Если страна строится — значит, она живет!
У петербургских строителей есть неофициальный лозунг: «Если город строится — значит, он живет!». Думается, этот девиз очень точно отражает взаимосвязь строительной отрасли с жизнью общества в целом. И оценивая итоги развития строительного комплекса России за прошлый год, хочется с радостью перефразировать это выражение: «Если страна строится — значит, она живет!». 2006-й стал годом значительного подъема строительной отрасли, и это отметил 1 февраля 2007 г. Президент России Владимир Путин. В 2006 г. в стране введено в эксплуатацию 604,7 тыс. квартир общей площадью 50,2 млн. кв. м. Это больше показателя 2005 г. примерно на 15,2%. Среди субъектов наибольшие объемы жилищного строительства достигнуты в Московской области, где введено 12,8% от общей площади по России в целом, Москве — 9,6%, Краснодарском крае — 5,3%, Санкт-Петербур-ге — 4,7%, Республике Татарстан — 3,5%, Республике Башкортостан —3,4%,Тюменской области — 3,0%, Ростовской — 2,7%, Свердловской — 2,6%, Челябинской — 2,5%, Новосибирской — 2,1%. Объем введенного в эксплуатацию жилья в этих субъектах составил 52,2% от показателя по всей России. В 2006 г. введено 139,9 тыс. индивидуальных жилых домов общей площадью 19,8 млн. кв. м, что составило 113,1% к 2005 г. При этом доля индивидуального домостроения в общей площади введенного жилья составила 39,5%. Динамика ввода в действие жилых домов общей площади по годам Годы В целом по РФ (млн. кв. м) 1987 72,8 1990 61,7 1991 49,4 1998 30,6 2000 30,3 2004 41,0 2005 43,6 2006 50,2
В Южном федеральном округе, где строительство частных жилых домов в течение ряда лет является определяющим, доля индивидуального домостроения составила 66,0%; в республиках Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Тува, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Чечня, Краснодарском крае, Астраханской, Белгородской, Оренбургской, Тамбовской областях, Усть-Ордынском Бурятском автономном округе — свыше 66,0%.
Уменьшение финансирования жилищного строительства в предыдущие годы привело к существенному падению объемов ввода жилья. Сейчас ситуация постепенно изменяется к лучшему.
В перспективе до 2010 г. улучшение уровня жизни требует ввода в действие жилья не менее 80 млн. кв. м в год. За 2003–2010 гг. суммарно необходимо построить 430 млн. кв. м коммерческого и муниципального жилья: домов для малосемейных, молодежных жилых комплексов, общежитий, домов для престарелых и инвалидов, с одновременным решением вопросов повышения уровня комфортности и качества жилищного строительства.
При этом доля частного сектора должна составить 80%, муниципального и государственного — 20% соответственно.
Объемы ввода жилищного фонда за пять лет увеличились с 0,22 до 0,34 кв. м на человека в год, но этого недостаточно для нормального его воспроизводства и обеспечения комфортности проживания.
Предусмотренный на 2010 г. ввод 80 млн. кв. м (около 0,55 кв. м на человека) также не решит проблему повышения доступности и комфортности жилищ. Перспективным критерием является ввод не менее 1 кв. м на человека в год.
В перспективе до 2010 г. улучшение уровня жизни требует ввода в действие жилья не менее 80 млн. кв. м в год. За 2003–2010 гг. суммарно необходимо построить 430 млн. кв. м коммерческого и муниципального жилья: домов для малосемейных, молодежных жилых комплексов, общежитий, домов для престарелых и инвалидов, с одновременным решением вопросов повышения уровня комфортности и качества жилищного строительства.
В 2006 г. в России произошел значительный рост производства основных строительных материалов:
Строительные материалы | 2006 г. в % к 2005 г. |
Цемент | 112,8 |
Стекло | 134,1 |
Линолеум | 129,1 |
Мягкие кровельные материалы | 109,2 |
Плитки керамические для внутренней облицовки стен | 109,7 |
Плитки керамические для полов | 138,6 |
Вата минеральная | 107,1 |
Стеновые материалы | 105 |
Кирпич строительный | 101,6 |
Сборный железобетон | 105,7 |
Щебень и гравий | 107,4 |
Реализация программы «Жилище» способствовала значительному развитию системы ипотечного жилищного кредитования. За 2006 г. в стране выдано ипотечных кредитов на сумму более 220 млрд. руб., что превышает в 2 раза целевой показатель, установленный на 2006 г. (108 млрд. руб.). Особенно важно, что для молодых семей создаются льготные формы кредитования.
В рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» смогут улучшить свои жилищные условия почти 22 тыс. тысяч молодых семей, вступивших в нее в 2006 г. Хотя это на 22% ниже запланированного параметра. С учетом же региональных программ государственную поддержку получат 34 тыс. молодых семей.
Для того чтобы достичь показателя 2007 г. — обеспечения жильем 41700 молодых семей, Росстрой предложил внести изменения в подпрограмму и правила предоставления молодым семьям субсидий:
1) использовать субсидию не только на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилого помещения, но и на погашение самого кредита или займа;
2) предоставить субъекту РФ возможность оперативной замены молодых семей, выбывающих по разным причинам из списка участников подпрограммы;
3) предоставить государственному заказчику право проводить дополнительное распределение средств федерального бюджета, оставшихся в случае удовлетворения всех ранее поступивших заявок от субъектов РФ;
4) разрешить предприятиям и организациям участвовать в софинансировании подпрограммы в рамках доли субсидий, приходящейся на региональный бюджет.
Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2006 г. № 765 «О порядке предоставления молодым ученым субсидий на приобретение жилых помещений в рамках реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 гг.» функции госзаказчика в части обеспечения жильем молодых ученых в 2007 г. возложены на Росстрой.
Федеральные обязательства по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в 2006 г. полностью выполнены: 100% предусмотренных средств в размере 3,2 млрд. руб. перечислено в качестве субвенций бюджетам субъектов РФ. Улучшат свои жилищные условия 12,7 тыс. ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Общий объем финансирования подпрограммы до 2010 г. составляет 133,1 млрд. руб., что позволит обеспечить жильем 132265 семей шести категорий граждан, перед которыми государство имеет обязательства. К ним относятся:
1) военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы;
2) граждане, уволенные с военной службы;
3) граждане, увольняемые с работы на комплексе «Байконур»;
4) участники ликвидаций последствий радиационных аварий и катастроф;
5) граждане, признанные вынужденными переселенцами;
6) граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера.
На 2006 г. было предусмотрено 17,79 млрд. руб. на реализацию 21,18 тыс. сертификатов. Срок реализации сертификата составляет 9 мес.
На сегодняшний день численность граждан, реализовавших свой жилищный сертификат, составляет 97%. Получение государственного жилищного сертификата потребовало от гражданина более активной позиции в решении своей жилищной проблемы, связанной прежде всего с поиском подходящего жилья и решением других сопутствующих при этом задач.
Использование норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья для расчета размера субсидии на приобретение гражданином жилья за счет средств федерального бюджета позволило учесть состояние рынка жилья и предоставить возможность гражданам выбирать жилье в разных регионах РФ. В 2006 г. граждане, приобретая жилье посредством ГЖС, доплатили лишь 5,1% собственных или заемных средств.
Приобрели жилье меньшей площади, чем планировали, в 36 регионах, а приобрели жилье большей площадью, чем планировали, — в 47 регионах.
Главы многих субъектов РФ уделяют пристальное внимание этой важной социальной задаче. К примеру, правительство Москвы всем гражданам, уволенным с военной службы и ставшим на учет, оказывает помощь в реализации сертификатов, предлагая жилье в домах-новостройках по льготным ценам.
При новом подходе к расчету размера субсидии расчетная стоимость жилого помещения стала определяться исходя из норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по РФ, то есть для всех субъектов стал устанавливаться единый норматив в денежном эквиваленте. Это позволило равномерно распределить поток миграции по территории России, уровнять граждан, не обеспеченных жильем, в возможностях его приобретения, стимулировало рынок жилья, и главное — удалось побороть деятельность т. н. черных риелторов, занимающихся «обналичкой» сертификатов, деятельность которых сводилась к многократной покупке и продаже жилья сразу нескольким «предприимчивым» владельцам сертификатов.
Цифры говорят сами за себя — в 2003 г. более 70% увольняемых военнослужащих выбирали в качестве постоянного места жительства Москву, Московскую область, Санкт-Петербург, теперь же процент такой: Москва — 5%, Московская область —11%, Санкт-Петербург — 9%.
Применение новой методики расчета субсидий позволило выйти на плановые показатели обеспечения жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, а также снизить фактические сроки их реализации.
Общий лимит финансирования по подпрограмме «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» на 2006 г.составил 4,8 млрд. руб. Из них на подпрограмму — 3,8 млрд. и на мероприятия по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, — 1 млрд. руб.
