Публикации »

Если страна строится — значит, она живет!

У петербургских строителей есть неофициальный лозунг: «Если город строится — значит, он живет!». Думается, этот девиз очень точно отражает взаимосвязь строительной отрасли с жизнью общества в целом. И оценивая итоги развития строительного комплекса России за прошлый год, хочется с радостью перефразировать это выражение: «Если страна строится — значит, она живет!».

2006-й стал годом значительного подъема строительной отрасли, и это отметил 1 февраля 2007 г. Президент России Владимир Путин. В 2006 г. в стране введено в эксплуатацию 604,7 тыс. квартир общей площадью 50,2 млн. кв. м. Это больше показателя 2005 г. примерно на 15,2%.

Среди субъектов наибольшие объемы жилищного строительства достигнуты в Московской области, где введено 12,8% от общей площади по России в целом, Москве — 9,6%, Краснодарском крае — 5,3%, Санкт-Петербур-ге — 4,7%, Республике Татарстан — 3,5%, Республике Башкортостан —3,4%,Тюменской области — 3,0%, Ростовской — 2,7%, Свердловской — 2,6%, Челябинской — 2,5%, Новосибирской — 2,1%. Объем введенного в эксплуатацию жилья в этих субъектах составил 52,2% от показателя по всей России.

В 2006 г. введено 139,9 тыс. индивидуальных жилых домов общей площадью 19,8 млн. кв. м, что составило 113,1% к 2005 г. При этом доля индивидуального домостроения в общей площади введенного жилья составила 39,5%.

Динамика ввода в действие жилых домов общей площади по годам

Годы

В целом по РФ (млн. кв. м)

1987

72,8

1990

61,7

1991

49,4

1998

30,6

2000

30,3

2004

41,0

2005

43,6

2006

50,2

В Южном федеральном округе, где строительство частных жилых домов в течение ряда лет является определяющим, доля индивидуального домостроения составила 66,0%; в республиках Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Тува, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Чечня, Краснодарском крае, Астраханской, Белгородской, Оренбургской, Тамбовской областях, Усть-Ордынском Бурятском автономном округе — свыше 66,0%.

Уменьшение финансирования жилищного строительства в предыдущие годы привело к существенному падению объемов ввода жилья. Сейчас ситуация постепенно изменяется к лучшему.

В перспективе до 2010 г. улучшение уровня жизни требует ввода в действие жилья не менее 80 млн. кв. м в год. За 2003–2010 гг. суммарно необходимо построить 430 млн. кв. м коммерческого и муниципального жилья: домов для малосемейных, молодежных жилых комплексов, общежитий, домов для престарелых и инвалидов, с одновременным решением вопросов повышения уровня комфортности и качества жилищного строительства.

При этом доля частного сектора должна составить 80%, муниципального и государственного — 20% соответственно.

Объемы ввода жилищного фонда за пять лет увеличились с 0,22 до 0,34 кв. м на человека в год, но этого недостаточно для нормального его воспроизводства и обеспечения комфортности проживания.

Предусмотренный на 2010 г. ввод 80 млн. кв. м (около 0,55 кв. м на человека) также не решит проблему повышения доступности и комфортности жилищ. Перспективным критерием является ввод не менее 1 кв. м на человека в год.

В перспективе до 2010 г. улучшение уровня жизни требует ввода в действие жилья не менее 80 млн. кв. м в год. За 2003–2010 гг. суммарно необходимо построить 430 млн. кв. м коммерческого и муниципального жилья: домов для малосемейных, молодежных жилых комплексов, общежитий, домов для престарелых и инвалидов, с одновременным решением вопросов повышения уровня комфортности и качества жилищного строительства.

В 2006 г. в России произошел значительный рост производства основных строительных материалов:

Строительные материалы

2006 г. в % к 2005 г.

Цемент

112,8

Стекло

134,1

Линолеум

129,1

Мягкие кровельные материалы

109,2

Плитки керамические для внутренней облицовки стен

109,7

Плитки керамические для полов

138,6

Вата минеральная

107,1

Стеновые материалы

105

Кирпич строительный

101,6

Сборный железобетон

105,7

Щебень и гравий

107,4

Реализация программы «Жилище» способствовала значительному развитию системы ипотечного жилищного кредитования. За 2006 г. в стране выдано ипотечных кредитов на сумму более 220 млрд. руб., что превышает в 2 раза целевой показатель, установленный на 2006 г. (108 млрд. руб.). Особенно важно, что для молодых семей создаются льготные формы кредитования.

В рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» смогут улучшить свои жилищные условия почти 22 тыс. тысяч молодых семей, вступивших в нее в 2006 г. Хотя это на 22% ниже запланированного параметра. С учетом же региональных программ государственную поддержку получат 34 тыс. молодых семей.

Для того чтобы достичь показателя 2007 г. — обеспечения жильем 41700 молодых семей, Росстрой предложил внести изменения в подпрограмму и правила предоставления молодым семьям субсидий:
1) использовать субсидию не только на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилого помещения, но и на погашение самого кредита или займа;
2) предоставить субъекту РФ возможность оперативной замены молодых семей, выбывающих по разным причинам из списка участников подпрограммы;
3)  предоставить государственному заказчику право проводить дополнительное распределение средств федерального бюджета, оставшихся в случае удовлетворения всех ранее поступивших заявок от субъектов РФ;
4) разрешить предприятиям и организациям участвовать в софинансировании подпрограммы в рамках доли субсидий, приходящейся на региональный бюджет.

Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2006 г. № 765 «О порядке предоставления молодым ученым субсидий на приобретение жилых помещений в рамках реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 гг.» функции госзаказчика в части обеспечения жильем молодых ученых в 2007 г. возложены на Росстрой.

Федеральные обязательства по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в 2006 г. полностью выполнены: 100% предусмотренных средств в размере 3,2 млрд. руб. перечислено в качестве субвенций бюджетам субъектов РФ. Улучшат свои жилищные условия 12,7 тыс. ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

Общий объем финансирования подпрограммы до 2010 г. составляет 133,1 млрд. руб., что позволит обеспечить жильем 132265 семей шести категорий граждан, перед которыми государство имеет обязательства. К ним относятся:
1) военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы;
2) граждане, уволенные с военной службы;
3) граждане, увольняемые с работы на комплексе «Байконур»;
4) участники ликвидаций последствий радиационных аварий и катастроф;
5) граждане, признанные вынужденными переселенцами;
6) граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера.

На 2006 г. было предусмотрено 17,79 млрд. руб. на реализацию 21,18 тыс. сертификатов. Срок реализации сертификата составляет 9 мес.

На сегодняшний день численность граждан, реализовавших свой жилищный сертификат, составляет 97%. Получение государственного жилищного сертификата потребовало от гражданина более активной позиции в решении своей жилищной проблемы, связанной прежде всего с поиском подходящего жилья и решением других сопутствующих при этом задач.

Использование норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья для расчета размера субсидии на приобретение гражданином жилья за счет средств федерального бюджета позволило учесть состояние рынка жилья и предоставить возможность гражданам выбирать жилье в разных регионах РФ. В 2006 г. граждане, приобретая жилье посредством ГЖС, доплатили лишь 5,1% собственных или заемных средств.

Приобрели жилье меньшей площади, чем планировали, в 36 регионах, а приобрели жилье большей площадью, чем планировали, — в 47 регионах.

Главы многих субъектов РФ уделяют пристальное внимание этой важной социальной задаче. К примеру, правительство Москвы всем гражданам, уволенным с военной службы и ставшим на учет, оказывает помощь в реализации сертификатов, предлагая жилье в домах-новостройках по льготным ценам.

При новом подходе к расчету размера субсидии расчетная стоимость жилого помещения стала определяться исходя из норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по РФ, то есть для всех субъектов стал устанавливаться единый норматив в денежном эквиваленте. Это позволило равномерно распределить поток миграции по территории России, уровнять граждан, не обеспеченных жильем, в возможностях его приобретения, стимулировало рынок жилья, и главное — удалось побороть деятельность т. н. черных риелторов, занимающихся «обналичкой» сертификатов, деятельность которых сводилась к многократной покупке и продаже жилья сразу нескольким «предприимчивым» владельцам сертификатов.

Цифры говорят сами за себя — в 2003 г. более 70% увольняемых военнослужащих выбирали в качестве постоянного места жительства Москву, Московскую область, Санкт-Петербург, теперь же процент такой:  Москва — 5%, Московская область —11%, Санкт-Петербург — 9%.

Применение новой методики расчета субсидий позволило выйти на плановые показатели обеспечения жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, а также снизить фактические сроки их реализации.

Общий лимит финансирования по подпрограмме «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» на 2006 г.составил 4,8 млрд. руб. Из них на подпрограмму — 3,8 млрд. и на мероприятия по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, — 1 млрд. руб.

