Публикации »

Северо-Европейский газопровод: идет подготовка трассы

Проект строительства Северо-Европейского газопровода (СЕГ) вызывает немалую озабоченность природоохранных организаций стран Балтийского моря, а также политических и общественных кругов. Одной из причин этой обеспокоенности являются таящиеся на дне моря опасности техногенного происхождения, к которым относится и затопленное после Второй мировой войны химическое оружие. Эта тема стала одной из главных и на VII международном экологическом форуме «День Балтийского моря», состоявшемся в Санкт-Петербурге.

Проект строительства Северо-Европейского газопровода имеет огромное международное значение.В 2000 г. решением комиссии Евросоюза по энергетике и транспорту этому проекту был присвоен статус TEN (Трансевропейские сети). В сентябре 2005 г. главы трех крупнейших энергетических концернов Европы — ОАО «Газпром», BASF AG и E.ON AG — подписали соглашение об условиях реализации проекта строительства СЕГ, а в декабре было создано совместное российско-германское предприятие North European Gas Pipeline Company (NEPG) — оператор по реализации морского участка трассы газопровода.

Как отмечалось в ходе форума, Северо-Европейский газопровод будет состоять из двух параллельных ниток трубопроводов, которые должны пройти от бухты Портовой близ г. Выборга Ленинградской области до побережья Германии (бухта Грайфсвальд). Первую нитку газопровода планируется ввести в эксплуатацию уже в 2010 г. В дальнейшем планируется проложить ветку через Нидерланды до Великобритании.
О том, как идет подготовка морского дна под прокладку газопровода и мерах, которые будут предприняты для его надежной эксплуатации, рассказал заместитель начальника департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа ОАО «Газпром», к. т. н. Сергей СЕРДЮКОВ. Он ответил на многочисленные вопросы журналистов, в числе которых была и корреспондент нашего журнала.

— Сергей Гаврилович, что предполагается сделать на этапе подготовительных работ?

— Все работы разделены на две части. На первом этапе планируется в течение 2006–2007 гг. провести инженерно-геологические изыскания и подготовить трассу. Это очень большой комплекс работ, включающий мероприятия по экологии и прохождение процедуры оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). Все риски будут рассмотрены на двух уровнях — национальном, с которого мы и начнем, и трансграничном.

Следующий этап — собственно реализация проекта, то есть укладка трубопровода на всем протяжении трассы. Эти работы начнутся в 2008 г.

Две нитки будут транспортировать в год 55 млрд. куб. м газа.

Все участники проекта понимают, насколько сложна задача. Северо-Европейский газопровод — это уникальный проект, экстрим-проект. Но он может быть реализован без ущерба для Балтийского моря, имеющего особый статус: ведь вокруг него располагаются девять стран — по сути, коммунальная квартира. Трасса СЕГ пройдет в территориальных водах России и Германии, а также в исключительных экономических зонах России, Финляндии, Швеции, Дании и Германии. Поэтому для реализации проекта требуется согласие всех стран. Однако строительство газопровода является взаимовыгодным предприятием: ведь он обеспечит устойчивое развитие экономик стран Западной Европы на основе бездефицитного газоснабжения. СЕГ — это новый энергетический мост в Европу, чьи потребности в энергии растут. А газ — это экологически чистая энергия, и его потребление ежегодно увеличивается.

— Какие работы предстоит провести на трассе СЕГ?

— Начиная с 1997 г. были проведены различные научные исследования, на основе которых определен примерный маршрут газопровода. Без наработок ученых была бы невозможна реализация проекта. Ведь Северо-Европейский газопровод имеет очень большую протяженность, и мы обязаны дать многовариантное решение, на основе которого будет принято решение базовое. Мы уже знаем, как выглядит морское дно на всем протяжении будущего газопровода с шириной полосы в 2 км. Мы обследовали ее и получили картину, где находятся все крупные предметы, которые надо обойти: затонувшие корабли, упавшие самолеты, тралы, крупные рыболовецкие снасти. Все предметы длиной более 4 м уже известны. Трасса газопровода не будет приближаться к ним, она пройдет на безопасном от них расстоянии. Ведь любое воздейстие на газопровод может привести к его повреждению. Теперь нужно детально обследовать полосу строительных работ шириной минимум 170 м, внутри которой и будут уложены две нитки трубопровода.

