Публикации »

Новые уровни среды обитания

Крупнейшие российские мегаполисы входят в эпоху значительных градостроительных перемен. Рост деловой и социальной активности, помноженный на дефицит жилой и коммерческой недвижимости, формирует новые требования к среде обитания современного человека.

О том, какие задачи решают при этом архитекторы, нам рассказывает руководитель «Архитектурной мастерской Цыцина» Сергей Цыцин.

— Сергей Викторович, участники первичного рынка жилья сегодня оперируют несколькими категориями престижности строящихся домов. В ходу такие термины как жилье «эконом-класса», «бизнес-класса», «комфорт-класса», наконец, элитные дома класса «люкс». Можно ли говорить о том, что характеристики каждого типа жилья уже хорошо известны, как застройщикам, так и покупателям?

— Безусловно, нет. К примеру, совсем недавно один заказчик предложил мне разработать проект жилого дома клубного типа, расположенного в достаточно престижном месте, но при этом — без гаража. Для меня это был даже какой-то шок. Как жилье может вообще считаться элитным, если к каждой квартире не прилагается хотя бы один гараж? Я не случайно сказал «хотя бы». Известно, что в высокообеспеченных семьях имеется как минимум по две машины. Поэтому в последнее время инвесторы начинают понимать, что если они собираются строить жилье категории «люкс», нужно быть готовым к тому, чтобы предлагать по два гаража на каждую квартиру. Кстати, один из наших новых проектов, который будет реализован в самом престижном районе Петербурга, предусматривает именно такое решение.

— Но почему тогда отдельные инвесторы до сих пор отказываются строить дома с гаражами? Не секрет, что если для Москвы схема «квартира + гараж» уже давно стала нормой, а в последнее время для I категории квартир даже по 1,5 машиноместа на 1 квартиру, то Петербург по этому параметру заметно отстает.

— Это связано, в частности, с косностью сознания заказчика, который думает: «Я на гаражах не заработаю, а значит, и строить их не буду», но при это не осознает, что значительная часть покупателей отвернется от проекта только по этой причине. Такие покупатели прекрасно понимают, что даже при наличии самой удачной планировки, сверхдорогого ремонта, антикварной мебели, картин жилье не будет считаться элитным, если машина стоит не в личном гараже! Москве в этом отношении, конечно, повезло, поскольку большая концентрация капитала позволила столице сделать значительный рывок вперед, и рынок буквально заставил инвесторов учитывать требования покупателей. Но и Петербург идет по этому пути, вопрос лишь во времени, которое может понадобиться на понимание очевидных истин.

— Ну хорошо, допустим, через несколько лет проблема отсутствия гаражей в новых домах будет окончательно решена. А о чем еще сегодня впору задуматься заказчикам?

Разумеется, гаражами проблемы новых проектов не ограничиваются. Но если говорить об общих структурных сдвигах, на мой взгляд, самое главное достижение последнего времени заключается в дифференциации подхода к жилью различных категорий, как со стороны инвесторов, так и со стороны проектировщиков. Вплоть до недавнего прошлого границы этих категорий были достаточно широко размыты. Если еще несколько лет назад приходилось чуть ли не доказывать инвестору, что нет смысла проектировать, условно говоря, «запорожец» с начинкой «Мерседеса», то сегодня все постепенно начинают понимать, что каждой категории жилья должен соответствовать определенный список требований к внешнему облику дома, планировкам, площадям, высоте потолков, уровню инженерного обеспечения, безопасности, ландшафтному дизайну и т. д. И от того, насколько ответственно заказчик подходит к вопросу соответствия потенциального места для строительства выбранной категории проекта в конечном итоге, зависит успех будущих продаж. Вот почему в последнее время многие архитекторы уже на стадии проекта все чаще советуются с риелторами, которые будут отвечать за продажи квартир в будущем доме. Заказчики до начала проектирования проводят маркетинговые исследования конкретного объекта для предпроектных предложений.

 Вообще же, разработка тех или иных параметров для каждого проекта должно начинаться с выбора категории дома, который может быть построен на данном конкретном «пятне». Понятно, что если месторасположение дома не отвечает запросам покупателей дорогого жилья, даже самые дорогие строительные материалы и технологии не смогут вывести проект на достойный уровень.
 
— А вам не кажется, что жесткое разделение жилья на классы может стать своеобразным жупелом для пропаганды идеи социального неравенства? Дескать, для состоятельных покупателей мы будем предлагать одно качество, а для всех остальных — другое.

— Было бы ошибкой считать, что жилье эконом-класса отличается от элитного жилья низким качеством стройматериалов или каким-то «недоделанным» проектом. Мне, например, одинаково интересно работать с новыми проектами, в зависимости от категории. Интересные решения и оригинальные идеи могут появляться и там, и там. Более того, я уверен, что если оставить за скобками недобросовестных застройщиков (которые могут «запороть» как самое дешевое, так и весьма дорогое жилье, даже наиболее доступные по цене квартиры в новых домах дадут сто очков вперед не только многострадальным «хрущевкам», но и многим «сталинкам», а также домам старого фонда без капремонта. Не надо забывать, что за последнее десятилетие значительно ужесточились строительные, противопожарные и санитарные нормы проектирования. Произошел заметный качественный сдвиг буквально по всем параметрам: звуко- и шумоизоляции, вентиляции, теплосбережению, электроснабжению, водопроводу и канализации, не говоря уже о качестве отделочных работ.

