Когда есть загрузка — это хорошо
В столице «Мосинжпроект» известен всем, кто имеет хоть какое-то отношение к строительству или инженерному обеспечению: как в таких случаях говорится, институт в рекламе не нуждается. И за пределами Москвы институт к известности тоже не стремится — слишком много работы в пределах МКАД. Однако опыт, масштаб, качество работы этой уникальной крупнейшей российской проектной организации в области инженерного обеспечения заслуживают того, чтобы перенять опыт их в регионах. Подробный рассказ об этом институте мы поместили в «Федеральном строительном рынке» № 4 за 2004 г. Спустя почти два года после той публикации мы вновь встретились с директором института Светланой Федоровной ПАНКИНОЙ, которая рассказала о сегодняшних днях института. –Светлана Федоровна, сегодня одной из важнейших проблем развития жилищного строительства является инженерное обеспечение «пятен застройки». Какие территории институт обеспечивает инженерными сетями сегодня, с тем чтобы завтра туда пришли строители? — Непосредственно проектированием жилья мы не занимаемся, однако выполняем одну из важнейших задач для освоения территорий — проектируем инженерные коммуникации и согласовываем с организациями, занятыми проектированием микрорайонов, технические условия на подключение. Сегодня активно идет развитие многих территорий, в том числе целых новых районов, таких как Кожухово, Южное Бутово. К сожалению, развитие Москвы ограничено Московской кольцевой автодорогой — непосредственно прилегающая к городу территория Московской области застраивается по планам руководства этого субъекта Федерации. Таким образом, москвичам приходится вписываться в пространство в пределах кольцевой автодороги, которого, в сущности, не так и много. А территория весьма сложная — насыщена инженерными коммуникациями... Энергия для столицы — Одна из возможностей вовлечения под застройку новых территорий — это перенос воздушных линий электропередачи под землю. Насколько, на Ваш взгляд, перспективен этот проект? — Экономический эффект от этого шага уже подробно подсчитан, и проект вполне целесо-образен: согласно регламентам, в зонах ЛЭП не прокладывалось никаких коммуникаций, поэтому проложить кабельные коллекторы будет несложно. В результате ликвидации воздушных ЛЭП, безусловно, возникнут немалые пространства и для гражданского строительства, и для транспортной инфраструктуры. Уверена, что мы тоже примем участие в этой работе — освобождающиеся территории велики, и работы хватит всем, нам в том числе. — Одновременно все чаще говорится об усилении электроэнергетической инфраструктуры… — К счастью, несмотря на сильные холода, крупных аварий и сбоев в энергоснабжении москвичей не случилось: город достаточно благополучно пережил морозы. Но все энергетика сработала на пределе, и некоторые производственные предприятия города были даже ограничены в лимитах. Поэтому работа по развитию системы электроснабжения крайне важна, но сказать, чтобы она активно продвигалась, пока не могу — всем известно, как непросто складываются отношения с электроэнергетическими компаниями, работающими на территории Москвы. Развиваются очень активно — Светлана Федоровна, а как развивается остальная инженерная инфраструктура? — Практически все инженерные сети — теплоснабжающие, газовые, водопровод и канализация — развиваются очень активно. Идет не только расширение имеющихся сетей, но и реконструкция участков, которых не касались десятилетиями. В свободных от застройки и транспортной сети районах прокладка сетей выполняется как бестраншейным, так и традиционным способом — в зависимости от целесообразности. В условиях города мы стараемся применять в основном метод бестраншейной прокладки коммуникаций, методы микротоннелирования, проколы. Однако зачастую работы весьма затруднены из-за насыщенности территорий коммуникациями. — Эксплуатирующие организации предпочитают заниматься санацией старых трубопроводов или их полной перекладкой? — Мы выполняем проекты по санации трубопроводов там, где это возможно, и когда это рекомендуют эксплуатирующие организации. Долю этих работ сравнительно с заказами полной перекладки коммуникаций оценить сложно. Приблизительно она составляет около 30 %, причем постепенно возрастает. Московский стиль работы — Вероятно, выполнить ваши проекты по силам лишь опытным, квалифицированным подрядчикам? — Каких-то особых требований к строителям, кроме тех, что уже предъявляются в столице, у нас нет. Московский строительный рынок вообще быстро определяет и отвергает неспециалистов — слишком тяжелы условия и высоки требования к качеству и срокам работ. Реконструкция автомагистралей ведется без остановки движения, аварии на коммуникациях немедленно вызывают острую реакцию москвичей, становятся известны городским властям. В то же время в связи с обрушением кровли Басманного рынка контроль и экспертиза проектов ужесточаются. Это отражается и