Публикации »

Республика Коми. Развитие — через строительство

Республика Коми не относится к регионам России с высокоразвитой автодорожной сетью. Плотность автомобильных дорог общего пользования в республике составляет 15,2 км/тыс. кв. м. По этому показателю Коми располагает только 60 % автомобильных дорог от необходимой минимальной потребности для успешной и эффективной работы экономики республики.

По своей принадлежности сеть автомобильных дорог республики разделена на федеральную сеть дорог протяженностью 283 км, которая представлена федеральной автомобильной дорогой «Вятка»; на территориальную сеть протяженностью 6024 км.

Сеть государственных автомобильных дорог Республики Коми имеет выраженную «очаговую» структуру. Это объясняется историей освоения природных ресурсов республики, прежде всего ориентированной на железнодорожный и трубопроводный транспорт, и значительными масштабами всей территории республики.

В утвержденной 26 марта 2006 г. Постановлением № 45 правительства Республики Коми «Стратегии экономического и социального развития РК на 2006–2010 гг. и на период до 2015 года» транспортная система определена как важнейшая составная часть производственной инфраструктуры, а ее развитие — как приоритетная задача республиканской деятельности.

Создание динамично развивающейся, устойчиво функционирующей и сбалансированной региональной транспортной системы, неотъемлемой частью которой являются автомобильные дороги, — необходимое условие стабилизации и подъема экономики республики, обеспечения территориальной целостности, повышения уровня жизни населения.

Развитие и модернизация транспортной инфраструктуры являются факторами, стимулирующими социально-экономическое развитие республики. В условиях, когда идет процесс реформирования экономики, усиливается взаимосвязь развития транспорта с развитием других отраслей хозяйства и социальной сферы, которая определяет  не только требования к транспорту в отношении направлений, объемов и качества перевозок, но и возможности его развития, поскольку от объемов перевозок зависят доходы транспортных предприятий, являющиеся в современных условиях основным источником инвестиций. Удешевление и ускорение грузовых перевозок стимулирует расширение транспортно-экономических связей, а удешевление, ускорение и повышение качества пассажирского сообщения приводят к росту мобильности населения и улучшению условий его жизни.

В период экономических реформ были разработаны отраслевые целевые программы развития всех видов транспорта Республики Коми, реализация которых должна была обеспечить эффективное удовлетворение потребностей экономики и населения республики в перевозках грузов и пассажиров в рыночных условиях.

Основным программным документом развития дорожного хозяйства до 2005 г.являлась «Программа развития сети автомобильных дорог Республики Коми на 1996–2005 годы», утвержденная Указом главы Республики Коми 2 августа 1996 г.Перед дорожниками республики ставилась задача довести протяженность республиканских автомобильных дорог общего пользования до 10 тыс. км и обеспечить круглогодичную автодорожную связь 130 населенных пунктов между собой и районными центрами, а также пяти районных центров и городов — со столицей Республики Коми.

За десять лет в соответствии с Программой должны были построить1338 кмавтомобильных дорог. За период реализации Программы фактически было принято в эксплуатацию 1056 км, построено 75 мостов, соединены дорогами 66 населенных пунктов с населением около 30 тыс. человек.

Отставание в строительстве новых автомобильных дорог обозначилось в 2003 г. Главной причиной этого отставания явился  переход на новую систему финансирования дорожного хозяйства, что привело к сокращению доходной части дорожного бюджета по сравнению с прежними годами в 2,5-3 раза. Значительно снизился удельный вес расходов на дорожное хозяйство в республиканском бюджете. На замедлении темпов дорожного строительства сказались и другие факторы. К их числу нужно отнести инфляционные процессы, переход на новую сметно-нормативную базу, рост стоимости 1 км автомобильной дороги, связанный с ценообразованием в области дорожного строительства. Значительное увеличение расходов на содержание и ремонт автодорог в связи с передачей в государственную собственность ведомственных автомобильных дорог, принятых от лесников, нефтяников, газовиков и предприятий сельского хозяйства, также сказалось на развитии сети автодорог.

Значительный прирост протяженности автодорог пришелся на 90-е г., когда в государственную собственность было принято 2368 км автодорог. Безусловно, решение Правительства республики о принятии в государственную собственность автодорог, относящихся по своему статусу к автодорогам общего пользования, было весьма своевременным, поскольку процессы, происходившие в экономике страны в период 80–90-х годов прошлого столетия, не оставляли надежд на сохранение транспортной, в том числе и дорожной, инфраструктуры. Своевременно принятое решение позволило не только на треть увеличить протяженность сети государственных автодорог, но и предотвратить их дальнейшую деградацию и полное разрушение.

