Проект века – Западный скоростной диаметр
23 ноября 2005 г. премьер-министр России М. Фрадков подписал постановление Правительства о проектировании и строительстве Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге. Это перевело стройку в разряд важнейших объектов федерального значения. Создание новой мощной транспортной артерии, связывающей северную и южную части Санкт-Петербурга, давно уже стало насущной задачей городского правительства. Долгое время тяжелое экономическое положение в стране не давало возможности решить эту проблему. Но достигнутая в последние годы стабилизация ситуации позволила начать решение и этого вопроса. Проект получил название Западный скоростной диаметр (ЗСД). Главная задача проекта — строительство скоростной магистрали, позволяющей вывести транзитный транспорт из центра Санкт-Петербурга и обеспечивающей транспортные связи между периферийными и центральными районами города без разрыва в период навигации на Неве. В результате будет достигнуто снижение средней продолжительности поездки по городу на 24 %, сокращение средней дальности поездки на 10 %, увеличение скорости сообщения на 14 %. Значительная часть автотранспорта покинет центральные районы Санкт-Петербурга. Принципиально важно то, что Западный скоростной диаметр будет первой платной скоростной автомобильной дорогой в России. Ему также придается стратегическое значение как части IX международного транспортного коридора. Магистраль начинается от южного участка кольцевой автодороги, проходит по западной стороне города, затем по мелководью Финского залива вдоль западной оконечности Васильевского и Крестовского островов, пересекает Приморское шоссе, выходит в район Каменки и далее на Белоостров. Она соединяет стратегические пути северного (Выборгское шоссе) и южного (Таллинское, Киевское и Московское шоссе) направлений. Параметры магистрали таковы: 8-по-лосная скоростная дорога протяженностью 46,4 км пройдет с юга на север в западной части города. 28 км трассы будут построены по районам с плотной застройкой. Условно она делится на три участка. Южный отрезок, который должен пройти по территории Морского порта, составит 10,99 км. В частности, предполагается построить две транспортные развязки (на входе в порт и на Канонерском острове), которые обеспечат связь Западного скоростного диаметра с 1-м и 2-м районами порта, ОАО «Петролеспорт» и ОАО «Канонерский судоремонтный завод». Основная часть южного участка пройдет параллельно с железнодорожными путями. Центральный отрезок протяженностью 9,35 км соединит Васильевский остров с Адмиралтейским и Приморским районами и пойдет от границ Морского порта до Приморского пр. Здесь в составе Западного скоростного диаметра будут сооружены два больших неразводных моста, под которыми смогут пройти суда в верхними габаритами не менее 35 м. Северный участок протяженностью 26,06 км от Приморского пр. соединится с автодорогой Е-18 в районе Белоострова. В составе магистрали предполагается сооружение 2 тоннелей и постройка 72 инженерных сооружений, среди которых — мосты, путепроводы и транспортные развязки. Значительная часть дороги на территориях малоиспользуемых земель проходит по эстакадам, примыкая к железным дорогам. Все развязки (их предусмотрено 19) выполнены на разных уровнях. Обоснование инвестиций в строительство Западного скоростного диаметра прошло экологическую экспертизу и получило положительные заключения Главгосэкспертизы и экспертной комиссии Министерства экономического развития РФ. Утвержден акт выбора трассы, заканчивается разработка проектно-сметной документации. Сроки реализации проекта: 2005–2011 гг., по очередям. Окончание первой очереди — южного участка —до 2009 г. Планируемый объем инвестиций — примерно 58 млрд. руб.