Отдельная тема — захоронение химического оружия. Его производилось много, и хотя во Второй мировой войне оно не использовалось, его запасы, по решению стран-победительниц, после окончания войны были отправлены на дно Балтийского моря. Некоторые захоронения уже потеряли упаковку. Поэтому по всей трассе планируем впервые взять пробы придонных вод для проведения их лабораторного анализа. До сих пор исследование придонных вод ни разу не проводилось, так что наши результаты будут полезны для «ХЕЛКОМ», которая сможет требовать, чтобы в будущем строительные работы производились только в условиях чистой воды, не загрязненной боевыми отравляющими веществами. Будут взяты также пробы грунта из придонных отложений.

Таким образом, нынешний и будущий годы мы отводим на работы по доисследованию дна моря. В этом году планируем изучить подробно трассу длиной 1 200 км на обеих нитках СЕГ, чтобы обнаружить все предметы массой в1 кг и более. Полученные данные будут закартографированы. Далее необходимо будет решить, как поступать с этими предметами и боеприпасами. Разработан регламент по их обезвреживанию, и его надо согласовать со всеми пятью странами, территории которых затрагиваются этой стройкой. Это будет сделано впервые, так как до сих пор никаких нормативных документов по уничтожению взрывоопасных предметов не существовало. Однако масштаб СЕГ таков, что нужен единообразный подход. Поэтому когда будет полная картина, какие боеприпасы и в каком объеме лежат на дне моря, будем проводить международные симпозиумы и решать, каким образом расчищать трассу СЕГ. Тогда можно будет планировать затраты ЕС на создание чистых зон: ведь состояние Балтийского моря важно для всех.

Главный принцип, который будет поставлен во главу угла при проектировании газопровода, — максимально удалиться от всех опасных захоронений, лежащих на дне моря, бывшего ареной боевых действий в течение двух мировых войн. Сейчас мы только догадываемся о том количестве боеприпасов, которое оно содержит.

Одним словом, при прокладке трассы мы обязательно обойдем районы с затопленным химическим оружием, места жизни тюленей и нерестилищ рыбы, а также районы природных территорий.

— А насколько может быть опасен для Балтики с ее хрупкой замкнутой экосистемой сам будущий газопровод?

— Современные металлургические технологии таковы, что позволяют произвести очень надежные материалы —высокопрочные стали. Накоплен обширный опыт использования подвод-ных трубопроводов, суммарная протяженность которых составляет более 10 тыс. км. Статистика их эксплуатации показывает высокую надежность. Случаев повреждения подводных трасс не зафиксировано.

При строительстве Северо-Европейского газопровода мы применим высокопрочные стали и усиленную полипропиленовую изоляцию от коррозии. Кроме того, вся труба будет помещена в прочную бетонную армированную оболочку. В результате конструкция приобретет очень высокую надежность и большой запас прочности. Так, если заводская труба весит 18 т, то подготовленная к укладке будет весить уже 38 т.
Подводный газопровод будет иметь еще активную и пассивную электрохимическую защиту. Такой трубопровод можно эксплуатировать не менее 50 лет.

— Каким образом будет осуществляться укладка трубы?

— Имеются специализированные судна-трубоукладчики, способные автономно работать в море в течение нескольких месяцев. Это важно, поскольку технология работ такова, что суда не могут покинуть ту трубу, которую укладывают.
Есть еще суда четвертого поколения с динамическим позиционированием, и хорошо было бы применить их. Они не используют якори вообще и осуществляют точное позиционирование благодаря наличию многих приводов.

Вобще при реализации проекта СЕГ есть возможность использовать самые новейшие современные средства.

— Насколько открытым для общественности будет процесс строительства газопровода?

— «Газпром» ведет видеолетопись с первого дня работ на Балтийском море, весь отснятый видеоматериал будет доступен и для европейцев, и для отечественных специалистов. Телевидение Германии ведет свои съемки, и российскому телевидению тоже надо подключаться, чтобы показывать жителям нашей страны и всего Балтийского региона, как строится Северо-Европейский газопровод. Кстати, доступ для прессы на объекты строительства будет открытым даже во время проведения монтажных работ.

***

В ходе форума было особо подчеркнуто, что при определении конструктивных особенностей и выборе технических решений для строительства СЕГ принимались во внимание результаты расчетов газопровода на прочность, устойчивости трубопровода на дне, допустимых длин свободных пролетов и общей целостности и надежности сооружения. Выбранные конструктивные особенности и технические решения соответствуют стандартам DNV (Det Norske Veritas). Для обеспечения экологичности строительства и эксплуатации системы СЕГ предусматривается соблюдение требований:
-  российского и международногозаконодательства, международных соглашений, стандартов, правил и инструкций;
-  специфики региона прохождения трассы.

Автор: Ольга Лоскутова
Дата: 28.06.2006
«Федеральный строительный рынок» № 52
Рубрика: ***




«« назад