Публикации »

Частно-государственное партнерство и финансовая аренда (лизинг)

В докладе вице-премьера Правительства РФ В. Б. Христенко 1 июня 2006 г. на заседании Правительства РФ, посвященного перспективам развития экономики России на период 2006–2015 гг., было отмечено, что государственная политика в сферах промышленного, оборонно-промышленного и топливно-энергетического комплексов осуществляется в первую очередь путем нормативно-правового регулирования с активным использованием форм государственно-частного партнерства.

Правительство определило «общую формулу» такого партнерства: это координация целей, соединение усилий и разделение ответственности и рисков.

В соответствии с мировой практикой объем внебюджетных средств может составлять от 30 до 60% от стоимости инвестиционных проектов с увеличением доли внебюджетного финансирования по мере снятия технологических рисков проектов. Последние государство берет на себя, финансируя НИОКР, а также работы по обеспечению экологической и экономической безопасности, созданию системы техрегулирования промышленного производства и пр.

Риски целевого и эффективного использования инвестиционных ресурсов предполагается распределить между государством и частным инвестором. И здесь инвестиционный механизм лизинга (как одной из наиболее защищенных форм инвестиционной деятельности) может и должен применяться в больших масштабах и с большей интенсивностью.

В России лизинг объективно не мог не появиться в сфере финансовых услуг и инвестиций при переходе экономики страны на рыночные рельсы, так как по своей экономической сути является инструментом поддержки и развития «конкурентного рынка производства товаров и услуг при нехватке ресурсов и недоступности или неэффективности других форм финансирования путем привлечения имеющихся ограниченных ресурсов в точки экономического роста1» ,т. е. туда, где повышение уровня доходности товаров или услуг происходит более высокими темпами, чем в среднем по отрасли, и, как следствие, лизинговые платежи перекрываются дополнительной выручкой от реализации продуктов и услуг, произведенных с использованием объекта лизинга.

При финансовой аренде (лизинге) в полной мере реализуется принцип «возвратность — срочность — платность», который лежит в основе любого инвестиционного процесса и который с недавнего времени (в 2001 г. внесены соответствующие изменения в бюджетное законодательство страны) соблюдается при реализации государственных инвестиционных программ.

Начиная с 2000 г. фактически действуют лизинговые программы в таких ключевых отраслях промышленности, как авиастроение и аграрно-промышленный комплекс (АПК).

Если в АПК на лизинг государством возложена миссия технического перервооружения сельского хозяйства, то в авиастроительной отрасли задача иная. Согласно федеральной целевой программе «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до 2015 года»  государственные инвестиции направляются в уставный капитал лизинговых компаний с целью продвижения на авиарынки (отечественный и зарубежные) серийно производимых самолетов и вертолетов: начиная с 2006 г. это Ил-96, Ту-214, Ту-204-100/120/300, а начиная с 2008 г. —дополнительно новый российский регио-нальный самолет (RRJ) и новое семейство вертолетов.

С 2008 г. наряду с лизингом предполагается использовать более современный механизм выведения на рынок новой авиационной продукции, а именно —«покрытие рисков покупателей/лизингополучателей посредством предоставления гарантий остаточной стоимости». В случае финансовой аренды (лизинга) этот механизм называется предоставлением поставщиком гарантий обратного выкупа и сегодня он широко распространен в практике работы российских лизинговых компаний.

В целом на реализацию такой программы потребуется 243 млрд. руб. Из них на долю федерального бюджета приходится 134 млрд. руб. (55%). Программа определяет, что лизинг как основной инвестиционный механизм будет применяться в период 2006–2008 гг.  Затраты бюджета на лизинговую программу составят 16,8 млрд. руб. Из них в уставный капитал государственных лизинговых компаний будет направлено 12,5 млрд. руб. Очевидно, оставшиеся 4,3 млрд. руб. предполагается реинвестировать в отрасль за счет поступающих лизинговых платежей. Важно, что поставки по федеральному лизингу должны не только способствовать удовлетворению потребностей рынка, но прежде всего стимулировать продажи отечественных лайнеров, объем которых за тот же период составит 40 млрд. руб., т. о. на лизинг приходится 40 % продаж.

Подытоживая сказанное по указанным государственным программам, отметим, что в том и другом случае для лизингополучателей предусматриваются определенные льготные условия по самому договору лизинга и/или уменьшение ставки коммерческого кредита на 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

По иному пути пошло ОАО «РЖД». Государственный статус компании, финансовые и экономические ресурсы ОАО позволяют ему позиционировать себя на рынке лизинга в качестве надежного и стратегического лизингополучателя. В течение двух последних лет эта компания проводит тендеры среди рыночных лизинговых компаний на сумму около 20 млрд. руб., задавая лизингодателям исходные парметры сделки: минимальный объемом контракта, размер авансового платежа и срок лизинга. При отборе партнера ОАО также оценивался размер удорожания предмета лизинга. Ежегодно тендеры выигрывали 4–5 лизинговых компаний.