Особенностью реализации данной подпрограммы на 2006 г. является позднее финансирование. Большая часть объектов была профинансирована лишь в начале декабря 2006 г. Подпрограмма реализовалась в 62 субъектах, где модернизировались 174 объекта. Из них 41 объект введен, 35 объектов вводятся в I квартале 2007 г., 98 объектов перешли на реализацию в 2007–2010 гг.

В 31 субъекте были реализованы мероприятия по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, что позволило переселить 7 тыс. граждан.

Для реализации подпрограммы в 2007 г. предусмотрен объем финансирования 6,1 млрд. руб. Из них на подпрограмму — 5 млрд., на мероприятия по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, — 1,1 млрд. руб.

В реализации подпрограммы в 2007 г. будут участвовать 59 субъектов, где будет модернизироваться 228 объектов коммунальной инфраструктуры.

По итогам двух отборов, проведенных в 2006 г., Росстроем было выбрано 110 инвестиционных проектов, представленных 47 субъектами РФ, в том числе 17 проектов малоэтажного жилищного строительства.

Планируемый ввод жилья во всем 110 инвестиционным проектам составляет всего 35,6 млн. кв. м, в том числе 2,9 млн. кв. м. в 2006 г. Общий объем запрашиваемых государственных гарантий РФ по всем 110 проектам составляет 12,5 млрд. руб., а объем ранее запрошенных субсидий на 2006 г. составлял 650 млн. руб.

Однако, по состоянию на 17 ноября 2006 г. ни один заемщик не заключил договора с Минфином России на предоставление государственной гарантии РФ, и, соответственно, все представленные 12,5 млрд. рублей госгарантий в 2006 г. оказались невостребованными.

Аналогичная ситуация сложилась и с предоставлением субсидий на погашение части процентной ставки по привлекаемым кредитам.

Росстрой внес изменения в подпрограмму, предусматривающие включение юридических лиц в перечень заемщиков, имеющих право на предоставление государственных гарантий РФ по кредитам и субсидий по процентной ставке по кредитам, полученным на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой. То есть теперь и частный бизнес допущен к участию в подпрограмме.

Несколько подробнее о некоторых актуальных задачах развития отрасли.

1. Дополнительное строительство жилья военнослужащим (15+15).
В сентябре 2007 г. Росстрой — госзаказчик строительства жилья для военнослужащих — в рамках Постановления Правительства должен построить и передать Министерству обороны РФ 15332 квартиры в пяти регионах страны (Москва, Московская, Калининградская, Ленинградская области, Санкт-Петербург).
Первые дома уже сданы в Калининграде и Балтийске в декабре. Всего же в 2006 г. построено (приобретено) 4029 квартиры, в т. ч. завершено строительство двух домов на 185 квартир по долевому участию. По договорам в строительстве обеспечено жильем 218 семей военнослужащих, в Москве приобретено 3626 квартир общей площадью около 203 тыс. кв. м.
Строительство ведется по различным проектам, но принцип застройки один: это микрорайоны с полной инженерной подготовкой, объектами соцкультбыта, детскими садами, школами, магазинами.
Фактически строительство жилья началось в июне-июле 2006 г. Темпы таковы, что уже за год будут построены новые микрорайоны в Калининграде и Калининградской области на более 4,5 тыс. человек, в Ленинградской области на более 2,7  тыс. человек, Санкт-Петербурге на более 9 тыс. человек, в Московской области на более 8 тыс. человек.

2. Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений.
Росстрой обратился к Правительству РФ с предложением выделить на строительство дамбы 38 млрд. руб. в 2007–2008 гг. Увеличение лимита финансирования на 2007 г. связано с тем, что строительство дамбы идет все более быстрыми темпами.
В конце 2006 г. Правительство России обозначило сроки сдачи в эксплуатацию КЗС. Стройка, которая стартовала более 25 лет назад, должна быть окончена в 2012 г. Однако Росстрой намерен завершить строительство дамбы в 2008 г. Все работы по строительству непосредственно дамбы должны быть завершены к этому сроку, будут запущены два судопропускных канала — для маломерных и крупных судов, а после начнется этап дорожного строительства.
На завершение строительства КЗС в 2007–2012 гг. планируется направить почти 55 млрд. руб., а на 2007 г. предусмотрена сумма почти в 20 млрд. За последние 6 лет стоимость проекта выросла почти в 5 раз (в 2000 г. он оценивался в 12 млрд. руб.). В 2006 г. было произведено работ на 9 млрд. руб.
Все деньги идут из федерального бюджета. Даже средства целевого займа Европейского банка реконструкции и развития — $320 млн. (из которых освоено уже 180 млн.) — поступают через федеральный бюджет и уже включены в итоговые 55 млрд. руб. Погашать долг ЕБРР будет тоже казна, так как КЗС — стройка некоммерческая.

