Рынок щебня: есть проблемы
Сегодняшний строительный рынок Северо-Запада высококонкурентен. Завоевать и удерживать на нем позиции можно, лишь обеспечивая неизменное качество товаров и предлагая достойный сервис. Поэтому крупные, серьезные компании естественным образом стремятся к взаимодействию в сферах, где их бизнес пересекается. Примером этого может служить многолетнее сотрудничество ЗАО «Северо-Западная Нерудная Компания» и СПСИ «Меликон Полар». «СЗНК» входит в число крупнейших поставщиков нерудных материалов на Северо-Западе. «Меликон Полар» — известный изготовитель товарного бетона и различных железобетонных изделий, закупающий внушительные объемы щебня для своего производства. О практике сотрудничества и сегодняшнем положении на рынке щебня беседуют начальник коммерческой службы компании ЗАО «СЗНК» Андрей ЕВТУШЕНКО и финансовый директор СПСИ «Меликон Полар» Сергей ХОМЯКОВ. –Сергей Валерьевич, расскажите, пожалуйста, об опыте работы вашей компании с «СЗНК». Сергей Хомяков (С. Х.): С «Северо-Западной Нерудной Компанией», которая является поставщиком щебня на наш завод, «Меликон Полар» сотрудничает примерно 4–5 лет. Практика работы показала, что мы не ошиблись в поставщике. За этот достаточно продолжительный промежуток времени у нас не возникло никаких сколько-нибудь серьезных проблем, не было повода для недовольства друг другом. Отношения установились уже не только коммерческие, партнерские, но и вполне дружеские. В работе с «СЗНК» привлекают надежность в выполнении взятых на себя обязательств, точное соблюдение графика поставки, а также качество продукции. В своем производстве мы используем широкий ассортимент щебня: мелкий щебень фракций 5–8, 5–10 для изготовления вибропрессованных изделий и фракцию 5–20 для производства товарного бетона. Преимущество «СЗНК» в том, что компания в состоянии поставить весь необходимый нам ассортимент. Объемы закупок щебня постепенно растут, поскольку увеличивается количество и расширяется номенклатура выпускаемых изделий. Так, в 2005 г. завод освоил изготовление пустотных плит методом вибропрессования. — Как Вы можете охарактеризовать рынок щебня Северо-Запада? С. Х.: Главная отличительная черта рынка нерудных материалов — значительная динамика роста цен, а также дефицит в строительный сезон. За период 2002–2006 гг. цена на щебень, по нашим оценкам, выросла примерно в 3 раза. Андрей Евтушенко (А. Е.): Действительно, в прошлом году был период, когда цены на щебень росли практически каждую неделю. С. Х.: В итоге получается довольно странная ситуация. Цены на готовые изделия примерно сравнялись с ценами на аналогичную продукцию в западных странах (это характерно, по крайней мере, для сферы, где мы работаем), а стоимость некоторых видов сырья, в том числе щебня — значительно выше. Производители в Финляндии, Эстонии, других странах, а также в других округах России, например на Урале, продают щебень значительно дешевле. Иное дело, что затраты на перевозку, а также таможенные процедуры делают экономически нецелесообразной попытку переключиться на поставщиков из других регионов. — В чем причины такого дефицита? А. Е.: Большую роль играет общая неравномерность распределения финансовых ресурсов внутри страны. В частности, то, что московские потребители щебня имеют возможность платить гораздо более высокую цену, чем петербургские и тем более региональные. Это в значительной степени «оттягивает» щебень на столичный рынок из региона, создает здесь дефицит и стимулирует тем самым рост цен. А ведь с точки зрения объемов добычи никакой нехватки щебня, в том числе и самых дефицитных мелких фракций, на Северо-Западе быть не должно. С. Х.: Положение не изменится до тех пор, пока у нас функционирует «рынок продавца», а не «рынок покупателя», пока не спрос регулирует предложение, а наоборот. До тех пор, пока ситуацию на рынке определяет сырьевик, продукт которого пользуется повышенным спросом, он не будет повышать конкурентоспособность своего товара, сдерживая рост цен, улучшая качество, совершенствуя сервисное обслуживание. Сказывается недостаточная пока развитость рыночных отношений. — Как же изменить ситуацию? С. Х.: Возможно, выход из этого положения в том, чтобы крупные, динамично развивающиеся компании, такие как «Северо-Западная Нерудная Компания», приобретали стационарные или мобильные дробильные комплексы и организовывали переработку крупно-фракционного щебня уже на своих базах в Санкт-Петербурге. Но здесь, конечно, нужно учитывать экономические факторы. Если такая продукция будет дороже той, что поступает с карьеров, спросом она пользоваться не будет. А. Е.: Мы оценивали экономическую эффективность подобных проектов. Она крайне не высока. К числу ограничительных факторов при установке дробильного комплекса относятся также процесс согласования с природонадзорными органами и все тот же дефицит щебня в летний период. Безусловно, гораздо целесообразнее осуществлять дробление щебня непосредственно в карьере. С. Х.: Мы тоже оценивали перспективу закупки оборудования для дробления щебня непосредственно на нашем заводе. Это также связано со многими проблемами: необходимыми для окупаемости затрат объемами переработки, реализацией отсева и пр. Переработка щебня должна осуществляться в карьере. Мне кажется, что для облегчения реализации национальных проектов в области строительства жилья одним из мощных рычагов могло бы стать упрощение получения государственных разрешений на разработку карьеров. Такая мера привлекла бы в этот бизнес мощные строительные холдинги, что, в конечном счете, позволило бы снизить себестоимость стройматериалов. — Что предпринимает «СЗНК» в сложившейся ситуации? А. Е.: Наша задача прежняя: обеспечить своих клиентов нерудными материалами в соответствии со взятыми на себя обязательствами. Видя начало реализации многих крупных проектов и прогнозируя дальнейший рост рынка и увеличение объема поставок, наша компания приняла необходимые превентивные меры.