Таким образом, на сегодняшний день в плодотворном процессе государственно-частного партнерства на федеральном уровне участвуют не более 7–10 лизинговых компаний. Суммарный объем новых профинансированных ежегодно заключаемых этими компаниями договоров лизинга (в период 2002–2005 гг.) составляет около 35 млрд. руб. С другой стороны (согласно таблице 1), в 2005 г. этот параметр для всего российского рынка лизинга превысил 255 млрд. руб. То есть российские лизинговые компании способны привлечь инвестиционный ресурс, в том числе и на решение государственных задач, на порядок больше, чем тот, которым оперирует государство.

В своем докладе В. Б. Христенко отметил, что государственно-частное партнерство имеет хорошие перспективы в следующих отраслях и сферах деятельности:
  где уже прошла соответствующая концентрация промышленного капитала;
  где появились игроки, способные на выработку внятных корпоративных стратегий;
  где бизнес заинтересован не столько в индивидуальных и разовых преференциях, сколько в четких и стабильных правилах игры на долгосрочную перспективу.

На период с 2006 по 2008 гг. правительство выделяет три основных цели государственной промышленной политики: «развитие конкурентоспособности (ключевых отраслей промышленности — авт.), повышение эффективности ТЭК, развитие потенциала ОПК и создание системы техрегулирования».

На первые две выделяется 40% запланированных инвестиций из общего объема в 1,8 млрд. долларов. Таким образом, инвестиционный потенциал промышленного производства и топливно-энергетического комплекса России оценивается в 720 млн. долларов (или 240 млн. долларов ежегодно).

Сегодня в России работают 24 крупные (даже по европейским меркам) лизинговые компании. Объем нового бизнеса (новых профинансированных договоров лизинга) каждой из этих компаний в 2005 г. превысил 100 млн. долларов. Семь из них заключили новые договоры лизинга на сумму более 200 млн. долларов, а три — более 300 млн. долларов. На 30 компаний-лидеров приходится 72% объема рынка лизинга (6,1 млрд. долларов).

Именно эти компании в первую очередь заинтересованы «не столько в индивидуальных и разовых преференциях, сколько в четких и стабильных правилах игры на долгосрочную перспективу». Большинство из них работают на рынке более 5–7 лет. Лидеры лизингового рынка с каждым годом увеличивают капитализацию собственного бизнеса, наращивают собственный капитал. Это позволяет им привлекать помимо банковского кредитования иные инвестиционные ресурсы, в том числе с рынка ценных бумаг и с международного рынка инвестиций. Помимо финансовой самодостаточности эти компании отличаются выдающимся кадровым потенциалом и современным маркетингом. Именно такие компании могут рассматриваться субъектами государственно-частного парнерства.

Нельзя сказать, что лизинговые компании (помимо частных) не работают с предприятиями со статусом государственных и муниципальных унитарных предприятий. Например, предприятия, подведомственные Минпромнауки РФ, заключили с двумя рыночными лизинговыми компаниями договоров лизинга в 2005 и 2006 гг. на сумму 3,8 и 5,6 млн. евро, соответственно. Очевидно, что с точки зрения инвестиционной стратегии данные сделки носят несистемный характер и не отличаются масштабностью. Можно сказать, что инвестиционный потенциал рыночных лизинговых компаний практически не используется.

Заметим, что деятельность унитарных предприятий направлена прежде всего на решение ключевых для той или иной отрасли, того или иного региона задач. В связи с этим при сотрудничестве с такими предприятиями для лизинговой компании, помимо финансовой стороны вопроса, всегда существует проблема высокой ответственности за прохождение сделки. Например, чтобы решить в кратчайшие сроки задачу бесперебойного теплоснабжения жителей города Выборга, наша компания выступила не только в качестве инвестора проекта, но и обеспечила выбор поставщика и поставку высококачественного оборудования по привлекательной для МУП «Тепловые сети» финансовой схеме. Аналогичные социально значимые проекты осуществлены компанией в Самаре, Екатеринбурге и других регионах России.

Лизинг — это механизм долгосрочных инвестиций, в идеале он рассчитан на долговременное партерство. Поэтому естественно, что структура и временные рамки государственных инвестиционных программ должны предполагать более широкое применение этого механизма.

Отечественный и мировой опыт лизинговой деятельности позволяет нам говорить о предназначении лизинга для выполнения следующих задач: во-первых, техническое и технологическое перевооружение производства: во-вторых, расширение объемов продаж и продвижение продукции на рынки.