Особенностью реализации данной подпрограммы на 2006 г. является позднее финансирование. Большая часть объектов была профинансирована лишь в начале декабря 2006 г. Подпрограмма реализовалась в 62 субъектах, где модернизировались 174 объекта. Из них 41 объект введен, 35 объектов вводятся в I квартале 2007 г., 98 объектов перешли на реализацию в 2007–2010 гг.
В 31 субъекте были реализованы мероприятия по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, что позволило переселить 7 тыс. граждан.
Для реализации подпрограммы в 2007 г. предусмотрен объем финансирования 6,1 млрд. руб. Из них на подпрограмму — 5 млрд., на мероприятия по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, — 1,1 млрд. руб.
В реализации подпрограммы в 2007 г. будут участвовать 59 субъектов, где будет модернизироваться 228 объектов коммунальной инфраструктуры.
По итогам двух отборов, проведенных в 2006 г., Росстроем было выбрано 110 инвестиционных проектов, представленных 47 субъектами РФ, в том числе 17 проектов малоэтажного жилищного строительства.
Планируемый ввод жилья во всем 110 инвестиционным проектам составляет всего 35,6 млн. кв. м, в том числе 2,9 млн. кв. м. в 2006 г. Общий объем запрашиваемых государственных гарантий РФ по всем 110 проектам составляет 12,5 млрд. руб., а объем ранее запрошенных субсидий на 2006 г. составлял 650 млн. руб.
Однако, по состоянию на 17 ноября 2006 г. ни один заемщик не заключил договора с Минфином России на предоставление государственной гарантии РФ, и, соответственно, все представленные 12,5 млрд. рублей госгарантий в 2006 г. оказались невостребованными.
Аналогичная ситуация сложилась и с предоставлением субсидий на погашение части процентной ставки по привлекаемым кредитам.
Росстрой внес изменения в подпрограмму, предусматривающие включение юридических лиц в перечень заемщиков, имеющих право на предоставление государственных гарантий РФ по кредитам и субсидий по процентной ставке по кредитам, полученным на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой. То есть теперь и частный бизнес допущен к участию в подпрограмме.
Несколько подробнее о некоторых актуальных задачах развития отрасли.
1. Дополнительное строительство жилья военнослужащим (15+15).
В сентябре 2007 г. Росстрой — госзаказчик строительства жилья для военнослужащих — в рамках Постановления Правительства должен построить и передать Министерству обороны РФ 15332 квартиры в пяти регионах страны (Москва, Московская, Калининградская, Ленинградская области, Санкт-Петербург).
Первые дома уже сданы в Калининграде и Балтийске в декабре. Всего же в 2006 г. построено (приобретено) 4029 квартиры, в т. ч. завершено строительство двух домов на 185 квартир по долевому участию. По договорам в строительстве обеспечено жильем 218 семей военнослужащих, в Москве приобретено 3626 квартир общей площадью около 203 тыс. кв. м.
Строительство ведется по различным проектам, но принцип застройки один: это микрорайоны с полной инженерной подготовкой, объектами соцкультбыта, детскими садами, школами, магазинами.
Фактически строительство жилья началось в июне-июле 2006 г. Темпы таковы, что уже за год будут построены новые микрорайоны в Калининграде и Калининградской области на более 4,5 тыс. человек, в Ленинградской области на более 2,7 тыс. человек, Санкт-Петербурге на более 9 тыс. человек, в Московской области на более 8 тыс. человек.
2. Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений.
Росстрой обратился к Правительству РФ с предложением выделить на строительство дамбы 38 млрд. руб. в 2007–2008 гг. Увеличение лимита финансирования на 2007 г. связано с тем, что строительство дамбы идет все более быстрыми темпами.
В конце 2006 г. Правительство России обозначило сроки сдачи в эксплуатацию КЗС. Стройка, которая стартовала более 25 лет назад, должна быть окончена в 2012 г. Однако Росстрой намерен завершить строительство дамбы в 2008 г. Все работы по строительству непосредственно дамбы должны быть завершены к этому сроку, будут запущены два судопропускных канала — для маломерных и крупных судов, а после начнется этап дорожного строительства.
На завершение строительства КЗС в 2007–2012 гг. планируется направить почти 55 млрд. руб., а на 2007 г. предусмотрена сумма почти в 20 млрд. За последние 6 лет стоимость проекта выросла почти в 5 раз (в 2000 г. он оценивался в 12 млрд. руб.). В 2006 г. было произведено работ на 9 млрд. руб.