($2 млрд.). Проект, реализовывать который будет ОАО «Западный скоростной диаметр» (доля КУГИ Санкт-Петербурга в уставном капитале которого составляет 100 %), планируется финансировать в рамках системы частно-государственного партнерства. Предполагается участие до 50 % средств частных инвесторов, в такой же доле — субсидии федерального бюджета и бюджета Санкт-Петербург. На строительство южного участка из федерального бюджета предполагается затратить 19,4 млрд. руб., Центрального — 26,6 млрд., Северного — около6 млрд. (график реализации проекта представлен в таблице. Источник: www.nevastroika.ru ). Основные показатели строительства Западного скоростного диаметра Участки ЗСД Протяженность участков (км) Стоимость строительства (млн. руб.) Южный участок: от кольцевой автодороги до наб. р. Екатерингофки (узлы B-F) 8,428 11 110 от наб. р. Екатерингофки до острова Белый (узлы F-G’) 2,366 8 300 Итого 10,794 19 400 Центральный участок: от острова Белый до Васильевского острова (узлы G’-H) 2,4 5 900 вдоль Васильевского острова (узлы H-I) 3,4 14 900 от Васильевского острова до Приморского проспекта (узлы I-J) 3,3 5 700 Итого: 9,1 26 500 Северный участок: от Приморского проспекта до пересечения с автодорогой E-18 (узлы J-R) 26,06 6 500 Итого 26,06 6 500 Всего по ЗСД 45,954 52 400
Финансирование работ по проектированию в объеме около 200 млн. руб. осуществляется за счет средств ОАО «Западный скоростной диаметр» с привлечением бюджета России. Разработкой проекта южного участка Западного скоростного диаметра от кольцевой автомобильной дороги до Морского порта займется консорциум во главе с ЗАО «Институт «Стройпроект». В качестве партнеров в консорциум также вошли ЗАО «НИПИ Территориального развития и транспортной инфраструктуры» и ГУП «Ленгипроинжпроект».
Идея строительства Западного скоростного диаметра была озвучена городскими властями уже довольно давно. Еще в 1996 г. вышло распоряжение мэра Санкт-Петербурга В. Яковлева«О создании Западного скоростного диаметра». В нем указывалось, что строительство ЗСД — важнейшая задача при реализации программы подготовки города к проведению Олимпийских игр 2004 г. Игры в Санкт-Петербурге не состоялись, активные работы по реализации проекта, несмотря на создание в 1997 г. ОАО «Западный скоростной диаметр», тоже так и не начались.
Новый толчок развитию проекта был дан в феврале 2001 г. Тогда ОАО «ЗСД» получило у города шесть пятен у северного участка трассы для сдачи в аренду, за счет получения средств от которой предполагалось начать проектирование всего диаметра. Не добившись ожидавшейся активизации работ, в ноябре 2004 г. правительство Санкт-Петербурга выпустило распоряжение о передаче функции заказчика на проектирование и строительство южного участка Западного скоростного диаметра Комитету по благоустройству и дорожному хозяйству городской администрации. После этого дело, наконец, стронулось с «мертвой точки».
В феврале 2005 г. функции заказчика на проектирование центрального и северного участков трассы переданы Комитету по инвестициям и стратегическим проектам администрации Санкт-Петербурга. Был объявлен конкурс на разработку проекта ЗСД на участке от транспортной развязки на Канонерском острове до автодороги «Скандинавия». В мае 2005 г. этот же Комитет получил функции государственного заказчика по проектированию всего Западного скоростного диаметра. В июле 2005 г. Минтранс РФ подготовил проект постановления Правительства РФ о механизме финансирования строительства ЗСД.
Наконец, 17 октября 2005 г. на южном участке Западного скоростного диаметра официально началось строительство первой эстакады. Оно осуществляется в рамках освоения1 млрд. руб., выделенного в 2005 г. из федерального бюджета на проектирование и строительство ЗСД. Хотя деньги поступили в конце года, по заявлению председателя Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству администрации Санкт-Петербурга В. Антонова, нет сомнений в том, что они будут освоены. На подготовку проекта южного участка диаметра израсходовано более 153 млн. руб. Остальные средства будут потрачены на рас-чистку южного участка трассы, на решение вопросов со сносом недвижимости и урегулирование правовых вопросов, а также на закупку необходимого оборудования.
