Григорий Веретельников: «Ресурсы для реализации нацпроекта у нас есть»
О ходе реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» мы беседуем с первым вице-президентом Российского союза строителей, советником руководителя Госстроя РФ Григорием ВЕРЕТЕЛЬНИКОВЫМ. — Прежде всего, я бы хотел отметить, что говорить о каком-то «замедленном» или «провальном» ходе работы над этой программой, как мне кажется, совершенно некорректно. Как бы то ни было, инициированный президентом проект находится в центре внимания властей всех уровней, а также отраслевых общественных организаций и деловых кругов, работающих в сфере строительства. Так что сил и средств на реализацию программы «Доступное жилье» тратится немало, и идет она достаточно успешно. Коснемся сухой статистики. Как известно, цифры — это не процесс, но они динамику процесса характеризуют. Что касается объемов ввода в эксплуатацию жилья, которые предполагались на этот год, то реализация прогнозных планов, в общем-то, сомнений не вызывает. За период с января по сентябрь прирост ввода по России в целом составил 15,4% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Думаю, что запланированное на этот год увеличение объемов примерно на 15,5 млн. кв. м будет достигнуто. Так что, в общем и целом, те задачи, которые ставились перед отраслью, программой выполняются, и нет никаких оснований говорить о «срыве реализации нацпроекта», как это стало модно в некоторых кругах. Иное дело, что, с одной стороны, проблемы, разумеется, существуют, а с другой — как всегда, многим хотелось бы еще более быстрого и более эффектного развития событий. Однако, вспоминая классика, лучше «поспешать не торопясь» и уделять необходимое внимание разрешению тех сложностей, которые препятствуют быстрому осуществлению проекта. Об этом, в частности, говорилось и на прошедшем недавно в Ростове-на-Дону выездном заседании совета Российского союза строителей. — Расскажите немного об этом мероприятии, пожалуйста. — На прошедшем VII съезде Российского союза строителей было принято решение периодически проводить выездные заседания правления и совета Союза, чтобы лучше знать ситуацию в регионах, на практике знакомиться с существующим в стране положением дел. Первое такое мероприятие состоялось в октябре этого года в Ростове-на-Дону, куда прибыло 39 (из 51) членов совета из всех федеральных округов страны. Основной доклад был сделан президентом Российского союза строителей В. Н. Забелиным и был посвящен именно реализации нацпроекта «Доступное жилье». Доклад вызвал большой интерес. Состоялось оживленное обсуждение, представители разных регионов высказывали свой взгляд на те изменения, которые необходимо сделать, чтобы проект заработал в полную силу. Были обсуждены и другие актуальные проблемы в жизни Союза. Значительное внимание всех присутствующих привлекла проблематика перспективы деятельности РСС как саморегулируемой организации. С докладом на эту тему выступил генеральный директор ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада» М. Ю. Викторов. Особое внимание было уделено вопросам экспертной оценки различных компаний и организаций, системе сертификации, а также обеспечению безопасности в строительстве. Состоялось обсуждение предложений региональных структур Союза по самым разным вопросам нашей жизни. Отмечу высокую активность: из 66 организаций различных субъектов Федерации, которые входят в РСС, 28 внесли свои пожелания. Интересно, что идеи, высказываемые строителями, во многом корреспондировались той моделью саморегулируемых организаций, которую разработал столичный институт «Фонд экономики города» во главе с Н. Б. Косаревой. Такое единство подходов строителей-практиков, объединенных в отраслевую общественную организацию, и разработчиков системных подходов к решению вопроса не может не радовать. Также в Ростове-на-Дону был рассмотрен ряд внутренних организационных вопросов Российского союза строителей. В частности, в состав РСС был принят Союз проектных организаций России, объединяющий 143 такие структуры. Теперь наш Союз стал единым центром, объединяющим организации практически всех направлений деятельности, связанных со строительством. Это проектные, изыскательские (недавно к нам присоединилась Ассоциация изыскателей), строительно-монтажные компании, предприятия стройиндустрии. Такое объединение сил позволяет нам комплексно рассматривать те вопросы, которые стоят перед строительной отраслью России в целом. — Вернемся к основной теме нашей беседы — развитию нацпроекта. Вы сказали, что проблемы, нуждающиеся в разрешении, существуют. Что же, по Вашему мнению, тормозит реализацию проекта «Доступное жилье»? — Существует целый комплекс проблем, нуждающихся в разрешении. Причем серьезное изучение этого вопроса показывает, что проблемы эти не решаются разовым принятием какого-то документа. Нужна планомерная, тщательная и кропотливая работа, в которой должны принять участие все заинтересованные стороны — государственные структуры, компании, работающие в строительном секторе экономики, отраслевые общественные организации. Только совместными усилиями, только учитывая баланс интересов, можно разрешить имеющиеся проблемы. Вкратце перечислю лишь основные из них. Кадровый вопрос. Некоторые полагают, что достаточно выучить инженеров и управленцев верхнего звена, и строительство начнет активно развиваться. А в качестве рядовых рабочих можно задействовать приезжих, как их сегодня называют, гастарбайтеров. Возможно, с точки зрения экономии средств на зарплату, в этой концепции и есть какой-то смысл. Но если говорить о качестве выполняемых работ, о необходимом уровне квалификации рабочей силы, то такой подход, на мой взгляд, неприемлем. Представители многих компаний открыто говорят об острейшем дефиците профессионально подготовленных кадров — как менеджеров среднего и нижнего звена (мастеров, бригадиров, прорабов), так и умелых рабочих. Некоторые рабочие профессии просто находятся на грани вымирания. В общем, решать задачу подготовки специалистов-строителей нужно, привлекая к этому все заинтересованные стороны. Между прочим, отмечу, что серьезное внимание обучению работников уделяется и в экономически развитых странах Запада (например, в Германии), где, в общем и целом, технологичность строительных процессов находится на гораздо более высоком уровне, чем в России. Еще одной важнейшей проблемой является нехватка инженерно-подготовленных земельных участков для нового строительства (в скобках замечу, что и сама процедура землеотвода также очень усложнена). А ведь без создания всех систем жизнеобеспечения невозможно возведение жилья. Мне думается, что до тех пор, пока ответственность за инженерную подготовку территорий, в рамках реализации нацпроекта, не будет возложена на глав субъектов Федерации, этот вопрос разрешить будет крайне тяжело. Существует на сегодняшний день и очень болезненный ценовой вопрос. Во-первых, серьезной проблемой является высокий уровень монополизации на отдельных сегментах рынка, отсутствие конкурентной борьбы и связанное с этим необоснованное и весьма значительное повышение цен. Это сразу же снижает уровень доступности жилья, что, собственно, предполагает нацпроект. А во-вторых, не обеспеченный реально возведенным жильем спрос на недвижимость приводит к гипертрофированному росту цен на квартиры. Особенно хорошо заметно это в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Екатеринбурге и еще ряде крупнейших городов страны. Отмечу, что ответственность за этот скачок цен пресса и некоторые общественные деятели совершенно несправедливо возлагают на строителей. Это неправильно. Строительные, подрядные организации, непосредственно осуществляющие различные работы на объектах, стоимость своих услуг увеличили очень незначительно. Цены на жилье устанавливает хозяин — инвестор, застройщик; и именно он более всех выигрывает от роста цен, получая сверхприбыли. Пока спрос на жилье не будет превышать или балансировать предложение, такое положение будет сложно изменить. Наконец, до сих пор окончательно не решен вопрос с торгами на право выполнения работ по государственному (федеральному, региональному) заказу. Принятый более года назад ФЗ-94 (который, кстати, регулирует не именно строительные тендеры, а вообще систему госзаказа) существующее положение ничуть не улучшил. Судите сами. На тендер должны выставляться любые услуги и работы на сумму свыше 60 тыс. руб. Между тем сама подготовка тендерного конкурса зачастую обходится дороже. Далее. По закону, торги должна проводить некая «специальная организация». Почему не заказчик? Не ясно. В итоге, исход конкурса решает не то, как соискатели подряда сумели решить технологические, конструктивные, коммерческие задачи, а то, как это оценит эта самая «специальная организация». Отмечу, что этот закон в Госстрое России даже не визировался и был принят без всякого согласования с представителями строительной отрасли. Совершенно очевидно, на мой взгляд, что организацию строительных подрядных торгов необходимо регулировать отдельным законом. Подряды нельзя распределять исключительно по аукционному принципу — кто согласился за меньшие деньги работать, тот заказ и получил. А вопросы квалификации в выполнении тех или иных работ? Ведь безопасность людей, которые будут жить или трудиться в том или ином здании, напрямую зависит от грамотности подготовки проекта и качества его реализации во всех аспектах (технологии, строительные материалы, работа и пр.). Соответственно, решать вопрос определения подрядчика лишь в зависимости от финансовых предложений категорически нельзя. Весь этот комплекс проблем и является серьезной помехой на пути реализации национального проекта в области строительства жилья. — Что же нужно сделать, чтобы изменить сложившуюся ситуацию в лучшую сторону? — Очевидно, что перечисленные мной проблемы, а также ряд других, может быть, менее важных, но также существующих на сегодняшний день необходимо решать в самые сжатые сроки. Надеяться на то, что это произойдет как-нибудь само собой, на мой взгляд, просто глупо. Необходимы спланированные, целенаправленные действия. Принципиальные пути решения этих задач, в общем и целом, достаточно очевидны. В то же время у нас (имею в виду Российский союз строителей, объединяющий большинство ведущих предприятий отрасли) есть уверенность, что реализовать национальный проект «Доступное жилье» вполне реально. У нас есть главное — ресурсы для выполнения поставленной задачи. В России 117 тыс. строительных организаций и около 8,5 тыс. крупных предприятий стройиндустрии. То есть мы знаем: кто будет строить и из чего будут строить. Есть и те, кто хотел бы жилье приобрести: в стране 2 млн. человек остро нуждаются в этом, и еще около 20 млн., которые хотели бы улучшить свои квартирные условия. Таким образом, главная задача на сегодняшний день: убрать (прежде всего путем принятия соответствующих законодательных актов и ряда поправок к существующим законам) препятствия, которые мешают активному развитию строительного процесса.
–Григорий Константинович, многие ожидали от реализации нацпроекта «Доступное жилье» большего. В чем, на Ваш взгляд, причина того, что реализация этого безусловно важного начинания пока идет не слишком эффективно?
Особое внимание было уделено, разумеется, положению дел именно в Южном федеральном округе, развитию строительства в крупнейшем мегаполисе региона — Ростове-на-Дону, а также в других крупных городах — Краснодаре, Ставрополе и пр. Свой взгляд на ситуацию высказали и приглашенные представители государственных структур, курирующих вопросы строительства в субъектах Федерации.
Автор: по материалам редакции Дата: 09.12.2006 «Федеральный строительный рынок» № 57 Рубрика: *** |