Совершенно не ясно, почему мы, работая в регионе, где расположено немало гранитных карьеров, где транспортные расходы минимальны, имеем столь значительный рост цен. Даже эстонские предприятия, приобретающие значительную часть щебня в Финляндии, покупают его в 2 раза дешевле, чем мы, в своей стране, на расстоянии от карьера в полторы сотни километров.
Без увеличения объемов добычи, при сохранении роста объемов строительства и образовании таким образом дефицита щебня, цены на него будут безудержно расти.
Приведу простой пример. В разгар строительного сезона, когда резко повышается спрос на продукцию, наше предприятие работает 7 дней в неделю в 2–3 смены. В то же самое время на подавляющем большинстве карьеров продолжается односменная работа с выходными по субботам и воскресеньям. Их владельцы предпочитают сохранять дефицит своего сырья на рынке, получая прибыль путем подъема цен, а не увеличения добычи и развития производства.
Еще один пример. Чем мельче щебень, тем больше стадий обработки он доложен пройти, что связано с дополнительными расходами. Есть и другие факторы, увеличивающие его стоимость при производстве и транспортировке. Карьерам это не выгодно, особенно учитывая тот факт, что в условиях дефицита потребители охотно берут и крупно-фракционный щебень.
Постепенно, конечно, и мы придем к той ситуации, когда производство будет отталкиваться от нужд конечного потребителя, целей использования материала, требований по качеству, фракции и пр. Но, к сожалению, пока у нас никто об этом не задумывается, предлагая только стандартные просевы.
Постоянно взаимодействуя с карьерами, мы стараемся донести до производителя информацию о нуждах конечных потребителей. Работа с большим количеством карьеров позволяет нам поставлять широкий ассортимент нерудных материалов, что в какой-то степени решает проблему, обозначенную Сергеем Хомяковым.
Кроме того, мы значительно упрощаем процедуру получения щебня конечным потребителем, предлагая различные варианты доставки.
Осуществление поставок водным путем в течение всего периода навигации позволит в значительной степени решить проблемы транспортировки материалов. Водные перевозки особенно привлекательны для крупных заказчиков, реализующих серьезные проекты в области дорожного, промышленного и коммерческого строительства.
Модернизируется и расширяется железнодорожный подвижной состав, принадлежащий «Северо-Западной Нерудной Компании», по сравнению с прошлым годом парк железнодорожных вагонов нашей компании вырос в 1,5 раза.
Увеличивается автомобильный парк компании, предполагается значительное его расширение за счет закупки партии автомобилей высокой грузоподъемности. Это необходимо прежде всего для качественного обслуживания небольших заказчиков, не имеющих своего автопарка.
В течение всего зимнего периода осуществлялось складирование запасов нерудных материалов на шести площадках компании, расположенных в разных частях города, что позволяет обеспечить растущие потребности наших потребителей. Ряд площадок переведен на круглосуточный режим работы. Связано это с необходимостью обеспечения своевременной поставки наших материалов, несмотря на сложную транспортную обстановку в городе. В две смены (а в перспективе — и в три) работает наше автотранспортное предприятие.
Таким образом, мы всегда идем на встречу нашим партнерам, стараясь брать на себя решение многих проблем, связанных с поставкой нерудных материалов.
Только тесное взаимодействие между поставщиком и потребителем позволяет построить эффективную работу обеих сторон.
Автор: по материалам редакции Дата: 30.07.2006 «Федеральный строительный рынок» № 53 Рубрика: *** |