Публикации »

О подходе к оценке технического состояния и обслуживанию импортной грузоподъемной техники

О проблемах технической экспертизы, особенностях технического обслуживания и подготовки специалистов для грузоподъемной техники иностранного производства нашему корреспонденту рассказали президент компании «Эксперт-Холдинг Рус» Михаил Николаевич ЧУМАК-ЖУНЬ и президент ОАО «Российская экспертная компания по объектам повышенной опасности» Анатолий Степанович ЛИПАТОВ.

–Экспертизой и проверкой технического состояния грузоподъемных кранов в нашей стране занимаются многие экспертные организации. Иногда их насчитывается до нескольких десятков даже в одном регионе. К сожалению, наличие такой высокой конкуренции ведет не к желанному снижению цен, а к снижению качества выполняемой экспертизы. Невысокая цена оказываемых услуг — это и сокращение их объемов, и ухудшение качества! Постепенно квалифицированных специалистов начинают менять на более дешевых «временщиков», не требующих высокой оплаты труда.

Можно было бы просто сидеть и ждать постепенного перехода к цивилизованному рынку, однако высококвалифицированные специалисты нужны уже сегодня. Только с их помощью можно изменить ситуацию, сложившуюся с рынком услуг для импортной грузоподъемной техники. Одним словом, нужны грамотные эксперты, обученные крановщики, ремонтники, монтажники, которые хорошо знают особенности конструкции и эксплуатации новых современных погрузочно-разгрузочных машин.

— Существуют ли различия в проведении проверок технического состояния для грузоподъемной техники иностранного и отечественного производства?

— Различия, конечно же, есть. Грузоподъемная техника иностранного производства спроектирована и изготовлена по иным нормативным документам, требует других  процедур диагностики и испытаний, а также, самое главное, совершенно других регламентов технического обслуживания. Здесь, в качестве примера, можно провести аналогию с автопромом. Владельцы иномарок обслуживают и ремонтируют свои автомобили в специализированных центрах. По мелочам можно обратиться и в какой-нибудь «гаражно-подвальный» автосервис, но в случае проведения серьезной диагностики и сложной регулировки уровень квалификации специалистов и диагностического оборудования должен быть соответствующим! В противном случае все положительные качества иномарки можно за один-два визита в «автосервис» свести на нет.

Нам бы хотелось, чтобы к диагностике и эксплуатации импортных кранов был такой же подход. Это те же иномарки, только предназначенные для подъема и транспортирования грузов! В последнее время у нас — увы! — участились аварии с кранами иностранного производства. Но они же работают по всему миру!И в других странах аварий с ними практически не происходит. Вывод один: с этой техникой надо уметь обращаться, отношение к ней нужно менять.

Поэтому мы видим свою задачу в том, чтобы сделать это обращение грамотным. Начали мы с того, что основали на территории России совместно с германской фирмой TЬV компанию Trans TЬV, затем обучили и аттестовали в TЬV своих специалистов. А потом разработали учебные программы, оборудовали помещение-класс и выступили с инициативой переподготовки российских специалистов. Эту идею поддержал Ростехнадзор: она нашла отражение в информационном письме Владимира Семеновича Котельникова —начальника Управления государственного строительного надзора.

— И что после этого изменилось в системе подготовки кадров?

— Изначально подход был сформулирован достаточно просто: соответствующие сервисные центры отсутствуют, квалифицированных кадров и специалистов-экспертов в нашей стране — единицы. Допустим, предприятие закупает грузоподъемную технику иностранного производства. Затем начинаются вопросы: а кто ее будет обслуживать, проверять степень износа узлов оборудования и т. д.В кабине иностранного крана должен работать крановщик. Например, в вашей компании есть специалист, который получил соответствующую квалификацию и 5 лет отработал по специальности на отечественных кранах. Но для работы на иностранном кране его необходимо подготовить; предоставить ему хотя бы несколько дней практики, стажировки. К примеру, в Финляндии тех же крановщиков готовят весьма и весьма основательно. Стоит такое обучение до 10 тыс. евро. Жесткие требования предъявляют и к персоналу, обслуживающему грузоподъемную технику. Если у предприятия не будет такого квалифицированного специалиста, то любой незначительный отказ техники приведет к необходимости финансовых отношений с ее изготовителем, а это серьезные расходы. Поэтому мы создали наш учебный центр, чтобы постепенно решать указанные проблемы в России.