Все деньги идут из федерального бюджета. Даже средства целевого займа Европейского банка реконструкции и развития — $320 млн. (из которых освоено уже 180 млн.) — поступают через федеральный бюджет и уже включены в итоговые 55 млрд. руб. Погашать долг ЕБРР будет тоже казна, так как КЗС — стройка некоммерческая.
3. Лицензирование строительной деятельности.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 г. № 252-ФЗ «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» лицензирование видов деятельности по проектированию, строительству и инженерным изысканиям для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения, продлено до 1 июля 2007 г.
На начало 2007 г. в реестре лицензий содержалась информация о 216,5 тыс. организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих свыше 266,6 тыс. лицензий на проектирование, строительство и инженерные изыскания. За 2006 г. Росстроем было выдано 72782 лицензии. Проверено более 55 тыс. компаний на предмет соблюдения лицензионных требований, по результатам проверок приняты меры к 2844 лицензиатам, в том числе аннулированы по решению суда 302 лицензии.
В субъектах РФ функционирует 92 структурных подразделений ФГУ ФЛЦ и 2 представительства ФГУ ФЛЦ в Казахстане и Словакии. Информация из реестра лицензий публикуется в сети Интернет на сайтах Росстроя и ФГУ ФЛЦ и является открытой для доступа физических и юридических лиц.
Система вопросов и ответов на интернет-сайтах Росстроя и ФГУ ФЛЦ позволяет в режиме реального времени оказывать квалифицированные консультации соискателям лицензий по вопросам лицензирования и обеспечивать прозрачность процесса лицензирования. За 2006 г. было зарегистрировано свыше 300 тыс. посещений интернет-сайта Росстроя и более 170 тыс. — сайта ФГУ ФЛЦ.
Строительные лицензии, выданные в 2007 г., будут действовать 5 лет.
И не стоит также забывать, что ведение работ без лицензии является нарушением законодательства.
4. Единая государственная экспертиза.
С 1 января 2007 г. создается единая государственная экспертиза проектной документации. Предусмотрено радикальное решение: ликвидация более 20 организаций, ранее в той или иной степени занимавшихся экспертизой, и создание единой структуры. При этом надо понимать, что единая экспертиза:
представляет собой двухуровневую систему органов государственной экспертизы проектной документации: федеральный уровень и региональный уровень;
готовит одно заключение по всем параметрам безопасности строительной продукции.
Важно понимать принципиально иную правовую ситуацию, сложившуюся после 1 января 2007 г. В соответствии с ранее действовавшим законодательством федеральный центр проводил экспертизу по своим объектам, субъекты РФ — по своим. Теперь же госэкспертиза проектной документации всех объектов капитального строительства — это предмет ведения РФ. Другими словами, данное полномочие субъектом будет осуществляться под контролем федерального центра. Если работа выполняется нормально, соответствует законодательству — хорошо; если работа ведется неудовлетворительно — это полномочие должно быть изъято у субъекта РФ и реализовываться федеральным центром.
В настоящее время нет никаких препятствий (с правовой точки зрения) для формирования органов государственной экспертизы проектной документации на местах и, соответственно, для согласования их структуры Росстроем. В настоящее время в 19 регионах с Росстроем согласована структура. При ее формировании необходимо использовать кадровый потенциал, существующий в субъекте РФ, ведомственной и специализированных экспертиз, а также филиалов Главгосэкспертизы в том случае, если будут приниматься решения об их ликвидации. Следует уже сейчас вести совместную работу субъектам РФ с соответствующими федеральными структурами и Главгос-экспертизой.
Уже имеются прецеденты, когда субъект РФ отказывается от выполнения делегированного полномочия и просит возложить данное полномочие на Главгосэкспертизу России. Здесь путь — только через изъятие данного полномочия в установленном порядке, т. е. представление Росстроем в Правительство РФ о ненадлежащем исполнении делегированного полномочия и принятие решения Правительством об его изъятии.
Росстрой предполагает ввести систему профессиональной аттестации государственных экспертов. Такая система в течение ряда лет действовала в системе Госархстройнадзора и показала свою эффективность. Это элемент оценки кадрового потенциала органа государственной экспертизы. Соответствующие нормы об этом включены в проект положения о порядке проведения государственной экспертизы проектной документации.
Одновременно хочу обратить внимание еще на два полномочия, которые с нового года возложены на Росстрой:
осуществление контроля за соблюдением органами государственной власти субъектов РФ законодательства о градостроительной деятельности;
осуществление контроля за делегированным субъектам РФ полномочием в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.
Материал предоставлен Росстроем
Автор: по материалам редакции Дата: 21.03.2007 «Федеральный строительный рынок» № 59 Рубрика: *** |