Энергетических дел мастера
Электрическая энергия — это кровь современной индустриальной цивилизации. Она вырабатывается на электростанциях, распределяется по сетям и дает жизнь практически всей современной технике — от промышленной до бытовой. Чтобы эта система работала эффективно, ей нужно постоянное внимание со стороны специалистов. Компания «ЛЭР-Электросервис» и является таким «врачом» современной энергетики. ООО «ЛЭР-Электросервис» создано в 1999 г. на базе электрического цеха предприятия «Ленэнергоремонт», известного в электроэнергетике с 1944 г.и зарекомендовавшего себя в качестве высококвалифицированной ремонтной организации, имеющей богатый опыт ремонта всех видов вращающихся электрических машин на тепловых, атомных и гидроэлектрических электростанциях России и за рубежом. В системе «Лен-энерго» цех ремонтировал электрические машины на Киришской ГРЭС и Южной ТЭЦ с самого начала их существования, выполнял ремонты и модернизацию турбогенераторов ТЭЦ-7, ГРЭС-8, ТЭЦ-14, ТЭЦ-15, ТЭЦ-17. Можно уверенно сказать, что работы предприятия во многом определили последующую надежность электротехнического оборудования электростанций, входящих в настоящее время в структуру ОАО «ТГК-1» и «ОГК-6», способствовали повышению его эксплуатационной готовности. «Работники нашей компании, — рассказывает генеральный директор ООО «ЛЭР-Электросервис» Леонид Слиозберг, — имеют богатейший опыт, измеряющийся зачастую десятилетиями. Могу без преувеличения сказать, что для наших специалистов нет невыполнимых задач в той сфере, где работает компания». ООО «ЛЭР-Электросервис», продолжая и развивая традиции «Ленэнергоремонта», выполняет весь комплекс работ по ремонту и реконструкции различного электрооборудования, как для энергетических компаний, так и для промышленных предприятий, имеющих свои мощности. На электрических станциях и подстанциях РАО «ЕЭС России» и на других энергетических объектах осуществляются типовой и специализированный ремонты, а также все виды модернизации: В Санкт-Петербурге ООО «ЛЭР-Электросервис» располагает хорошей производственной базой для заводского ремонта транспортабельных электрических машин массой до 30 т: На своей производственной базе ООО «ЛЭР-Электросервис» также изготавливает и поставляет потребителям запасные части для турбо- и гидрогенераторов, для электродвигателей широкого диапазона мощностей: Поддерживая стабильно высокое качество на всех направлениях деятельности, на всю свою продукцию, а также на производимые работы, предприятие предоставляет гарантию. Высокому качеству выполняемых работ способствуют деловые контакты ООО «ЛЭР-Электросервис» с изготовителями электрических машин России и Украины, производителями электроизоляционных материалов и ремонтных компаундов России, Австрии, Германии. На предприятии постоянно внедряются новые технические решения, обеспечивающие эффективный ремонт и модернизацию обслуживаемого оборудования. ООО «ЛЭР-Электросервис» является партнером концерна «Силовые машины», активно участвуя во многих работах его филиала «Электросила» на электростанциях России и СНГ. «Деятельность компании не ограничивается Северо-Западом, — говорит Леонид Слиозберг. — Мы успешно работаем во многих регионах России, а также сохраняем традиции международного сотрудничества. К услугам нашего предприятия прибегают заказчики из Финляндии, Греции, Пакистана, Латвии, многих других стран». Только за последние 2 года ООО «ЛЭР-Электросервис» выполнял работы на электростанциях «Мосэнерго», Азербайджана, Финляндии и Греции, на Рижской ТЭЦ, на Киришской ГРЭС и Северо-Западной ТЭЦ, на электростанциях ТГК-1: на ТЭЦ-15 и ТЭЦ-22 филиала «Невский», на тепловой и гидравлических электростанциях Карельского филиала, при изготовлении новых