Публикации »

ФГУП «НИИП Градостроительства»: еще раз о «Прирастании Сибирью»

С советских времен ФГУП «НИИПГрадостроительства» специализируется на научно-проектных работах в районах со сложными социально-экономическими и экстремальными природными условиями.

О том, как сегодня создается одна из важнейших для страны программ федерального значения «Стратегия территориальной организации расселения зоны Крайнего Севера и Арктики», нам рассказывает директор Научно-исследовательского и проектного института по разработке генеральных планов и проектов застройки городов, кандидат технических наук Андрей Дорофеевич ЛАППО.

–Скажите, каким образом предшествующие разработки влияют на формирование и содержание нынешней «Стратегии…»?

— Многолетняя практика научно-проектных разработок по регионам Северо-Запада, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока способствовала формированию государственной градостроительной политики с предложениями по оптимальной структуре расселения, в которой учитываются требования по сохранению экологического равновесия и созданию благоприятных условий жизнедеятельности коренного и пришлого населения.

Эти предложения реализовывались при разработке программных документов по жилищно-гражданскому строительству последовательно для Госгражданстроя, Госстроя СССР, Госстроя РСФСР (Программы «Север — 2005…, 2010…, 2015»). Уже в период перестройки «Схема расселения Западно-Сибирского нефтегазового комплекса» с предложениями по внедрению вахтового метода была утверждена Постановлением Совета Министров РФ, отмечена правительственными наградами, внедрена в градостроительную документацию и реализована в конкретном строительстве Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов.

В «Стратегии территориальной организации расселения зоны Крайнего Севера и Арктики» содержится наше понимание о приоритетах и регламентах освоения, базирующееся на опыте работы института по регионам и Северу в целом. В основу заложен принцип устойчивости пространственной организации — сбалансированного развития природной, экономической, социальной, этнической и экологически безопасной систем. Выбран сценарий стратегического градостроительного освоения Крайнего Севера и Арктики, обеспечивающий надежное градостроительное освоение территорий с приоритетом решения государственных и региональных задач.

— Говоря о региональных задачах, Вы, вероятно, учитываете, что разные северные территории имеют свои местные особенности?

— Нами предложены методические подходы, которые эти особенности учитывают.  Специфическим направлением в каждой концепции является градоэкономическое зонирование территории с выбором населенных мест — точек и зон активизации градостроительной и хозяйственной деятельности и инвестиционных потоков. Предложения по оптимизации численности населения выполнены на базе сбалансированной структуры занятости для различных типов поселений.

Примером экспериментального проекта планировки и застройки является вахтовый жилой поселок на Ямбургском газовом месторождении — единственное поселение, построенное за Полярным кругом по индивидуальному проекту при авторском надзоре коллектива института.

Однако на повестке дня — продолжение работы по решению крупнейших проблем, по территориальной организации Севера. Необходимо упорядочивать миграционные потоки, направлять их. Должно быть принято в расчет имеющееся население и существующие производственные базы. Их надо реконструировать или закрывать, а население переучивать и оставлять на том же месте либо куда-то переселять. Не секрет, что сейчас есть умирающие поселения, а есть и такие, где срочно требуется приток рабочей силы.

— Сегодня, Север воспринимается в первую очередь как источник сырья, и эта реальность, наверняка, учитывается в ваших разработках?

— Безусловно, территории Севера осваиваются в первую очередь благодаря огромному ресурсному потенциалу — нефть, газ, цветные металлы, уголь и т. д., а потому формирование градостроительной политики включало разработку методик по внедрению вахтового и экспедиционного методов организации работ. Предложения по внедрению данных методов являлись составной частью градостроительной документации, где система «базовый город — вахта» определяла территориальные возможности по распределению функций и связей и отраслевых социальных заказов по внедрению методов при разработке каждого месторождения.

— Учитывая сегодняшнюю демографическую ситуацию, нет ли опасности, что со временем на Севере вообще не останется постоянных населенных пунктов?

