Качество дорог — качество жизни
Фактор, который превращает российскую 1/6 часть отвоеванной у остального человечества суши из «просто территории» в «территорию, пригодную для проживания», — наличие путей сообщения. Не являясь непосредственно задействованным в строительстве жилья, а занимаясь преимущественно строительством дорог и благоустройством, объединение «Белдорстрой» закономерно присутствует на страницах «Строительства жилья». О вовлечении новых территорий в жилищное строительство, а также о благоустройстве уже обжитых территорий Белгородской области рассказывает руководитель объединения «Белдорстрой» Николай Евгеньевич СТЕПАШОВ. –В составе нашего объединения, — говорит Николай Евгеньевич, — действует ряд организаций дорожного строительства и благоустройства: «Белдорстрой», «Дорэкспорт», «Стройэкспорт», «Строитель»; созданы филиалы в Ивнянском, Корочанском, Шебекинском, Новооскольском и Старооскольском районах Белгородской области. Имеются пять производственных баз, включающих в себя ремонтные мастерские, административные и складские помещения, площадки для хранения инертных материалов, битумохранилища. Для строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог имеется порядка 300 единиц дорожно-строительной техники. В 2005 г.,с учетом стоимости материалов, объем выполненных работ составил сумму 545 млн. руб., т. е. в 1,6 раза больше, чем в 2004 г. По программе благоустройства сел и подъездов к животноводческим комплексам нами построено 265 км дорог, средним ремонтом отремонтировано 25 км. Произошло удвоение выпуска асфальтобетонной смеси — 283 тыс. т. Сегодня у нас трудятся почти 800 инженеров и рабочих. Работает 9 асфальтобетонных заводов. Ежегодно занимаемся развитием и техническим перевооружением собственной производственной базы. На десятки миллионов рублей закупаем, в основном по лизинговым схемам, технику. Внедряем в производство новые технологии. Начиная с 2004 г., выполняем работы по устройству поверхностной обработки покрытия с применением битумных эмульсий. Для этих целей закупили немецкую установку «Лоттер-Шафер». Подводя итоги работы и отдавая должное сделанному, анализируем недостатки, упущения, намечаем конкретные мероприятия движения вперед. Одним из важнейших показателей экономической работы является рост производительности труда и, как следствие, рост заработной платы. В 2005 г. в среднем она составила 8,4 тыс. руб. в месяц, что в 2,5 раза превышает данный показатель 2003 г. У работников основных дорожных профессий заработная плата еще выше — в сезон 20–25 тыс. руб. Учитывая, что филиалы в основном находятся в сельскохозяйственных районах, ее уровень по местным масштабам едва ли не самый высокий. Рост заработной платы значительно опережает инфляцию. А это важный фактор того, что у нас до минимума сократилась текучесть кадров. Более того, создалась очередь на рабочие места. Теперь мы имеем возможность выбирать кадры. В целом наши коллективы сегодня мыслят и работают по-новому. Они избавились от иждивенческих настроений. В новых условиях нужно рассчитывать лишь на собственные силы. Возросла конкуренция, которая заставляет работать эффективно, с высоким качеством. Хочу подчеркнуть, что результаты дались нелегко. За этими цифрами и фактами — труд сотен рабочих, мастеров, прорабов, главных специалистов, директоров филиалов. Однако проблем, нерешенных вопросов еще много. Посудите сами. На обслуживании у нас почти 2000 км дорог общего пользования со значительными просроченными межремонтными сроками. 10 % из них со значительными разрушениями и требуют капитального ремонта. Поэтому в текущем году объемы дорожных работ в целом по объединению увеличены на треть и составят не менее 700 млн. руб. — Как Вы отметили, администрация Белогорья постоянно увеличивает объемы дорожного строительства. Каковы трудности роста для предприятий дорожной отрасли? — Такие трудности есть. Первая и, пожалуй, одна из главных — это ликвидация дорожного фонда. Это удар по дорожной отрасли. Он многие годы действовал и действовал эффективно. Это мнение не только мое, но и подавляющего большинства дорожников. К сожалению, в правительстве к нему не прислушиваются. И если мы хотим, чтобы дороги отвечали мировым стандартам, в отрасль должны направляться значительные капитальные вложения. Вторая — кадры. Можно привести немало других примеров, когда от правильного подбора и расстановки кадров зависит успех дела. И здесь не может быть мелочей, второстепенных вопросов. Только ежедневная кропотливая работа, пристальное внимание к подбору и расстановке кадров помогают избежать ошибок. В нашем объединении создан резерв кадров на выдвижение на основные категории работников, налажены тесные связи с дорожным факультетом Белгородского государственного