Приоритетными направлениями развития дорожного хозяйства Республики Коми являются: формирование новых автодорожных коридоров для обеспечения связей Республики Коми с соседними регионами Российской Федерации;  обеспечение устойчивого автотранспортного сообщения на территории Республики; улучшение транспортно-эксплуатационного состояния существующей сети автомобильных дорог и сооружений на них.

Формирование новых автодорожных коридоров для обеспечения связей Республики Коми с соседними регионами Российской Федерации. Для этого главными объектами нового строительства в последние годы и на ближайшую перспективу остаются автомобильные дороги Сыктывкар — Котлас — Архангельск (окончание участка, проходящего по территории республики, строительство которого запланировано в III квартале 2006 г.) и Сыктывкар — Кудымкар — Пермь с запланированным вводом в эксплуатацию в 2009 г.

Другим важнейшим направлением дорожного строительства является строительство автомобильной дороги Сыктывкар — Ухта — Печора — Усинск —Нарьян-Мар, являющейся составной частью Северного транспортного коридора автодорожного маршрута Санкт-Петербург — Медвежьегорск — Каргополь —Сыктывкар — Кудымкар — Пермь с подъездами к Воркуте, Салехарду, Соли-камску.

Правительство Республики Коми связывает со строительством этой автодороги активизацию разведки и разработки новых месторождений полезных ископаемых, развитие среднего и малого бизнеса, увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Автодорога Сыктывкар — Ухта — Печора — Усинск —Нарьян-Мар обеспечит круглогодичную автотранспортную связь двух городов и шести районных центров республики со столицей — г. Сыктывкаром.

Обеспечение устойчивого автотранспортного сообщения на территории республики. В центре внимания Правительства Республики Коми и Дорожного агентства Республики Коми (регионального государственного органа управления автомобильными дорогами общего пользования) остается автодорога Айкино — Кослан. Продолжение ее строительства позволит снизить социальную напряженность у жителей Удорского района, крайне недовольных отсутствием устойчивого выхода на республиканскую опорную сеть автомобильных дорог. Дорожно-строительные работы на этом региональном направлении позволят, упростив транспортную схему, обойти стороной аварийные участки, сделав маршрут более безопасным.

Не оставляют своим вниманием дорожники и перспективу продолжения строительства автомобильной дороги Сыктывкар — Ухта — Троицко-Печорск на участке Ухта — Троицко-Печорск — Комсомольск — Якша. Сегодня проектными организациями ведется корректировка проектно-сметной документации.

Строительство мостовых сооружений в г. Воркуте, г. Печоре с подчиненной ему территорией, Усть-Куломском и Усть-Цилемском районах позволит обеспечить безаварийное и безопасное движение транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования.

Улучшение транспортно-эксплуатационного состояния существующей сети автомобильных дорог и сооружений на них. В условиях крайне ограниченных финансовых возможностей республиканского бюджета Республики Коми дорожное агентство стало больше внимания уделять использованию современных инновационных технологий и материалов при проведении работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог. Так, в 2005 году впервые в республике была применена технология ремонта дорожной одежды методом холодной регенерации (ресайклером WR2500). Новый метод позволил снизить себестоимость работ по сравнению с традиционным ремонтом почти на треть. В Ижемском районе при устройстве водопропускной трубы хорошо зарекомендовала себя технология сборки трубы из гофрированных металлических конструкций диаметром 2,0 м.В 2006 г. будет освоена технология замены аварийных водопропускных труб методом горизонтального бурения, что позволит уйти от традиционного способа переустройства труб, связанных со строительством временных объездных дорог. Для увеличения межремонтных сроков сохранности дорожных одежд в 2005 г. была апробирована технология армирования существующих дорожных покрытий рулонными базальтоволокнистыми материалами. Впервые в практике ремонта верхних слоев асфальтобетонных покрытий использовалась специальная сетка для предотвращения проявления отраженных трещин старого покрытия на новом верхнем слое. Для обеспечения устойчивости подтопляемой части откосов земляного полотна на высоких насыпях в Усть-Цилемском районе была применена геотекстильная решетка с заполнением ячеек каменным и грунтовым материалом по слою нетканого материала.

В 2006 г. даст свою первую продукцию строящийся под Сыктывкаром завод по производству битумных эмульсий. С вводом его в эксплуатацию дорожное агентство рассчитывает на значительное улучшение качества ремонтных работ, снижение себестоимости и увеличение объемов дорожных работ уже в 2006 г.

В 2006 г. дорожное агентство утвердит проектно-сметную документацию на строительства в Княжпогостском районе (на базе Чинья-Ворыкского месторождения щебня) завода по производству минерального порошка, используемого в рецептуре приготовления асфальтобетонной смеси.

Автор: по материалам редакции
Дата: 30.07.2006
«Федеральный строительный рынок» № 53
Рубрика: ***




«« назад