Тульская область – не только пряники и самовары
Тула может быть по праву названа столицей российской оборонной промышленности — для «оборонки» этот город примерно то же, что Челябинск для атомщиков или Самара для авиаторов. Учебные заведения, сильные инженерные и математические кафедры, мощный и сохранившийся в работоспособном состоянии промышленный комплекс — все это делает Тульскую область одним из «наукоградов-технопарков», опорным пунктом развития новой российской промышленности. Специализированное оборудование для создания дорожного полотна и конструкций метротоннеля в 14-метровом тоннеле, пройденном в Серебряном Бору в Москве, было в кратчайшие сроки выпущено на Скуратовском экспериментальном заводе. О предприятии, реализации заказа метростроевцев и о стратегии развития рассказывает директор завода, кандидат технических наук Виктор Васильевич АНТИПОВ. В нужное время и в нужном месте — История завода насчитывает уже более полувека. Он возник на базе одного из угледобывающих предприятий подмосковного угольного бассейна. Первоначальной задачей был ремонт горно-шахтного оборудования. Постепенно завод развился до уровня предприятия, на котором начали изготавливать опытные образцы проходческой техники. Новые машины испытывались в непосредственной близости от места изготовления, дорабатывались и затем запускались в производство на серийных заводах — Копейском, Воронежском, Ясиноватском и других предприятиях СССР. Немало делалось на Скуратовском заводе и для нужд «Метростроя» — это проходческие щиты, бетонодоставочное и приготовительное оборудование, толкатели, крепеустановщики и ряд других машин и приспособлений. В начале 1990-х объемы добычи угля и строительства тоннелей существенно сократились, и, как следствие, многие наработанные связи были утрачены. Нам пришлось искать новые рыночные ниши, но, тем не менее, основной потенциал и направление работ были сохранены. И когда в стране вновь началось оживление на строительстве транспортных тоннелей, старые связи позволили возобновить сотрудничество с метростроевцами. В какой-то мере помог случай: в ходе одного из предварительных заседаний штаба строительства Серебряноборского тоннеля, куда был приглашен в том числе я, встал вопрос: где изготовить механизированное оборудование и оснастку для бетонирования конструкций дорожного полотна в тоннелях большого диаметра. Уже имелся опыт строительства тоннеля в Лефортово, где данную задачу решили с помощью немецкого оборудования. Однако конструкции Серебряноборского тоннеля отличались от конструкций в Лефортово, и, как следствие, требовалась иная технология строительства, которую разработал «Метрогипротранс». Кроме того, возник вопрос — как успеть изготовить оборудование, чтобы уложиться в сжатые сроки строительства, и в то же время избежать излишних затрат. Взвесив возможности завода, я выступил с предложением о нашем участии: мы могли выдать первые машины через четыре месяца, тогда как зарубежные производители запрашивали вдвое больший срок. Дело в том, что технология позволяла ввести комплекс по частям, а значит, метростроевцы могли начать работу, не дожидаясь готовности полного комплекта оборудования. Всего в состав комплекса вошло семь единиц механизированных платформ с манипуляторами и перестановщики опалубки, опалубочное оборудование и щиты опалубки. С их помощью осуществляется монтаж каркасов, установка и перемонтаж опалубочных щитов, подача бетона и перестановка оснастки в пролетах тоннеля. Наше предложение было принято. В связи с короткими сроками работы по разработке и изготовлению комплекса оборудования, начиная с октября месяца, пришлось вести параллельно, и в конце февраля первые агрегаты поступили на стройку. Полная поставка комплекса была завершена в августе 2005 г. Таким образом, в сжатый срок были проведены: разработка рабочего проекта, изготовление, сборка, заводские испытания, затем поставка на объект и испытания в условиях реального строительства. В настоящее время документы на комплекс переданы в Ростехнадзор для оформления «Разрешения на применение» этого оборудования на опасных производственных объектах, к которым относятся подобные тоннели. Таким образом, завод положительно зарекомендовал себя и убедил ключевых заказчиков в том, что мы сохранили и наращиваем потенциал. — Такие слова могут сказать о себе далеко не все машиностроительные предприятия. Что позволило сохранить завод и клиентов? — В Туле находится целый ряд организаций и предприятий промышленности. Мы взаимодействуем с заводами военно-промышленного комплекса, научными и образовательными учреждениями. В первую очередь это Тульский государственный университет, а также горные учебные заведения. Сохранили связи и с ЦНИИПодземмашем — головным предприятием по разработке горнопроходческой техники, а также другими заводами РФ. Удалось удержать основное ядро нашего коллектива — инженеров и квалифицированных рабочих. Хотя вначале отток специалистов чувствовался, при росте загрузки многие вернулись. С ростом загрузки пришлось усилить собственный конструкторский отдел для усиления возможностей по разработке нового оборудования. Освоены современные программы «плоского» проектирования, внедряются и системы трехмерной разработки. На предприятии есть специалисты, которые методом конечных элементов могут рассчитать сложные конструкции, в том числе такие, как оболочки щитов. Запас прочности по всем ответственным конструкциям для Серебряноборских тоннелей рассчитан с помощью этих программ. В настоящее время численность нашего конструкторского отдела — примерно 20 специалистов, при необходимости она будет увеличена. В частности, в этом году приглашаем на работу в отдел молодых специалистов. Многие задачи решаем с привлечением конструкторов из сторонних организаций. — Обычно российские предприятия жалуются на изношенность оборудования. Каковы сегодня производственные возможности завода? — Так как наш завод специализировался не на серийных, а на изготовлении опытных образцов, у нас в основном применяется универсальное оборудование — координатные, расточные