Публикации »

Владимир Филиппов: понятие конкуренции не отрицает сотрудничества

Ассоциация «Абетон» объединяет одиннадцать крупнейших предприятий региона, доля которых на рынке 75 % по сборному железобетону и 80 % по бетонорастворным смесям. «Абетон» являет собой пример корпоративного поведения, участвует в формировании цивилизованных рыночных отношений, заслужил авторитет качеством продукции и постоянным обновлением ассортимента в соответствии с мировыми тенденциями.

–Владимир Юрьевич, если передать вопросы контроля за качеством в ведение профессиональных ассоциаций, то будет ли такой контроль объективным? Ведь получается, что производители будут контролировать сами себя.

— Ну, это не совсем верно. Возьмем нашу ассоциацию «Абетон», в которую входят12 фирм, то есть практически все крупные производители бетона и ЖБИ, работающие в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. И при этом они являются конкурентами! Их коммерческие интересы, стратегия поведения на рынке различны и во многом противоречат друг другу. Но есть и некие общие задачи, которые данные предприятия совместными усилиями готовы решать в рамках ассоциации. Все входящие в «Абетон» фирмы собираются обновить свои производства, чтобы, в конечном счете, обеспечить покупателю качественную продукцию по нормальным ценам. И мы действительно намерены контролировать качество выпускаемой продукции, потому что в противном случае у потребителя неизбежно возникнет вопрос:а что за товар вообще ему предлагают?

— А почему бы строителям или застройщикам тоже не взять на себя функции контроля?

— Специфика нынешней ситуации такова, что во многих случаях застройщик отделен от строителя. Реально же контролировать качество работ у нас просто некому, причем не по причине наличия каких-либо злых умыслов, а просто из-за несовершенства самого механизма. Ведь даже если речь идет об очень солидном и добросовестном застройщике, ниже него находится длинная цепочка всевозможных подрядчиков и субподрядчиков, заканчивающаяся какими-нибудь чернорабочими, для которых проблемы качества вообще ничего не значат. В результате, самая совершенная система контроля на каждом этапе будет упираться в интересы отдельных людей, которые образуют своеобразные звенья этой цепи, зарабатывая на разнице между начальными и конечными ценами. К тому же в каждом отдельном звене осуществление контроля требует хорошей аппаратуры и хороших специалистов, что означает дополнительные накладные расходы, нести которые никто не хочет. Мы, производители бетона, готовы пойти на связанные с этим убытки, так как именно от качества поставляемых нами материалов зависит ход и характер всего производственного цикла. Может быть, глядя на нас, и другие подтянутся.

— Охотно ли работники конкретных предприятий делятся секретами своей «кухни» с коллегами по ассоциации, учитывая, что многие из этих коллег являются еще и конкурентами?

— Не очень охотно, конечно, но, если предприятие заботиться о своем имидже, с такими жертвами приходится мириться. Тем более что, по большому счету, любая ориентированная на долгую жизнь фирма заинтересована в том, чтобы поднять качество своей работы.

— А на каком этапе контроль особенно важен?

— Для нас, производителей бетона, его укладка в приготовленную на стройке опалубку. Здесь очень часто дефекты появляются из-за непрофессионализма строительных рабочих. Надо быть очень внимательным и ответственным, чтобы не допустить устройства некачественной монолитной бетонной или железобетонной конструкции из изначально высокопрочной бетонной смеси.

— А кто будет контролировать производителей «серого» бетона?

— Я думаю, что никто. На самом деле поймать их за руку очень трудно. Допустим, нет у них собственной лаборатории контроля за качеством, но есть официальный договор с той лабораторией, которая их якобы обслуживает. Трудно узнать в какой, грубо говоря, яме они нарыли свой песок или щебень. Ну и масса других недобросовестных приемов, за счет которых подобные фирмы могут снизить себестоимость на 30–40 %. С соответствующим падением качества, разумеется.

Тут уже сам потребитель должен догадаться, почему предлагаемый ему бетон слишком дешев. Есть же ведь поговорка: «Мы недостаточно богаты, чтобы покупать дешевые вещи». Хотя, с другой стороны, некоторые строители, сознательно выбирают дешевые и некачественные материалы.

— И за кем же, по Вашему мнению, будущее? За солидными предприятиями или за ориентирующимися на прибыль любой ценой фирмами-однодневками?

— Ну, то, что в этой борьбе победят именно компании, ориентирующиеся на качество, ни у кого сомнения не вызывает. Вопрос только в скорости движения. Нечто подобное когда-то происходило и в других странах. Взглянем, например, на западный цивилизованный рынок. При всем обилии работающих на нем компаний он ведь на редкость однороден: одни и те же технические параметры, нормативы, материалы, одни и те же составляющие себестоимости и, как следствие, почти одинаковые цены и качество.

У нас все параметры разные и никогда не соответствуют нужным показателям, просчитать же вообще ничего невозможно. Радости от этого никому нет, и, так или иначе, со временем мы тоже придем к какой-то унификации, к какому-то одному знаменателю.

— Как государство может посодействовать или помешать данному процессу?

— Сейчас в распоряжении государства имеются большие финансовые возможности для реализации любых поставленных задач. С другой стороны, есть инфляция, которая постепенно «съедает» сделанные запасы. Строительство выгодно отличается от других отраслей тем, что вложенные в него деньги работают достаточно долго и к тому же позволяют решить важную социальную задачу — обеспечить людей жильем, кардинально улучшив условия их существования. Власти способны еще больше ускорить этот процесс, заставив реально заработать механизм ипотеки. Однако чиновники могут и наломать дров, ставя производителям ненужные административные барьеры. Так или иначе, общемировая тенденция заключается в том, что государство все больше избавляется от лишних контролирующих функций в экономической сфере. Зато сами производители пытаются интегрироваться и для решения каких-то конкретных задач, и даже для лоббирования своих интересов. Ведь, в конце концов, каждая фирма и предприятие существуют ни в безвоздушном пространстве, а самым теснейшим образом связаны со всевозможными партнерами и смежниками, с которыми делают одно общее дело. И, следовательно, понятие конкуренции не отрицает сотрудничества.

Автор: по материалам редакции
Дата: 20.04.2006
«Федеральный строительный рынок» № 49
Рубрика: ***




«« назад