технологического университета имени В. Г. Шухова. Десятки выпускников 2003–2004 гг. работают на наших предприятиях мастерами, прорабами, в ПТО, головном офисе. Своими силами проводим обучение работников основных дорожных профессий. Целенаправленная работа проводится с целью закрепления кадров. В свете губернаторской программы на строительство собственного жилья под небольшие проценты выделяем ссуды своим работникам. Не забываем и о здоровье людей. Уже в этом году все желающие прошли лечение в областном санатории «Дубравушка». Вроде бы хорошо. Но посмотрим на проблему с другой стороны, в масштабах страны. В работе с кадрами был десятилетний провал, который не ликвидирован и сегодня. Речь веду о подготовке специалистов рабочих профессий: машинистов катков, асфальтоукладчиков, грейдеров, водителей КДМ и т. д. Мы практически похоронили учебные комбинаты. Дальше так продолжаться не может. Кадры ведущих специальностей нужно готовить в масштабах РФ. Третья проблема — внедрение научных достижений в практику работы. Мы по-прежнему во многих случаях работаем по старым технологиям. Новое внедряется медленно. Для этого нет необходимой почвы. Приведу примеры. Одной из важных проблем дорожников остается качество битумов. Применяемые битумы редко полностью отвечают требованиям, а нагрузка на автодорожную сеть возрастает. Положение усложняется и тем, что нефтеперерабатывающие заводы не преследуют цели изготавливать качественные битумы и переходят на углубленную переработку нефти с целью повышения выхода светлых нефтепродуктов. Как следствие, срок службы дорожного покрытия сокращается в 2–3 раза. Чтобы компенсировать эту ситуацию и повысить качество битумов, мы сейчас вплотную занимаемся добавлением в битум поверхностно-активных добавок, а в некоторых случаях и полимеров. В этой связи приоритетное внимание мы уделяем нашему битумному хозяйству. Идет коренная реконструкция всего битумного хозяйства во всех филиалах. Но кардинальным образом своими силами мы вопрос не решим. То же самое можно сказать и о щебне, об отечественной дорожно-строительной технике, которая не позволяет работать по новым технологиям. — Поэтому и предпочитаете импортную технику? — Это связано с большими претензиями к качеству отечественных машин. Посудите сами. В прошлом году мы по лизинговым схемам закупили на 30 млн. отечественной дорожно-строительной техники. Это катки завода «Раскат» (г. Рыбинск), асфальтоукладчики завода «Ирмаш» (г. Брянск), грейдеры завода ЗАО «Дормаш» (г. Орел). Ни одна единица не проработала и одного месяца без поломок. И все по вине заводов-изготовителей. Поэтому и держим ориентир на импортную технику. — Вы активно инвестируете в производство. Значит ли это, что рынок дорожного строительства открыт на долгосрочную перспективу? — Вопросы развития дорожной отрасли находятся под постоянным вниманием губернатора Е. С. Савченко. Есть продуманная стратегия на годы вперед. Ежегодно, исходя из наших тактических задач, корректируется и конкретизируется программа развития дорожного сектора. Особое внимание губернатор уделяет благоустройству территорий, капитальному ремонту дорог. Однако в России нет настоящего закона, как скажем в США, охраняющего частную собственность. Бизнесмен должен чувствовать уверенность в завтрашнем дне не бояться вкладывать инвестиции в долгосрочные проекты, не должен зависеть от настроения и природных условий. Диктатура закона должна быть основой нашей жизни. — Интересно, что многие ваши коллеги-дорожники в других регионах видят будущее скорее в оттенках «мокрого асфальта»… — У дорожной отрасли страны, действительно, немало проблем, вытекающих из закономерностей развития экономики всей страны. Растут цены на материалы, топливо, требования по зарплате. Вместе с тем, возрастают и требования к качеству — строить не хуже зарубежного уровня, тогда как по ряду позиций мы еще отстаем от зарубежных коллег. На прошедшем недавно съезде Союза транспортников России эти проблемы обсуждались, и оказалось, что они свойственны и другим дорожным компаниям. Обеспечивать рост производства в этих условиях непросто. Думаю, что развитию нашей отрасли способствовала бы формулировка проблемы дорожного строительства как национального проекта. Посудите сами, как можно на селе решить вопрос медицинского обслуживания населения или развития сельского хозяйства без дорог? Вопрос виснет в воздухе. Об этом совсем недавно шел серьезный разговор в Правительстве РФ с участием Президента РФ В. В. Путина. Что здесь важно? А то, чтобы слова не разошлись с делами, чтобы они были подкреплены реальными действиями. Мы, дорожники, этого ждем, а свое дело мы знаем и поставленные задачи выполним.
Автор: по материалам редакции Дата: 20.04.2006 «Федеральный строительный рынок» № 49 Рубрика: *** |