на позиции эксплуатирующих организаций, которые, согласовывая предложенные нами проектные решения, все больше стремятся перестраховаться и обезопасить свое имущество. Например, «Мосводоканал» все чаще требует применять чугунные трубы, которые позволят намного дольше эксплуатировать трассу без ремонта. Но при этом в проекты требуется включать многие новейшие разработки. Зачастую приходится ездить к представителям эксплуатирующих организаций и не раз, и не два… — Насколько активно ведется строительство очистных сооружений? — Без них не обходится сегодня практически ни один объект — не только жилая застройка, но и транспортные сооружения. Сложность объектов существенно возросла, это целые «фабрики» очистки. Проектировать очистные непросто, работа занимает много времени, но ничего не поделаешь. Из такого рода объектов могу назвать очистные сооружения на набережной Тараса Шевченко и рядом с Варшавским шоссе. Сегодня такие объекты уже не только требуют технологической и инженерной проработки, но и должны удовлетворять требованиям архитектуры — проект может пройти регламент, лишь если комплекс хорош во всех отношениях, в том числе с точки зрения архитектуры. — А каковы сегодня проекты, связанные с транспортным обеспечением столицы? — Ведем большие работы во Внуково, расширяем Боровское шоссе — параллельно прокладываем новые коммуникации, которые обеспечат функционирование и новое развитие района. Другой актуальный проект — реконструкция Ленинградского проспекта, где проектируются развязки и пешеходные переходы, чтобы обеспечить бессветофорное движение до МКАД. Это целый комплекс подземных и надземных переходов, тоннелей и эстакад. Как удается? — Сегодня без «Мосинжпроекта» не обходится ни одна крупная стройка Москвы. Что позволяет выполнять такой объем работ на крупнейшем «театре строительных действий» страны? — Во-первых, у нас очень прочное положение с кадрами: средний возраст — чуть больше сорока лет, приходит много молодых специалистов. Удерживаем и опытных работников, благодаря чему достигаем хорошего соотношения специалистов старшего и молодого возрастов. Последнее время набрали более 200 молодых, которые быстро включились в работу — отсева практически нет. Таким образом, сейчас численность в институте — больше 1000 сотрудников. Молодых никто «не зажимает» — если мы видим, что молодой специалист достоин роста, быстро следует повышение в должности. Как правило, способные молодые люди попадают в группу «освобожденных ГИПов» — ответственных исполнителей проектов. С этой должности можно перейти уже на должность начальника мастерской. Поддерживаем на высоком уровне собственный изыскательский отдел — так как без изысканий мы не можем начинать проектировать, важно вовремя провести изыскательские работы. Если какого-либо оборудования, например георадарной техники, в нашем распоряжении нет, то нанимаем субподрядные организации, благодаря этому мы можем использовать практически любые современные приборы для изысканий. Активно работаем над повышением квалификации работников, расширением их кругозора — много участвуем в выставках, ездим к коллегам за границу, изучая западный опыт. А дома лучше… — Есть ли возможность работать за пределами Москвы? — Нет, и хотя нам часто предлагают эту работу, мы отказываемся — очень много дел в столице. Мы выполняем задания правительства Москвы, которое выдвигает перед нами очень жесткие сроки. Нас ведь не спрашивают, успеем ли мы, просто ставят задачу и требуют ее выполнения. Строительный бум в Москве: вот и все. Лишь силами такого мощного института, как наш «Мосинжпроект», мы успеваем справляться с объемами и укладываться в график. Таким образом, у нас хватает работы, и ситуация развивается так, что ее станет еще больше. За 2005 г. мы выполнили такой колоссальный объем, что, кажется, никто из наших коллег не осилил — почти 3 млрд. руб. Конечно, людям сложно, но когда есть загрузка — это хорошо.
В то же время требования к проектам растут все больше, поэтому мы вынуждены прибегать к услугам субподрядных организаций. Автомобильные тоннели в Москве строятся уже не меньше полувека, но никто бы и не представил, что в Таганском тоннеле, длина которого всего метров триста, пришлось бы устраивать пожарную сигнализацию, систему пожаротушения, вентиляции, дымоудаления и устанавливать другое оборудование. А сегодня это норма для всех транспортных тоннелей. Изменились и требования к пректированию. Поэтому на крупных объектах, таких как транспортные тоннели, мы вынуждены привлекать многочисленных субподрядчиков и координировать их действия. К сожалению, иногда по их вине не удается уложиться в сроки, за которые в ответе именно мы, но уж таково сегодняшнее положение. Однако вокруг нас уже сложился достаточный круг субподрядчиков, которых мы знаем и уверены в их возможностях.
Автор: по материалам редакции Дата: 20.04.2006 «Федеральный строительный рынок» № 49 Рубрика: *** |