23 ноября 2005 г. произошло еще одно принципиально важное событие. Премьер-министр России М. Фрадков подписал постановление Правительства о проектировании и строительстве Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге. Это сразу же перевело стройку в разряд важнейших объектов федерального значения. В постановлении говорится, что для запуска в эксплуатацию южной части ЗСД к концу 2008 г. необходимо финансирование в размере 29 млрд. руб., из которых10 млрд. должно изыскать правительство города.
Вице-губернатор Санкт-Петербурга Ю. Молчанов заявил, что в I квартале 2006 г. пройдет первый этап концессионного конкурса по выбору частного инвестора для реализации проекта. При этом итоги конкурса (он будет разделен на два этапа) могут быть подведены к сентябрю 2006 г.
Весьма вероятно, что частичное финансирование Западного скоростного диаметра будет осуществляться из создаваемого на федеральном уровне инвестиционного фонда. Он предназначен для денежного обеспечения проектов общегосударственного значения. В федеральном бюджете 2006 г. на него зарезервировано70 млрд. руб. 19 млрд. из них, возможно, будут направлены на строитель-ство ЗСД.
Между тем на месте прокладки первой очереди трассы уже расположились три строительные площадки. Эта часть магистрали длиной 3,9 км протянется от Предпортовой до Краснопутиловской ул. Генеральным подрядчиком работ стало ОАО «Мостоотряд-19», среди крупных субподрядчиков — ЗАО «Пилон» и ОАО «Мостострой-6». Работы идут на южном участке ЗСК от кольцевой автодороги до Морского порта. Именно эта часть особо важна для разгрузки транспортного движения по набережной Обводного канала, Ленинскому пр. и выходу в порт.
Если при прокладке Западного скоростного диаметра будут частично применяться подземные, тоннельные варианты, то южный участок будет проходить исключительно по земле и частично даже над ней, когда автомагистраль поднимется на эстакады. На участке будет шесть транспортных развязок. Одна из них свяжет ЗСД с южным участком КАД в районе Предпортовой ул. Развязки проектировщики предполагают также расположить на Ленинском пр., Краснопутиловской ул., в створах Благодатной ул. и ул. Маршала Говорова, в районе «Петролеспорта» — на набережной реки Екатерингофки.
ОАО «Мостоотряд-19» начало сооружение опор 3-километровой эстакады на южном участке Западного скоростного диаметра. Сейчас ведется строительство опоры № 5, расположенной между железнодорожными ветками Балтийского и Варшавского направлений. Началось освоение стройплощадки вдоль Кубинской ул. от Ленинского пр. в сторону Пулковского шоссе до железнодорожной ветки на станции «Нарвская». В 2005 г. будут построены опоры на свободных от застройки территориях, а занятые — освобождены от расположенных там объектов. Также планируется реорганизовать коммуникации в районе пересечения Западного скоростного диаметра с Ленинским пр. для строительства в следующем году самой эстакады.
Новая магистраль будет скоростной — по ней можно будет ездить со скоростью 120 км в час. Дорога будет восьмиполосная, ширина проезжей части для каждого направления движения — 14,5 м. Кроме того, магистраль будет содержать полосу безопасности, ограждения и служебный проход. Высота эстакады над улицами будет равна 5,25 м, а над железнодорожными путями (в соответствии с требованиями ОАО «РЖД») — не менее 7,2 м.
В начале 2006 г. должна начаться прокладка второго участка трассы — от Краснопутиловской ул. до Екатерингофки. Остальные участки Западного скоростного диаметра находятся в стадии проектирования. Хотя сроки окончательной сдачи в эксплуатацию ЗСД достаточно далеки (2010–2011 гг.), дорожников уже сейчас волнуют сложности с прохождением автобана на ряде участков, особенно вблизи Приморского пр. и ул. Савушкина,а также с выносом коммуникаций, которые могут существенно задержать строитель-ные работы.
Автор: по материалам редакции Дата: 23.04.2006 «Федеральный строительный рынок» № 50 Рубрика: *** |