— Опасения по поводу того, что вахтовые поселки могут вытеснить стационарные поселения, беспочвенны, т. к. у городов и вахтовых поселков совершенно разные функции. Вахтовые поселки существуют для добычи сырья на определенных месторождениях, города же со своей инфраструктурой (транспорт, энергетика, информационно-технологические связи, строительство) способны обслужить множество разных объектов на месторождениях в силу универсальности собственных функций. При этом необходимо отметить, что в базовых городах сосредотачивается такая инфраструктура, без которой невозможно дальнейшее освоение территорий. Проблема заключается в отборе населенных мест, способных выполнять базовые инфраструктурные задачи. Таких городов не должно быть много.

— Предусматривается ли в «Стратегии…» возможность и необходимость восстановления предприятий обрабатывающей промышленности?

— В связи с тем, что после распада СССР три четверти территорий России относятся к северным, ответ на вопрос о развитии или реанимации предприятий обрабатывающей промышленности неоднозначен. Все определяют место, время и необходимость в этих предприятиях. Для каждого региона есть своя специфика решения вопроса.

— Насколько важным для северных регионов является развитие транспортной инфраструктуры?

— Транспортная инфраструктура существует не только для осуществления грузовых и пассажирских перевозок, в планировочной организации территорий это — каркас системы, и чем он надежнее и имеет замкнутую структуру, тем устойчивей территория. В наших разработках по схемам территориального планирования этому вопросу уделяется особое внимание, т. к. «прирастание Сибирью» возможно только при устойчивом и взаимосвязанном каркасе территорий России.

— «Прирастание Сибирью», как правило, отражается на интересах коренных северных народов…

— Все без исключения мероприятия по градостроительной политике связаны с необходимостью сохранения среды проживания и воспроизводства коренного населения.

— Нынешняя во многом хищническая разработка сырьевых месторождений негативно отражается на экологической ситуации в регионе. Есть ли какой-нибудь выход из этой ситуации?

— Действительно, разработка месторождений в течение 50 лет на территории Севера сопровождалась ухудшением экологической ситуации, несмотря на то, что в градостроительной документации всегда были разработки по охране окружающей среды. В настоящее время отраслевые ТЭО по обустройству и эксплуатации месторождений проходят экологическую экспертизу, и мы знаем, что в технологических схемах этому вопросу уделяется очень большое внимание.

В случае совместных работ (отраслевых и градостроительных) вопросы по охране среды или улучшению экологической ситуации разрабатываются совместно. Такие совместные работы дают основание для оптимизма. Надеемся, что в условиях рыночной экономики надежнее разработать мероприятия по предотвращению негативных экологических последствий, чем оплачивать в будущем реанимацию территории.

От редакции
Реализация  «Стратегии территориальной организации расселения зоны Крайнего Севера и Арктики» предполагает концентрацию достаточно серьезных финансовых и организационных ресурсов, и со временем могла бы стать еще одним нацио-нальным проектом. Однако усилий одного государства здесь, вероятно, недостаточно. Большую роль должны сыграть и представители отечественного  крупного бизнеса…

И еще упомянем об одном факте. В своем интервью бывший гос-секретарь США Мадлен Олбрайт назвала несправедливым то, что такой богатейший край, как Сибирь, принадлежит одной России. Думается, внутренне солидарны с ней и многие другие влиятельные политики из той же Америки, Европы, Китая, Японии.

До тех пор пока не будет разработана внятная и, главное, исполнимая программа освоения северных регионов, будет существовать и угроза их отторжения посредством экономической, демографической, а может быть, даже и военной экспансии. Сегодня такая программа разрабатывается, но будет ли она реализована? Вопрос остается открытым…

ФГУП «НИИПГрадостроительства»
197342 Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Торжковская, 5
Тел. (812) 496-5041,
Факс (812) 496-5051
E-mail: niipvi@rosmail.spb.ru

Автор: по материалам редакции
Дата: 08.03.2006
«Федеральный строительный рынок» № 48
Рубрика: ***




«« назад