турбогенераторов 200 и 300 МВт на «Электросиле». «Среди базовых принципов нашей деятельности, — продолжает Леонид Слиозберг, — гарантированное качество, надежность в выполнении взятых на себя обязательств, выстраивание долгосрочных партнерских отношений. Большинство компаний, обратившихся в «ЛЭР-Электросервис», после этого не ищут других специалистов в области электроэнергетики. Причем касается это как российских, так и зарубежных заказчиков». ООО «ЛЭР-Электросервис» в 2003 г. сертифицировано органом сертификации «ЭнСЕРТИКО» на право выполнения всех видов ремонтной деятельности на объектах электроэнергетики. ООО «ЛЭР-Электросервис» сохранило квалификацию и сумело подготовить новых специалистов, способных решать сложные технические задачи энергетики и проводить ремонты с высокими организационными показателями. «Кадры — это наша гордость, — завершает рассказ Леонид Слиозберг. — Богатый опыт, высокий профессионализм. Почти нет текучки. Поскольку масштабы деятельности компании постоянно увеличиваются, идет привлечение новых специалистов — как с опытом, так и молодежи, выпускников Политехнического университета. Работа — интересная, перспективная, достойно оплачиваемая, связанная с возможностью побывать во многих регионах России и даже за рубежом. Мы же, со своей стороны, оцениваем профессиональную подготовку, формируя команду настоящих мастеров своего дела». Немного подробнее остановимся на нескольких направлениях деятельности ООО «ЛЭР-Электросервис». Ремонт электродвигателей с изготовлением и заменой статорных обмоток На энергетических объектах эксплуатируется большое количество электродвигателей широкого диапазона мощностей напряжением 6 кВ. Их надежность определяется исходной конструкцией, условиями работы, техническим обслуживанием и качеством плановых ремонтов. Периодически из-за старения изоляции или в связи с другими причинами появляется необходимость замены статорных обмоток. ООО «ЛЭР-Электросервис» в своем цехе в Санкт-Петербурге выполняет работы по ремонту статоров электродвигателей. Обмотка изготавливается из нового обмоточного провода. Витковая и корпусная изоляция обмоток выполняется современными термореактивными электроизоляционными материалами, обеспечивающими высокую эксплуатационную надежность электродвигателей, их устойчивость к воздействующим факторам. Отработанные в течение многих лет технологические процессы, квалифицированный персонал, широкое использование средств механизации обеспечивают стабильность технологии и высокое качество работ. По желанию заказчика могут быть изготовлены резервные статорные обмотки. ООО «ЛЭР-Электросервис» ремонтирует также обмотки электродвигателей типа 4АЗМ и других, изготовленных по технологии «монолит». За многие годы в электроремонтном цехе отремонтировано более 1200 электродвигателей. Модернизация гидрогенераторов ООО «ЛЭР-Электросервис» выполняет работы по ремонту и модернизации гидрогенераторов отечественного и зарубежного производства. ООО «ЛЭР-Электросервис» изготавливает: Изготовленные статорные обмотки проходят строгий операционный контроль и по своему качеству не уступают, а в большинстве своем превосходят качество обмоток заводов-изготовителей гидрогенераторов. Этому способствует использование современных термореактивных электроизоляционных материалов типа «элмикатерм». Работы по замене статорной обмотки выполняются в условиях электростанций, а транспортируемые статоры в собранном виде или секторами массой до 30 т могут ремонтироваться в электроремонтном цехе предприятия в Санкт-Петербурге. ООО «ЛЭР-Электросервис» владеет уникальной технологией уплотнения стыков секторов сердечников статоров с использованием формующихся изоляционных материалов. Такая модернизация снижает вибрацию сердечников и, в