное распределение ресурсов и основных инвестиционных проектов по стране; способна обеспечить эффективное использование ресурсов, расположенных в разных частях государства, и снизить дифференциацию уровня жизни в регионах; координирует и направляет развитие инфраструктур хозяйствования и жизнедеятельности; повышает доступность ресурсов; сохраняет природное и культурное наследие.

Данная работа приобретает особенную важность в связи с тем, что необходимость разработки долгосрочной стратегии развития страны по всем критическим направлениям подчеркнул в своем выступлении 20 июня 2006 г. на заседании Совета безопасности Президент России В. Путин.

Автор: по материалам редакции
Дата: 21.03.2007
«Федеральный строительный рынок» № 59
Рубрика: ***




«« назад