Публикации »

Петербургская стратегия сохранения наследия

Стратегия определяет основные приоритеты, критерии и направления деятельности по сохранению культурного наследия Санкт-Петербурга. Она раскрывает проблемы охраны, реставрации и использования памятников, ансамблей и городской среды, а также реконструкции и нового строительства в исторических районах. Стратегия призвана обеспечить смысловые, правовые и процедурные аспекты преобразования и совершенствования городского ландшафта, сущность которых определяется формулой «сохранение через развитие, развитие через сохранение».

Культурное наследие — духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности. Наследие питает современную науку, образование, культуру. Наравне с природными богатствами это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом.

Постиндустриальная цивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы. Любые потери наследия неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом. Они не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых значительных произведений. Накапливание и сохранение культурных ценностей — основа развития цивилизации.

Среди мировых мегаполисов Санкт-Петербург — уникальный по масштабу памятник, сохранивший в основных чертах грандиозный исторический центр и ожерелье пригородных ансамблей. Образ города создают не только шедевры архитектуры, но и целостная архитектурно-пространственная среда. Высокая степень сохранности и подлинности исторических территорий послужила основанием для включения в Список всемирного наследия ЮНЕСКО исторического центра Санкт-Петербурга вместе с группами памятников пригородов.

Большинство исторических столиц формировалось в течение столетий, видоизменяя свою структуру. Санкт-Петербург создавался по воле Петра Великого динамично, с широчайшим размахом на огромном пространстве природного амфитеатра древнего моря. Рождение новой столицы на Балтике стало уникальным градостроительным экспериментом, основанным на синтезе общеевропейских культурных традиций, творческом освоении новых для России стилей, планировочных решений и типов зданий. Новые архитектурные принципы органично сочетались с уникальными природными условиями, особенностями дельты Невы. При этом Петербург — «Второй Амстердам, Северная Венеция, Новый Рим и Версаль» — обретал черты неповторимого своеобразия. На его территории сформировались структурные части: Петербургская сторона — первоначальное ядро с элементами дорегулярной планировки, Васильевский остров — строгая прямоугольная система, Адмиралтейская сторона — многолучевая структура с радиально-дуговыми направлениями, а также слободы на Московской и Выборгской сторонах, соединенные с городским ядром перспективными магистралями.

Рациональная, геометрически правильная планировка сочеталась со свободными очертаниями водных протоков и включала систему доминант, организующих видовые панорамы и перспективы. Полноводная Нева изначально служила центральным городским пространством, предопределившим величественный масштаб и широту городских площадей и ансамблей. Со строительством столицы неразрывно связаны загородные резиденции и город-крепость Кронштадт, образовавшие единую агломерацию.

Градостроительный каркас получил развитие в эпоху классицизма, когда были созданы его крупнейшие ансамбли. Барокко и классицизм составили золотой век петербургского зодчества. Строительство последующих периодов не только не нарушило композиционно-пространственного единства города, но содействовало развитию и обогащению его целостной и многоликой среды. Изначальная градостроительная структура сохраняла свою логику, несмотря на быструю смену стилей. Ценность этой среды обогащается тем, что она является подлинным Петербургом Пушкина и Достоевского, серебряного века русской культуры.

С петровского времени строительный процесс регулировался жесткой системой законодательных актов. Регламентировались ширина улиц, разбивка кварталов, модуль и характер застройки, включая типовые проекты зданий. Со второй половины ХVIII в. закреплен принцип уличной застройки «единою фасадою», внутри кварталов развивалась брандмауэрная система. В середине ХIХ в. определены высотные ограничения: не больше ширины улицы, не выше 11 саженей (23,5 м) — карниза Зимнего дворца. Установленные параметры определяли объемно-пространственную целостность города. Разнообразные композиционно-стилевые решения зданий естественно вписывались в среду, подчиняясь золотому сечению Санкт-Петербурга.

Уникальная степень сохранности исторической застройки Санкт-Петербурга обусловлена тем, что новое строительство советского периода велось вне исторического ядра города.В центральных районах проводились локальные преобразования, а в новых — получила развитие архитектура конструктивизма, который стал главным вкладом России в мировую архитектуру ХХ в. Сегодня признана и советская неоклассика (сталинский ампир). Промышленный пояс старого города составляет органичный, мощный пласт наследия. В садово-парковых комплексах представлены все образцы европейского ландшафтного искусства: от камерных «висячих» садов до общественных парков. В некрополях захоронены выдающиеся люди Отечества. Археологическое наследие — бесценная летопись «скрытого» города и предшествовавших поселений.

Исключительная ценность Петербурга заключается в подлинности, универсальности и общечеловеческой значимости его культурного достояния.

Без культурного наследия немыслимы современная жизнь Санкт-Петербурга и перспективы его всестороннего развития. Наследие составляет одну из главных сфер жизнедеятельности, во многом формирует особый менталитет петербуржцев, утверждает преемственность гуманистических ценностей, подчеркивает не-официальный статус культурной столицы России, создает мировой имидж города.

Для Санкт-Петербурга наследие имеет такое же значение, как для других регионов природные ресурсы, месторождения нефти и алмазов. Наследие включено во многие социальные процессы и является источником духовного обогащения. Структура исторических ансамблей способствует гармоничному равновесию в обществе, развитию широкого диапазона деятельности.

Автор: по материалам редакции
Дата: 20.04.2006
«Федеральный строительный рынок» № 49
Рубрика: ***




«« назад