станки и им подобные. Мы осуществляем их плановый ремонт в соответствии с графиком и таким образом поддерживаем оборудование в рабочем состоянии. При необходимости можем самостоятельно изготовить специализированный инструмент. Наращиваем производительность заготовительного оборудования, для чего переходим на плазменный раскрой металла. Также в нашем распоряжении имеются литейное, термическое, гальваническое отделения, ТВЧ установки. Существенно переоснащены сварочные посты — внедрены полуавтоматические установки по сварке в среде защитных газов. Должен отметить, что очередной плановый шаг в переоснащении предприятия позволил выполнить в том числе и заказ «Мосметростроя». Регулярные задачи — Такой объект, как Серебряноборские тоннели, возникает не каждый год. Какие регулярные задачи позволяют обеспечить коллектив загрузкой? — Мы стали специалистами в области изготовления строительных металлоконструкций, получили необходимые лицензии. Сегодняшняя тенденция, которая докатилась в том числе до регионов, — строительство каркасных зданий с последующей отделкой панелями или кирпичом. Такие здания, изготовленные у нас на заводе, уже построены как в Туле, так и в других городах. Сохраняем сотрудничество с предприятиями оборонного комплекса, в том числе для проведения опытно-конструкторских работ. Совместными усилиями выполнили заказ по изготовлению оборудования для плавучего земснаряда, работающего в Бельгии на углублении портовых акваторий, — распределительное вводное устройство для подачи воды высокого давления. Периодически принимаем заказы на изготовление стендовых плит, стапелей. Одно из важнейших направлений —изготовление машин для закрепления грунтов. Это небольшие буроинъекционные станки, производство которых практически налажено как серийное. Недавно мы сдали двухсотый по счету образец одной из наиболее востребованных модификаций. Именно станки нашего производства для закрепления грунтов по технологии Jet Grounding поставлены и для строительства сбоек в Серебряноборских тоннелях. Другой из ответственных объектов, где сегодня применяются наши станки, — закрепление грунтов на реконструкции Екатерининского дворца в Царицыно. Особое отличие нашего оборудования — компактность, что позволяет производить работы из подвальных помещений. Несмотря на активную работу на данном рынке как зарубежных, так и отечественных производителей данной техники, рынок перед нами практически открыт — по некоторым позициям наша продукция выигрывает перед импортными аналогами по цене в три раза. Еще одно направление работы — это серийный выпуск бурошнековых машин для бестраншейной прокладки коммуникаций. Это сравнительно простое оборудование также существенно привлекательнее зарубежных предложений по цене и востребовано сегодня в городах для реконструкции коммунальных сетей, в основном самотечной канализации: при проколе длиной до 30 м отклонение не превышает 1 см. Диаметры прокладки коммуникаций — до 600 и до 1500 мм. Одна из задач, которую нам пришлось решить для отладки такого рода продукции и для обучения покупателей, — это формирование подразделения, которое ведет подрядные работы в Туле, используя произведенное на заводе оборудование. Это позволяет нам иметь обратную связь, постоянно работать над усовершенствованием изделий. — Разрабатывается ли программное и техническое обеспечение для автоматизации буровых режимов на этих станках? — Да, такие работы нами тоже ведутся. Электроприводы с частотным регулированием, которые применяются в наших машинах, позволяют управлять процессом бурения. Для автоматизации мы используем промышленные контроллеры, в частности Siemens. В работе по автоматизации этих машин нам помогает опыт, накопленный в ряде совместных опытно-конструкторских работ по заказу организаций оборонной промышленности. Русский щит? — Вы будете ориентироваться на серийное производство сравнительно несложных изделий или на опытную разработку и изготовление уникальных машин? — Это равнозначные для нас направления. Работать над изготовлением опытных образцов позволяет наш разносторонний коллектив — даже многие сборщики имеют у нас высшее образование, они фактически соучаствуют в конструкторской работе. Но в то же время работа над единичными образцами не дает регулярной загрузки, поэтому нам необходимо осваивать и серийное производство — оно позволяет предприятию более стабильно переживать время, когда работа над уникальными изделиями не ведется. Одно из перспективных для нас направлений — вновь набирающее обороты тоннелестроение. Именно это направление строительства может стать регулярным заказчиком специального оборудования — различных блоко-укладчиков, толкателей, станционных комплексов. Немало задач предстоит как по реконструкции имеющихся метростроевских машин, так и по изготовлению новых, соответствующих изменившимся технологиям подземного строительства. — По силам ли сделать щит с гидропригрузом? — Технологические возможности это позволяют, и дело за проектно-конструкторской работой. Если раньше данные задачи решались крупными проектными организациями, сегодня их потенциал нужно восстанавливать. Но при наличии разработанного технического проекта мы можем создать оборудование такого рода — на заводе есть опыт проектирования и изготовления щитов, правда, с открытой головной частью, диаметром до 11 м. Это станционные комплексы и щиты для наклонных эскалаторных выработок. Правда, пытаться изготовить всю сложную технику самостоятельно, в пределах единой площадки, сегодня не нужно — требуется разумная кооперация с другими заводами, которые качественно изготавливают комплектующие — гидравлику, электропривода. Главная же функция, которую может взять на себя наш завод, — это ко-ординация цепочки предприятий, оптимизация состава комплектующих по принципу «соотношение цены и качества», изготовление необходимых оригинальных элементов изделий. Именно по такому принципу строится сегодня промышленное производство в развитых странах.
Автор: по материалам редакции Дата: 27.06.2006 «Федеральный строительный рынок» № 51 Рубрика: *** |