конечном итоге, повышает надежность генераторов. Статорные обмотки и комплектующие запасные части к ним изготавливаются в согласованные с заказчиком сроки. Типовой (регламентированный) ремонт компанией выполнен на: каскаде Выгских ГЭС (Карелия, Россия): Маткожненской ГЭС, Ондской ГЭС, Выгостровской ГЭС, Беломорской ГЭС; каскаде Кемских ГЭС (Карелия, Россия): Путкинской ГЭС; каскаде Сунских ГЭС (Карелия, Россия): Пальеозерской ГЭС, Кондопожской ГЭС; каскаде Нивских ГЭС («Колэнерго», Россия): Нива ГЭС-2, Нива ГЭС-3; каскаде Пазских ГЭС («Колэнерго», Россия): ГЭС Раякоски, Борисоглебской ГЭС; каскаде Туломских ГЭС («Колэнерго», Россия): Верхне-Туломской ГЭС, Нижне-Туломской ГЭС; каскаде Ковдинских ГЭС («Колэнерго», Россия): Кумской ГЭС, Иовской ГЭС; каскаде Серебрянских ГЭС («Колэнерго», Россия): Серебрянской ГЭС; каскаде Разданских ГЭС (Армения): ГЭС «Арзни», Гюмушской ГЭС. Специализированный ремонт выполнен, в частности, на ГЭС Bajina Basta (Сербия), ГЭС «Джердап-2» (Сербия), ГЭС «Айтакоски» (Финляндия), ГЭС «Эмма» (Финляндия). На большинстве указанных генераторов выполнены также работы: Ремонт узла контактных колец роторов турбогенераторов Узел контактных колец ротора турбогенератора в процессе эксплуатации подвергается износу рабочей поверхности и старению изоляции. По сравнению с традиционным заводским способом замены изоляции предлагаемая технология отличается: Особенность технологии заключается в том, что изоляция с заданными размерами посадочных поверхностей изготавливается отдельно на оправке, имитирующей вал ротора в электроремонтном цехе предприятия. Оригинальный стык изоляционного цилиндра позволяет быстро и легко установить изоляцию на вал и собрать весь узел контактных колец. Эта технология успешно внедрена на турбогенераторах АЭС «Ловиса» (Финляндия) и Северо-Западной ТЭЦ. Другим направлением повышения эксплуатационной надежности узла контактных колец являются работы по совершенствованию рабочей поверхности колец. Как показал опыт специалистов компании, подтвержденный исследованиями кафедры электрических машин Петербургского политехнического университета, высокое качество токораспределения на щеточно-контактном аппарате обеспечивают контактные кольца со специальной нарезкой в виде встречных спиральных канавок, образующих ромбическую поверхность. Практика длительной эксплуатации таких контактных колец на турбогенераторах мощностью 220–500 МВт на Кольской и Ленинградской АЭС, на Киришской ГРЭС подтвердила целесообразность широкого использования такой конструкции. Модернизация уплотнений вала ротора турбогенераторов с водородным охлаждением Конструкция турбогенераторов с водородным охлаждением неразрывно связана с исполнением одного из главнейших узлов герметизации генератора — уплотнением вала ротора. Эксплуатация генераторов с торцовыми уплотнениями наряду с их положительными качествами выявила ряд недостатков, в т. ч. большую чувствительность конструкции к нарушениям режима маслоснабжения и качества сборки. Использование новых технических решений позволило создать новую конструкцию кольцевых (радиальных) уплотнений вала ротора с высокими эксплуатационными качествами. В уплотнении применена гидродинамическая центровка вкладыша относительно вала ротора и его разгрузка в осевом направлении, отсутствует прижатие вкладыша к валу. Преимущества кольцевых уплотнений: ООО «ЛЭР-Электросервис» имеет опыт проектирования и изготовления кольцевых уплотнений для турбогенераторов различной мощности. Для крупных турбогенераторов используются проекты ОАО «ЦКБ Энергоремонт». Модернизация уплотнений вала ротора выполнена на электростанциях: ТЭЦ комбината «Сланцы», Воркутинской ТЭЦ-2,Южной ТЭЦ «Ленэнерго», ТЭЦ-7 «Лен-энерго», ТЭЦ завода «Тулачермет». Стабилизация