ЗАО «ЖБКиД» идет в ногу со временем
Завод железобетонных конструкций и деталей (ЗАО «ЖБКиД») хорошо известен строителям не только Санкт-Петербурга, но и многих других городов нашей страны. Писал о нем и журнал «Федеральный строительный рынок». Наш собеседник — генеральный директор компании «ЖБКиД» Николай ЗУБОВ — рассказывает о тенденциях рынка и о том, как согласованы с рыночными процессами закономерности развития производства. –Николай Алексеевич, почему завод, который изначально ориентировался специально на строительство метро, сегодня превратился в многопрофильное предприятие? — Завод с момента основания в 1953 г.,действительно, предназначался для выпуска бетона и специальных железобетонных изделий для метростроения, и производственные мощности были спроектированы исходя из логики крупносерийного производства. Длительный период предприятие действовало в заданных рамках, ориентируясь на ограниченную номенклатуру изделий. Однако в ходе рыночных реформ возник кризис метростроения. Чтобы выжить в нелегких условиях зарождающегося в стране рынка, всем подразделениям Метростроя пришлось изыскивать новые пути существования и развития. Мы начали осваивать различные смежные сферы деятельности. Прежде всего за счет потребностей гражданского строительства был расширен ассортимент продукции — мы освоили выпуск лестничных маршей, фундаментных блоков, лотков, лифтовых шахт. Было освоено производство сухих строительных смесей. Интересно, что это направление продолжает развиваться и сегодня — недавно мы получили собственный положительный опыт жилищного строительства и будем развивать его и впредь. Но основную загрузку мы все же искали в подземном пространстве. Когда в конце 1990-х в городе вопреки прогнозам скептиков начали развиваться технологии микротоннелирования, мы благодаря опыту работы в Метрострое сумели оценить перспективы открывающейся ниши и освоили выпуск железобетонных труб для нужд этой технологии. Линию, аналогичную европейским, мы разработали практически собственными силами, заказы на изготовление оборудования разместили на петербургских машиностроительных заводах. Линия была запущена в 2003 г. и на сегодняшний день позволила выпустить более полутора тысяч изделий. Благодаря полученному опыту кооперации с машиностроителями сегодня мы можем в течение месяца запустить в серию железобетонную трубу диаметром до 1 500 мм; оперативно разместив заказ на изготовление такой опалубки, мы получим нужный комплект и приступим к выпуску серии. Специально, с запасом «на будущее», мы опалубку не заказываем, однако после выполнения очередных нетиповых заказов она остается в нашем распоряжении. Благодаря этому наши фонды по опалубке постоянно пополняются. В настоящее время линия работает примерно на 40% своей мощности, но при росте спроса мы способны почти в 3 раза увеличить объем производства. Опыт по изготовлению труб для микротоннелирования позволил нам выйти на рынок заказов не менее мощного заказчика, чем «Метрострой», — это Водоканал Санкт-Петербурга. Фирма «СТИС», ведущая строительство целого ряда объектов по заказу петербургского Водоканала, постоянно приобретает наши железобетонные изделия. Это, главным образом, трубы для самотечной канализации и коллекторов. Так, сейчас в Гатчине идет строительство нового коллектора диаметром 1 200 мм. Также наши железобетонные изделия нашли применение при устройстве канализации вокруг вантового моста на кольцевой автодороге. Продолжаются работы на коллекторе Митрофаньевского шоссе, а также на западном скоростном диаметре в районе станции «Предпортовая». Другая востребованная Водоканалом продукция — железобетонные кольца и крышки для строительства канализационных и смотровых колодцев. Объемы поставок значительны, поэтому мы активно инвестируем в развитие данного направления. В ближайшее время начнем выпуск железобетонных труб нового поколения — с фаской, резиновым уплотнением, футерованных полимером. Главная задача на сегодняшний момент — это убедить город и заказчиков объективно оценить тот экономический эффект, что даст новая технология нашему городу. Дороже, но лучше… — А в чем этот эффект? Ведь как правило изделие «нового поколения» существенно дороже поколения «предыдушего»… — Действительно, стоимость выше. Однако надо учитывать существенный выигрыш в качестве: на стыках таких труб не возникает протечек, существенно увеличивается срок их службы, снижаются затраты на эксплуатацию. Практика показала, что развитию технологий способствует именно стремление обслуживающей организации минимизировать не только капитальные вложения, но и стоимость последующего обслуживания. Приведу пример: раньше