Разрыв между характеристиками «советских» и «новых» квартир растет с каждым годом. То, что еще пять-десять лет назад казалось фантастикой, сегодня становится нормой. Вот, скажем, многокомнатные квартиры мы сегодня проектируем с двумя-тремя санузлами, в отдельных проектах предусматривается ванная комната с гардеробной при каждой спальне. Свободная планировка комнат позволяет покупателям проектировать дизайн будущей квартиры, исходя из личных предпочтений. О потолках с высотой ниже 3 м уже можно забыть, как о страшном сне. Автономные котельные исключают зависимость от летних отключений горячей воды, поквартирные двухтарифные счетчики позволяют сэкономить на оплате жилищно-коммунальных услуг, индивидуальные вентканалы защищают воздух квартиры от проникновения «чужих» запахов, с которым часто сталкиваемся при так называемой спутниковой вентиляции, герметичные стеклопакеты дают шанс забыть о заклеивании окон на зиму, а современные системы пожарной сигнализации исключают девять из десяти рисков пожара… Список можно продолжить, но заметьте, большинство из перечисленных характеристик относится к любому новому жилью, вне зависимости от категории престижности.

Таким образом, сегодня мы можем говорить о новом качестве среды обитания современного горожанина, не сравнимой с характеристиками жилья советского прошлого. Я до сих пор вспоминаю квартиру в панельном доме, которую мои родители получили в 60-х годах прошлого века. Первоначальная радость от новоселья была заметно омрачена ни в чем не повинной девочкой, квартиру которой отделяло от нашей целых пять подъездов. Но когда эта девочка по утрам разучивала новые гаммы на пианино, несмотря на закрытые окна и двери, ее игру было слышно так, как будто пианино стоит в соседней комнате. Сейчас дом с такими параметрами звукоизоляции просто-напросто был бы отвергнут при первом его согласовании.

— До сих пор мы говорили о параметрах современной среды обитания, если можно так выразиться, на «микроуровне». Не может ли разговор о технических параметрах новых квартир показаться несколько приземленным представителям вашей профессии? Ведь на страницах СМИ архитекторы, как правило, привыкли рассуждать о стилях, градостроительных перспективах и прочих высоких материях?

 — Я не только не чураюсь общих разговоров о среде обитания на «микроуровне», но и стараюсь, по возможности, общаться с конечными потребителями наших проектов — покупателями квартир, которые порой даже заказывают у нас интерьерный дизайн. Таким образом они прямо или косвенно влияют на наши следующие проекты, при разработке объемно-планировочного решения которых учитываются «живые» реалии спроса. Жизнь показывает, что даже самый выдающийся архитектор, не понимающий до конца конструктивные, инженерные аспекты оторванный от нужд и потребностей рынка, может создать гениальный по стилю проект, квартиры в котором будут продаваться из рук вон плохо. Вот почему значительные конкурентные преимущества сегодня получают те архитектурные мастерские, ведущие специалисты которых могут назвать себя профессионалами как минимум в трех отдельных дисциплинах: проектирование генпланов, проектирование объемно-планировочных решений и дизайн интерьеров. Узкая специализация в какой-то одной области, к сожалению, приводит к значительным упущениям при детальной проработке заказов. Так появляются крайне привлекательные, с точки зрения архитектурной выразительности дома, внутренняя планировка которых не отвечает требованиям выбранного класса престижности… Причем это касается не только объемно-планировочных, но и инженерных решений.
 
— Но все же, если перевести разговор на архитектурные стили, какому из них вы отдадите предпочтение?

— Английский театральный режиссер Питер Брук как-то заметил, что театр бывает только двух типов: «живой» и «мертвый». То же самое можно сказать об архитектуре. Любую историческую архитектурную традицию можно, в равной степени, как оживить умелым вписыванием в контекст, так и умертвить бездарным копированием. При этом интересные решения стилей часто возникают на стыке различных, даже несхожих друг с другом культур. К примеру, Кензо Танге, первый «европейский японец», много изучавший творчество Микеланджело, нашел свой стиль именно на сочетании «отступающего принципа» японской архитектуры и «наступающего»  — архитектуры древней Греции. Пластика Танге родилась в синтезе возрожденческого брутализма и восточной философии. И кто знает, может, наиболее значительные российские архитектурные проекты ближайшего будущего родятся на стыке сталинского ампира и ультрасовременного хай-тека?

Но если вернуться к нашим реалиям, при разработке новых проектов в границах исторической среды прежде всего нужно придерживаться требований контекстуальности и сомасштабности. А если речь идет о контрасте, то любой проект как минимум должен подчеркнуть яркость и многообразие среды, отдавая должное ритму современности. После того как вызывающе дерзкий «танцующий дом» Фрэнка Гэри удачно вписался в исторический облик Праги, к нему стали водить экскурсии. И если в Москве, Петербурге и других мегаполисах появятся новые жилые или коммерческие здания, к которым начнут водить экскурсии, это можно будет считать серьезной заявкой современной российской архитектуры на место в истории.

Автор: по материалам редакции
Дата: 20.04.2006
«Федеральный строительный рынок» № 49
Рубрика: ***




«« назад