Порт Приморск вышел на проектную мощность
Нефтеналивной порт Приморск, построенный по последнему слову техники на берегу Финского залива, успешно работает уже пятый год. Первый танкер с нефтью отсюда отправлял в декабре 2001 г. сам Президент РФ Владимир Путин. Предполагалось изначально, что специализированный морской порт Приморск станет крупнейшим на Балтике перевалочным пунктом по экспорту углеводородов. Начав с 12 млн. т отгрузки нефти в год, порт последовательно наращивал мощности — по мере того, как строилась Балтийская трубопроводная система (БТС). И вот, наконец, 7 апреля состоялась торжественная церемония пуска БТС на проектную мощность в 65 млн. тонн нефти в год и открытие в порту второго причального комплекса для загрузки танкерных судов. В церемонии приняли участие министр промышленности и энергетики РФ Виктор ХРИСТЕНКО, губернатор Ленинградской области Валерий СЕРДЮКОВ, представители АК «Транснефть». После осмотра портового комплекса и посещения танкера, стоящего под погрузкой на новом причале, министр Виктор Христенко ответил на вопросы журналистов. — Виктор Борисович, каково Ваше впечатление от увиденного? — По всем параметрам порт Приморск — это блестящий объект российской инфраструктуры, причем с любой точки зрения — трубопроводной, морской терминальной, экологической. Пуск порта на полную мощность подтверждает приверженность России своей политике в области развития инфраструктуры. Задача была поставлена и выполнена она точно в срок. Теперь мы имеем на Балтике в Приморске экспортные транспортные мощности на 65 млн. т нефти в год, что для наших партнеров является немаловажным. Мы говорим и делаем, слово держим. Завершив строительство БТС, мы получили фантастический опыт. В 2001 г., когда заканчивались работы по первой очереди порта, строители с болью в голосе спрашивали: «Ну скажите, будем мы начинать строить вторую очередь или нет? Нам невозможно уходить отсюда, мы тут только развернулись, много чему научились…». Должен сказать, что тогда продолжение работ действительно было под вопросом: мы не знали, когда и как мы сумеем начать строительство второй очереди. Но все проблемы были решены, и строители отсюда не ушли, они сумели накопить огромный опыт. Он пригодится теперь при реализации следующего крупнейшего проекта «Восточная Сибирь — Тихий океан», по которому уже завершены все экспертизы. Получено положительное решение государственной экспертизы, и на сегодняшний день это тот проект, на реализацию которого переключатся строители с Балтийской трубопроводной системы. Ну а здесь уже все перешло в руки эксплуатационников — компании «Транснефть». — Для строительства порта привлекались кредиты. Они возвращены? — Проект по схеме своей реализации был разделен на несколько этапов. На первом этапе мощности были доведены до 12 млн. т нефти в год, потом — до 18 млн., затем — до 30 млн. т. Следующим этапом был выход на 42 и 50 млн. т. И вот сейчас достигнута полная проектная мощность в 65 млн. т. Это значит, что сразу же после пуска первой очереди порт начал давать отдачу. Те инвестиции и кредиты, которые были взяты под реализацию проекта, стали постепенно возвращаться — уже начиная с 2002 г. И на сегодняшний день проект БТС имеет законченную кредитную историю. По всем кредитам произведен окончательный расчет. Общий объем инвестиций в БТС и порт Приморск составил $2,2 млрд. Для России это крупнейший проект нынешнего века. — Скажите, пожалуйста, несколько слов об экологической безопасности объекта. — Посещение порта мы начали именно с экологической его части: осмотрели лабораторный корпус, побывали на очистных сооружениях.И это не случайно. Экологии уделялось самое пристальное внимание с первого дня реализации проекта, и для этого был повод, поскольку только ленивый не упрекал Россию в том, что она якобы собирается нанести ущерб Балтике. С первого дня мы доказывали всем нашим партнерам и соседям по Балтике, что мы собираемся сделать самый лучший образец для подражания. И мы это сделали. Посмотрев сегодня лабораторный корпус и очистные сооружения, мы можем сказать, что десятая часть инвестиций была вложена в экологию не зря. В практике работы портов на сегодняшний день нет стандартов выше тех, которых удалось достичь на Балтийской трубопроводной системе по экологии, по очистке на огромной территории. Даже талые воды, которые никакого отношения к технологии не имеют, поступают на очистные сооружения с большой площади водосбора. Они проходят очистку, прежде чем попасть в Финский залив. И в акватории залива экологическая ситуация за годы функционирования БТС только улучшилась, концентрация всех вредных веществ — ниже предельно допустимой. Это самый лучший ответ всем нашим критикам. И мы должны этот образец прекрасной работы нефтеналивного порта транслировать и просить наших соседей тоже обратить внимание на то, как надо беречь Балтику, поскольку она нам дорога не меньше, а может быть, даже больше, чем многим другим. — Как будет финансироваться проект «Восточная Сибирь — Тихий океан»? — Общая оценка первого этапа — на уровне $ 7 млрд.; правда, это цены конца 2004 г., когда готовилось обоснование. Что касается