Для реализации первой задачи лизинг обладает следующими качествами:
  оборудование переходит во владение и пользование лизингополучателя после уплаты аванса (сегодня это до 20% от первоначальной стоимости имущества);
  оплата всей стоимости имущества и услуг лизинговой компании растягивается во времени (3–5 лет) в соответствии с согласованным графиком периодических лизинговых платежей;
  лизинговые платежи в полном объеме включаются в себестоимость продукции и услуг (тем самым минимизируется налогооблагаемая прибыль);
  амортизация имущества осуществляется с применением коэффициента ускорения не более 3;
  по окончании договора лизинга имущество переходит в собственность лизингополучателя по остаточной (минимальной) цене;
  в случае применения механизма возвратного лизинга лизингополучатель одновременно выступает в качестве продавца оборудования и получает в распоряжение обортные средства, которые он может направить на модернизацию остающегося в его владении и пользовании оборудования или на закупку нового.

Заметим, что применение ускоренной амортизации является фактором, который способствует развитию вторичного рынка оборудования и со временем ведет к уменьшению рисков лизинговых операций и, соответственно, уменьшению стоимости лизинговых услуг.

При решении второй задачи важную роль играют следующие качества лизинга:
  производство новых образцов техники и оборудования требует применения в их производстве современных инструментов и технологий, что неизбежно сказывается на увеличении цены продукции; реализация новой и/или модернизированной продукции в потребительском секторе с недостаточной платежеспособностью или на этапе первичного продвижения на рынке может быть затруднена; в этом случае лизинг как механизм продвижения продукции и услуг не имеет себе равных;
  сегодня опыт работы с поставщиками продукции делает процесс взаимодействия с ними лизинговых компаний гибким и плодотворным, поэтому возможно применение гарантий обратного выкупа, продаж по системе trade-in, механизма оперативного лизинга, включение в состав лизинговых услуг сервисного обслуживания и т. д.;
  не менее благотворно на решение поставленной задачи влияют и другие указанные выше свойства лизинга.

Заметим, что зарубежные призводители автотранспортных средств и строительной техники давно осознали указанные преимущества лизинга в России и активно пользуются ими. Например, крупнейший диллер зарубежной строительной и дорожно-строительной техники компания «Техноплаза» реализует до 30% техники через лизинговые компании. Многие зарубежные автоконцерны работают на российском рынке через собственные лизинговые компании.

Таблица 1. Объемы рынка лизинга в России (новые профинансированные договоры лизинга в текущем году)*

-

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Cтоимость новых профинансированных договоров ($ млн.)

1 415

1 960

2 320

3 640

6 750

8 510**

Ежегодный прирост (%)

-

38,5

18,4

56,9

85,4

26,1

* Источник: В. Д. Газман. «Рынок лизинговых услуг России 2005» // «Лизинг ревю», № 2, 2006.
** Доля инвестиций по лизингу в общем объеме инвестиций в основные фонды в 2005 г. достигла 8% (в 2001 г. — 3%); это значит, что почти каждая десятая машина, каждая десятая единица нового (а по лизингу в основном поставляется именно такое оборудование) высокотехнологичного современного оборудования была приобретена российскими производителями товаров и услуг с использованием инвестиционного механизма лизинга.

Теперь взглянем на общую формулу государственно-частного партнерства: «координация целей, соединение усилий и разделение ответственности и рисков».

Задачи, которые Правительство РФ намерено решать при реализации целевых программ, определены в преамбулах этих программ и несут помимо экономической большую политическую нагрузку.

Цель лизинговых компаний, конечно, скромнее — развитие собственного бизнеса. В это понятие входит не только извлечение прибыли, но и стабильность экономической деятельности, и освоение новых секторов рынка, и выживание в кункурентной борьбе, и развитие собственного имиджа. Компания может пойти на уменьшение нормы прибыли, чтобы сохранить и развить долгосрочные отношения со стратегическим партнером. Компания готова вписаться в жесткие требования тендеров государственных программ, получив взамен стабильность бизнеса в виде прогнозируемого сбыта своих услуг и серьезных гарантийных обязательств, а также весомую прибавку к собственному бренду.

Что касается гарантийных обязательств, то напомним, что Минпромнауки РФ (начиная с 2008 г.) предусмотрены гарантии обратного выкупа продукции, а в недавно опубликованном докладе В. Б. Христенко о перспективах развития электроэнергетики в Российской Федерации oдним из инструментов привлечения инвестиций на переходном этапе является механизм гарантирования инвестиций, который будет задействован при проведении конкурсов на привлечение инвестиций. В аграрном секторе, тоже на переходном этапе, применялся механизм государственных гарантий в виде отдельной строки в бюджете субъекта Российской Федерации. Кроме того, сам предмет лизинга при его достаточной ликвидности может рассматриваться в качестве залога.

Таким образом, конкретные и стабильные условия инвестиционной деятельности, определенные государством, масштабность проектов и их социально-экономическая направленность, с одной стороны, и гибкость бизнес-процессов лизинговых компаний, адекватная масштабности проектов финансовая и интеллектуальная база, а также конкурентная среда, с другой, позволяют говорить о реальной возможности запуска механизма частно-государственного партнерства на базе финансовой аренды (лизинга).

Автор: Д. Корчагов
Дата: 19.09.2006
«Федеральный строительный рынок» № 55
Рубрика: ***




«« назад