Публикации »

Практически все затраты сбалансированы

Работа в недрах или в иных экстремальных условиях чревата непредсказуемостью. Однако результат для строительной компании должен быть предсказуемым — то есть не отрицательным в экономическом отношении. Первый заместитель генерального директора ОАО «Мосметрострой» Е. И. КАШИН курирует вопросы экономики строительства —как ценообразование, так и оптимизацию распределения сил на строительстве общепризнанного объекта особой сложности — Серебряноборских тоннелей.

–Работы на строительстве тоннеля в Серебряном Бору очень сложны технически, зачастую уникальны. Многие работы производятся впервые и могут не повториться. Так, известно, что большой щит Herrenknecht работал и в Гамбурге, и в Лефортово. Опыт работы в Германии доступен для нас лишь в передаче зарубежных специалистов, что же касается Лефортово, тоже, казалось бы, московской территории, там были другие горно-геологические условия. Следовательно, в Серебряном Бору пришлось подбирать другую конструкцию и компоновку режущего инструмента, по-иному выстраивать работу сепарационного комплекса. Кроме того, в составе серебряноборского проекта есть задачи, которые не выполнялись вообще никогда. В частности, уникальна технология устройства сбоек между основным и сервисным тоннелями, когда весь комплекс работ по заморозке и горизонтальному закреплению грунта осуществляется изнутри тоннеля. Осуществить их строительство непросто как с чисто инженерной, так и с организационной точки зрения: только кажется, что диаметр в 14 м — это много. На самом же деле организовать параллельную работу нескольких участков с движением техники и материалов весьма непросто.

Чтобы решить эту задачу, должен быть определен оптимальный подбор комплектующих, оборудования, участников строительства. Например, детальная проработка вопроса о приобретении наиболее подходящего вентиляционного оборудования делегирована СМУ-4 «Метростроя», нашему ведущему исполнителю такого рода задач. Мы как лидеры консорциума предприятий контролируем корректность принимаемых решений. Хотя «Метрострой» представляет собой огромный производственный комплекс и почти все задачи мы могли бы выполнить собственными силами, такая самодостаточность не всегда оправдана. Поэтому мы распределяем работу субподрядчикам, понимая, что специализированные организации могут выполнить некоторые узкие задачи лучше, технологичнее и в итоге эффективнее. В результате чего мы получаем выигрыш и в организации труда, и в качестве исполнения.

— А если субподрядчики не укладываются в сроки?

— Есть вещи объяснимые, а есть необъяснимые. Понятно, когда подрядчик временно выбивается из графика при морозе больше минус 30 или если геология отличается от ожидавшейся. Для этого и ведутся работы по оперативному управлению строительством, с налаженной системой обратной связи. И если система управления обнаруживает, что кто-то из субподрядчиков начинает давать систематический сбой на ранних «стадиях подлета» к реальным трудностям, управленческое воздействие не заставит себя долго ждать.

— Евгений Иосифович, насколько сложно достичь договоренности по финансированию уникальных работ с субподрядчиками?

— Немаловажная задача при проведении уникальных работ — определение и согласование единичных расценок на производство работ, данный порядок был узаконен еще в системе советских СНиП. Хотя сегодня эти документы, к счастью или к сожалению, имеют рекомендательный характер, они остаются единственной действенной нормативной базой. Еще во времена СССР СНиПами предусматривался различный уровень непредвиденных затрат при разных видах работ. На уникальных объектах, к которым, без сомнения, относится и комплекс Серебряноборских тоннелей, разрешено предусматривать существенные затраты. Опираясь на факты и аргументированные доказательства, подрядная организация имеет право и должна получать у заказчика средства на преодоление непредвиденных обстоятельств. К ним, в частности, относится уточнение горно-геологических условий. Или другой пример: некоторое время при производстве работ в Москве стояла аномально низкая температура, до 37 0Сниже нуля. При проведении бетонирования должен выдерживаться тепловлажностный режим. Как следствие, начальник производства работ обязан усилить режим обогрева, установить или усилить тепляки. В линейном случае тепляки позволяется держать над конструкцией при производстве бетонных работ и потом, на 7–10-дневный период прогрева, после чего они должны демонтироваться. Если же начальник строительства предпочитает оставить их, чтобы люди могли работать в комфортных условиях, то платить за это должна уже подрядная организация. Но в случае аномально низкой температуры тепляки должны монтироваться еще при подготовке к бетонировке и оставаться над конструкциями после прогрева: последствия промерзания оснований могут повлиять на качество строительства. Это лишь один из примеров непредвиденных затрат.

— Как в этой ситуации отследить искусственную «игру на повышение» — преувеличение трудностей с целью увеличить финансирование? И отличить наигранные ситуации от реальных форсмажоров?

— Средства находятся в распоряжении заказчика строительства, и контроль за процессом проведения работ ведется в том числе инженерами службы заказчика. К постоянному наблюдению за процессом строительства привлекаются и представители проектной организации, не говоря о ряде контролирующих организаций. Однако изначально подобрать идеальные решения, находясь «на берегу» и не погрузившись в проходку, практически невозможно. Например, горизонтальное закрепление грунтов, которое потребовалось нам при работе на сбойках, всегда представляло «вещь в себе», а технологии Microdur и другие аналогичные решения внедрены у нас сравнительно недавно. Изначально проектом предлагалось использовать технологию Microdur, составлявшую немалую часть сметы. Мы сами настояли, чтобы на некоторых сбойках эта технология была заменена более дешевой, но более подходящей в реально встреченных условиях. Такие ситуации являются вполне ожидаемыми, и думаю, что могут быть отнесены к непредвиденным обстоятельствам. Потому что одно дело — прорисовать в проектных наработках теоретическую возможность применения метода, и совсем другое —получить отрицательный результат, настояв на реализации неподходящего решения. Перед нами стоят жесткие временные рамки, и заказчик не будет расспрашивать нас о сложностях работы, если объект не будет сдан в срок.В этой ситуации нормально, что зачастую мы идем на дополнительные затраты ради выигрыша во времени.

— Вероятно, дотошный заказчик в любом случае ищет резервы снижения стоимости строительства. Но ведь при формировании специальных расценок речь идет о повышающих коэффициентах?

— На данном объекте все настолько очевидно и прямо, процесс проходки регламентирован и прозрачен, так же как стоимость конструкций, техники, уровень зарплат, что главная задача —поместиться в отведенную на объект сумму. На то и существует тендер. Есть такие статьи затрат, которые, казалось бы, можно исключить. Но практически все затраты сбалансированы. Например, такая статья затрат, как привлечение зарубежных специалистов: оно осуществляется не скажу в минимальном, но в оптимальном количестве —уже меньше, чем на строительстве Лефортовского тоннеля. Но полностью отказаться от консультаций Vinci иHerrenknecht мы не можем, потому что это ведущие инженерные компании, и их опыт по строительству таких объектов аналога не имеет. Благодаря сотрудничеству с их инженерами мы можем опереться в том числе на лучший мировой опыт.

Автор: по материалам редакции
Дата: 27.06.2006
«Федеральный строительный рынок» № 51
Рубрика: ***




«« назад