Все это нам подсказала жизнь. Мы уже начали серию семинаров с тем, чтобы подготовить персонал и инженерно-технических работников по соответствующей тематике. К нам будут приезжать для повышения квалификации со всей страны. Мы очень внимательно проводим отбор кандидатов. К настоящему моменту мы отобрали порядка 30 человек — представителей экспертных организаций и провели с ними первый семинар. Таких семинаров будет столько, сколько потребуется. На них будет представлена вся номенклатура подъемно-транспортного оборудования, которое эксплуатируется в нашей стране.

Интересно, что наша инициатива нашла поддержку и среди ведущих западных фирм, поставляющих в нашу страну современную грузоподъемную технику. Один из ведущих краностроительных концернов Германии — LIEBHERR — прислал к нам на семинар сразу 4 специалистов, среди которых даже главный конструктор мобильных кранов господин Ханс Дитер Вилен. Данный факт следовало бы отметить особо. Господин Вилен не был в России целых 20 лет, и вот, отложив все самые срочные дела, прилетел в Москву, чтобы целый день выступать на нашем семинаре. Мало того, что он ознакомил присутствующих с новыми образцами продукции LIEBHERR, господин Вилен рассказал также об авариях кранов и подробно остановился на методиках диагностирования неисправностей. Пожалуй, из уст такого высокопоставленного представителя концерна это в России прозвучало впервые.

Также целый день посвятил нашему семинару представитель фирмы Mani-towoc, директор по продажам господин Жан-Клодт Дуссен. Он рассказал не только о новых конструкциях грузоподъемных кранов, но и продемонстрировал на площадке ОАО «РосЭК» одну из новых моделей легких самомонтирующихся башенных кранов.

Это говорит о том, что иностранные компании не просто заинтересованы в рынке России, но уже начали заботиться о долгосрочной перспективе создания цивилизованных условий надежной эксплуатации своей продукции. Здесь наши цели совпадают, и мы надеемся на успешное сотрудничество.

— Насколько быстро вы планируете организовать систему в целом?

— Достаточно быстро всех организационных проблем не решить, да и излишняя поспешность здесь совершено ни к чему. В данном случае Ростехнадзор рекомендует нам организовывать все институты постепенно, без жестких временных рамок. Должны быть поставлены четкие, понятные задачи, подготовлены нормативные документы и программы, определено количество специалистов по каждому направлению, требуемое для успешного функционирования системы. А пока следует тщательно готовить каждое семинарское занятие и постепенно совершенствовать методологию.

— Что дополнительно вы собираетесь предпринять?

— Мы планируем расширить систему подготовки кадров для эксплуатации и обслуживания импортной грузоподъемной техники. Это следующий этап, он уже находится в стадии проработки. При нашем активном участии начинается подготовка и обучение крановщиков импортных кранов, специалистов по их монтажу, наладке и обслуживанию.

Заводы-изготовители охотно идут нам навстречу. Они хотят, чтобы их техникой не только квалифицированно управляли, но и обслуживали ее цивилизовано. Теперь в этом взаимно заинтересованы и владельцы. Последним все меньше нужна «формальная разрешительная бумажка», более важны квалифицированные монтажники и крановщики, а также объективная информация о действительном состоянии дел: когда готовиться к ремонту или приобретать новый кран, какие планировать затраты на техническое обслуживание и покупку запчастей. От грамотного решения этих вопросов зависит не только ритмичная работа производства, но и прибыль наших клиентов —владельцев импортной грузоподъемной техники.

Автор: Сергей Васильев
Дата: 30.10.2006
«Федеральный строительный рынок» № 56
Рубрика: ***




«« назад