3. Лицензирование строительной деятельности.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 г. № 252-ФЗ «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» лицензирование видов деятельности по проектированию, строительству и инженерным изысканиям для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения, продлено до 1 июля 2007 г.
На начало 2007 г. в реестре лицензий содержалась информация о 216,5 тыс. организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих свыше 266,6 тыс. лицензий на проектирование, строительство и инженерные изыскания. За 2006 г. Росстроем было выдано 72782 лицензии. Проверено более 55 тыс. компаний на предмет соблюдения лицензионных требований, по результатам проверок приняты меры к 2844 лицензиатам, в том числе аннулированы по решению суда 302 лицензии.
В субъектах РФ функционирует 92 структурных подразделений ФГУ ФЛЦ и 2 представительства ФГУ ФЛЦ в Казахстане и Словакии. Информация из реестра лицензий публикуется в сети Интернет на сайтах Росстроя и ФГУ ФЛЦ и является открытой для доступа физических и юридических лиц.
Система вопросов и ответов на интернет-сайтах Росстроя и ФГУ ФЛЦ позволяет в режиме реального времени оказывать квалифицированные консультации соискателям лицензий по вопросам лицензирования и обеспечивать прозрачность процесса лицензирования. За 2006 г. было зарегистрировано свыше 300 тыс. посещений интернет-сайта Росстроя и более 170 тыс. — сайта ФГУ ФЛЦ.
Строительные лицензии, выданные в 2007 г., будут действовать 5 лет.
И не стоит также забывать, что ведение работ без лицензии является нарушением законодательства.

4. Единая государственная экспертиза.
С 1 января 2007 г. создается единая государственная экспертиза проектной документации. Предусмотрено радикальное решение: ликвидация более 20 организаций, ранее в той или иной степени занимавшихся экспертизой, и создание единой структуры. При этом надо понимать, что единая экспертиза:
  представляет собой двухуровневую систему органов государственной экспертизы проектной документации: федеральный уровень и региональный уровень;
  готовит одно заключение по всем параметрам безопасности строительной продукции.

Важно понимать принципиально иную правовую ситуацию, сложившуюся после 1 января 2007 г. В соответствии с ранее действовавшим законодательством федеральный центр проводил экспертизу по своим объектам, субъекты РФ — по своим. Теперь же госэкспертиза проектной документации всех объектов капитального строительства — это предмет ведения РФ. Другими словами, данное полномочие субъектом будет осуществляться под контролем федерального центра. Если работа выполняется нормально, соответствует законодательству — хорошо; если работа ведется неудовлетворительно — это полномочие должно быть изъято у субъекта РФ и реализовываться федеральным центром.

В настоящее время нет никаких препятствий (с правовой точки зрения) для формирования органов государственной экспертизы проектной документации на местах и, соответственно, для согласования их структуры Росстроем. В настоящее время в 19 регионах с Росстроем согласована структура. При ее формировании необходимо использовать кадровый потенциал, существующий в субъекте РФ, ведомственной и специализированных экспертиз, а также филиалов Главгосэкспертизы в том случае, если будут приниматься решения об их ликвидации. Следует уже сейчас вести совместную работу субъектам РФ с соответствующими федеральными структурами и Главгос-экспертизой.

Уже имеются прецеденты, когда субъект РФ отказывается от выполнения делегированного полномочия и просит возложить данное полномочие на Главгосэкспертизу России. Здесь путь — только через изъятие данного полномочия в установленном порядке, т. е. представление Росстроем в Правительство РФ о ненадлежащем исполнении делегированного полномочия и принятие решения Правительством об его изъятии.

Росстрой предполагает ввести систему профессиональной аттестации государственных экспертов. Такая система в течение ряда лет действовала в системе Госархстройнадзора и показала свою эффективность. Это элемент оценки кадрового потенциала органа государственной экспертизы. Соответствующие нормы об этом включены в проект положения о порядке проведения государственной экспертизы проектной документации.

Одновременно хочу обратить внимание еще на два полномочия, которые с нового года возложены на Росстрой:
  осуществление контроля за соблюдением органами государственной власти субъектов РФ законодательства о градостроительной деятельности;
  осуществление контроля за делегированным субъектам РФ полномочием в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.

Материал предоставлен Росстроем

Автор: по материалам редакции
Дата: 21.03.2007
«Федеральный строительный рынок» № 59
Рубрика: ***




«« назад