структурирования и привлечения средств, то я лично никаких сверхъестественных проблем не вижу. «Транснефть» — это первоклассный заемщик, который на БТС доказал способность быстро и эффективно работать с привлекаемыми ресурсами. Они будут привлекаться в таком объеме и от тех кредиторов, которые предложат наилучшие условия. Консультации по этому поводу идут, в том числе работают привлеченные консультанты, чтобы правильно структурировать схему финансирования проекта. *** Нефть и нефтепродукты занимают сегодня одно из ведущих мест в структуре мировой экономики. Транспортировка нефти с российских месторождений по Балтийской трубопроводной системе к порту Приморск и дальнейшая отправка ее танкерами до Роттердама является более выгодной по сравнению с другими маршрутами. По оценкам экспертов, затраты при доставке тонны нефти через Приморск на $3–5 меньше, чем через Вентспилс. Транспортировка через Бутинге, Муугу и Порвоо увеличила бы эту разницу еще больше. С пуском второго причального комплекса в порту Приморск под погрузкой могут находиться одновременно четыре танкера максимальной грузоподъемностью до 150 тыс. т. Резервуарный парк порта рассчитан на 900 тыс. куб. м нефти. Она доставляется сюда по двум магистральным трубопроводам: «Кириши — Приморск» диаметром 700 мм и «Палкино — Приморск» диаметром 1000 мм. Насосная станция позволяет обеспечить скорость налива 48 тыс. куб. м нефти в час. Средняя продолжительность погрузки танкера — 14 часов. В рамках расширения БТС до уровня полной проектной мощности потребовалось построить и реконструировать множество технологических объектов в Ленинградской, Ярославской и Новгородской областях. В частности, была построена нефтеперекачивающая станция «Сестрорецкая» и реконструирована «Невская», расширена нефтебаза порта Приморск и смонтированы дополнительно 4 резервуара емкостью 50 тыс. куб. м каждый. Морская часть работы заключалась в строительстве двух нефтеналивных причалов, двух эстакад и причала портофлота. С расширением порта потребовалось нарастить и мощности очистных сооружений, которые теперь составляют 2 300 куб. м в сутки промливневых стоков и 250 куб. м — хозбытовых. — Реконструированные очистные сооружения позволяют принимать все виды отходов с заходящих в порт танкеров: льяльные воды, нефтешламы, хозфекальные воды и мусор, — рассказывает начальник отдела экологической безопасности компании «Транснефть» Елена Радченко. — Жесткий контроль за состоянием экологической обстановки в порту осуществляет независимая экоаналитическая лаборатория. Еще в 2001 г., до пуска первой очереди порта, она была аккредитована Госстандартом России на право ведения контроля за загрязнением атмосферного воздуха, зоны санитарной защиты, поверхностных водоемов, акватории Финского залива, почвы, а также за сбросами сточных вод и сбросами с очистных сооружений. Налажен и экоаналитический контроль за сбросом с танкеров, который, кстати, больше не делается ни в одном порту мира. Дело в том, что еще до ввода в эксплуатацию первой очереди порта Приморск мы столкнулись с такой проблемой: фоновый мониторинг состояния акватори Финского залива показывал очень высокое содержание нефтепродуктов — 0,6 мг на литр. Поэтому нормативы по сбросу здесь были установлены очень жесткие — 8 кг нефтепродуктов в год. (Для сравнения, в финском порту Порвоо норматив составляет 12 т в год.) Чтобы защитить Финский залив от сброса загрязненных балластных вод, в порту Приморск был установлен беспрецедентный норматив 0,025 мг нефтепродуктов на литр — в четыре раза жестче, чем для питьевой воды. К слову, европейский норматив составляет 0,1 мг на литр.С начала действия порта был остановлен 21 танкер и не сброшено в залив 380 тыс. т загрязненного изолированного балласта, который был возвращен в порты приписки судов. Эти беспрецедентные меры, предпринятые работниками экоаналитической лаборатории, привели в тому, что содержание нефтепродуктов в Финском заливе снизилось и сегодня составляет 0,01 мг на литр (для сравнения, действующий сегодня норматив — 0,05 мг на литр). Таким образом, за годы функционирования порта Приморск экологическое состояние Финского залива не только не ухудшилось, но кратно улучшилось. Добавлю, что в порту имеется «черный список» танкеров, которые не соответствуют международным нормам мореплавания. Их запрещено грузить, и поэтому они просто не заходят в порт Приморск. — Итак, поставлена точка в реализации проекта компании «Транснефть» по строительству БТС и второго терминала, — сказал губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков. — Но развитие портовых мощностей в Приморске продолжается. Следующий проект — это нефтепродуктопровод, который выйдет к побережью Финского залива неподалеку от действующего порта, там будет построен такой же терминал. Затем на очереди — строительство завода по сжижению природного газа. Все эти перемены отрадны. Ведь еще четыре года назад здесь не было ничего, а теперь функционирует мощный порт, где нашли работу сотни людей, которые получают достойную зарплату и платят налоги.
Автор: Ольга Лоскутова Дата: 23.04.2006 «Федеральный строительный рынок» № 50 Рубрика: *** |