заказчик экономил на изделиях для смотровых колодцев, но обслуживающий человек мог протиснуться лишь с трудом. Сейчас колодцы строятся более просторные, в них есть лестница: и благодаря этому обслуживающий персонал смог использовать специальную технику, повысилась безопасность работы. Будем надеяться, что город, в первую очередь проектные организации по достоинству оценят эту работу. — Это изделия типовые, крупносерийные. А удается ли работать в мелких сериях? — Значительную долю загрузки такого рода нам дает изготовление железобетонных изделий для котлованов, строительство которых необходимо при ведении работ по микротоннелированию. Даже если диаметр тоннеля составит примерно 2 метра, то, чтобы проходческий комплекс мог начать работу, необходимо построить либо круглый котлован диаметром до 9 м, либо прямоугольный —размером примерно 5 на 9 м. Практика показала, что в Петербурге лучше использовать именно сборный железобетон: он предпочтителен и с экономической точки зрения, и с точки зрения надежности. Чтобы оптимизировать железобетонную конструкцию по стоимости, проект и номенклатура изделий разрабатываются каждый раз исходя из особенностей места строительства котлована: в зависимости от его размеров и от особенностей грунта варьируется несущая способность изделий, что отражается на их цене. Как правило, заказчики предпочитают круглые котлованы. Практика показала, что они лучше соответствуют особенностям петербургских грунтов. У нас имеется стандартный набор необходимой опалубки для изготовления радиальных изделий. В качестве альтернативы иногда предлагается использовать металлический шпунт, однако нужно учитывать, что оставлять стальную панель в грунте дорого, а при ее извлечении, когда применяется вибратор, грунт из-за колебаний уплотняется, что приводит к просадкам и не лучшим образом сказывается на сооружениях. Не говорю уже о высокой стоимости шпунта и его дефиците, потерях на необходимый инструмент, и иных сопутствующих затратах. И опять в тоннель нырнули… — Но главное — в последнее время в Санкт-Петербурге вновь активизировалось метростроение, что отразилось на структуре наших заказов. При всей многопрофильности нашей современной деятельности строительство метро сохраняет для нас первостепенную важность. В настоящее время практически завершается проходка перегонных тоннелей участка будущего Фрунзенского радиуса. Мы завершили поставку ребристой железобетонной обделки для этих работ. Однако в ближайшей перспективе высокий уровень загрузки нашего предприятия сохранится: для строительства станций, подземных переходов, вентиляционных шахт и иных сооружений требуется много специальных железобетонных изделий, и эти заказы также придется выполнять нам. — В перспективе, вероятно, предстоит и работа по изготовлению обделки для Орловского тоннеля? — В системе Санкт-Петербургского Метростроя кроме нашего предприятия присутствует еще один завод железобетонных изделий, «Метробетон», где уже налажен выпуск обжимной обделки с резиновыми уплотнениями. Именно там были изготовлены тюбинги для участка «Размыв» Кировско-Выборгской линии. Кольца именно такого типа потребуются при строительстве Орловского тоннеля. Имея опыт такой работы, это предприятие сможет оперативнее наладить соответствующее производство. Мы же, при необходимости, решим задачу производства ребристых колец — они положительно зарекомендовали себя в петербургских кембрийских глинах, где проблемы с обводнением минимальны. Сейчас строительство Фрунзенского радиуса осуществляется именно в кембрийских глинах, и расконсервированный щит советского производства несмотря на большой перерыв в работе вновь зарекомендовал себя положительно. — Только ли в Петербурге оценен опыт завода? — Наша продукция широко используется и за пределами Ленинградской области. В Москве она нашла применение при строительстве транспортной развязки в Новокосино (совместная работа с «Мостоотрядом-19»), а также для перекладки участка нефтепровода при возведении торгового центра в подмосковной Барвихе. Другой интересный объект — два микротоннеля под Москва-рекой, в которых были проложены мощные электрокабели для закольцовки энергетической системы «Мосэнерго» (работы выполняла компания «Трансстройтоннель-92»). Сейчас идут работы на третьем транспортном кольце Москвы. В Омске на строительстве нового коллектора наши материалы применяла компания «Мостовик». Таким образом, основания смотреть в будущее с оптимизмом у нас есть. 198095 Россия, Санкт-Петербург, ул. Ивана Черных, 16
Тел.: (812) 252-4486, 252-0854
Автор: по материалам редакции Дата: 30.07.2006 «Федеральный строительный рынок» № 53 Рубрика: *** |