прессовки сердечника активной стали турбогенератора В процессе эксплуатации турбогенераторов усилие запрессовки сердечника активной стали может ослабляться. Эффективным способом восстановления усилия прессовки активной стали на первой и второй стадиях ослабления является дополнительно установка на стяжных призмах сердечника специальных пружинных устройств с заданным и регулируемым давлением. Пружинные блоки (аккумуляторы давления) устанавливаются без удаления статорной обмотки после местного ремонта зубцов и выполнения дополнительных работ, обеспечивающих доступ к месту установки устройства и подвижность нажимных плит сердечника. При критическом ослаблении крепления для принятия решения по установке аккумуляторов требуется комплексное обследование активной стали. Технология установки аккумуляторов давления имеет свои особенности, которые заключаются в соблюдении мер по недопущению попадания частиц обрабатываемых стальных деталей в статорную обмотку (в пазовую и лобовую части). ООО «ЛЭР-Электросервис» имеет большой опыт ремонта активной стали и установки аккумуляторов давления на турбогенераторах ТВВ-220-2 и ТВВ-320-2.Модернизация статоров выполнена на: ТЭЦ-22 «Ленэнерго», Киришской ГРЭС, ТЭЦ-25 ОАО «Мосэнерго», ТЭЦ-22 ОАО «Мосэнерго», Кольской АЭС, Нововоронежской АЭС, Конаковской ГРЭС, Азербайджанской ГРЭС (Азербайджан), АЭС «Ловииса» (Финляндия), ТЭС «Кардия» (Греция), ТЭС «Аминдеон» (Греция), ТЭС «Гуду» (Пакистан).
турбогенераторов;
гидрогенераторов;
синхронных компенсаторов;
электродвигателей переменного тока;
машин постоянного тока.
машины постоянного тока, включая возбудители турбогенераторов, с заменой обмоток и коллекторов;
электродвигатели напряжением до 10 кВ с изготовлением и заменой статорных обмоток;
вкладыши масляных уплотнений валов роторов турбогенераторов с водородным охлаждением.
статорные обмотки;
контактные кольца, в т. ч. с ромбической рабочей поверхностью;
подбандажную изоляцию для роторов турбогенераторов;
бандажные и центрирующие кольца;
аккумуляторы давления для стабилизации усилия запрессовки активной стали турбогенераторов мощностью 200–300 МВт;
регуляторы давления масла и др.
Важной особенностью этих работ является полное обеспечение объекта запасными частями, изготовленными на производственной базе заводского ремонта предприятия.
стержневые и катушечные статорные обмотки с изоляцией класса F;
пазовые клинья;
детали крепления обмоток статоров в лобовой части;
стеклотекстолитовую корпусную изоляцию полюсов ротора.
по ремонту стыков сердечников активной стали по уникальной ремонтной технологии;
по замене изоляции полюсов обмоток роторов (новая корпусная изоляция изготовлена предприятием).
ООО «ЛЭР-Электросервис» разработаны технологии ремонта узла контактных колец различного конструктивного исполнения, в т. ч. на замену изоляции контактных колец диаметром 320 мм, имеющих посадку на вал без промежуточной втулки.
высоким качеством и эксплуатационной надежностью;
возможностью выполнения в станционных условиях, как на выведенном роторе турбогенератора, так и на заведенном;
хорошей технологичностью, в т. ч. отсутствием необходимости проточки изоляции после установки ее на валу;
малым временем замены изоляции, что особенно ценно при выполнении непланового ремонта узла контактных колец;
сравнительно малыми затратами на выполнение работ.
упрощение схемы маслоснабжения;
устойчивость к нарушениями режимов маслоснабжения;
отсутствие залповых выбросов водорода при незначительном снижении давления уплотняющего масла;
минимальные повреждения при грубых нарушениях режимов маслоснабжения;
высокая пожаро- и взрывоустойчивость.
Автор: по материалам редакции Дата: 30.07.2006 «Федеральный строительный рынок» № 53 Рубрика: *** |