С кооперативных времен
«Стройпроект» — одна из тех организаций, что ведут свою историю с «кооперативных» времен. Как правило, коллективы, возникшие уже в рыночную эпоху, насчитывают человек до ста и эффективно занимают какую-либо нишу. Однако «Стройпроект» скорее исключение из этого «как правила»:в этом вы убедитесь, познакомившись с нашим собеседником Игорем Ивановичем Росляковым, главным архитектором «Стройпроекта». –В нашей организации работает более четырехсот сотрудников — из них 85 архитекторов, примерно столько же конструкторов, в основном все инженерные смежные специальности — это «отопленцы», электрики, связисты, группа проектов организации строительства и т. д. Способны выполнять в том числе и проекты внешних инженерных сетей. Территория и комплекс зданий, где находится «Стройпроект», выкуплены в собственность. Есть ряд проектных организаций, которые способны вести проектирование объектов в полном цикле, и хотя большая их часть стала акционерными обществами, большинство из них возникли еще в советскую эпоху. Мы же появились на базе кооператива, и сегодня уже трудно поверить, что когда-то, лет семнадцать назад, коллектив составлял не более десятка человек. Изначально мы приняли решение развивать организацию как комплексную, в том числе имея собственное строительное подразделение, — для того чтобы обеспечить плотную связку проектного и производственного звеньев (отсюда и название «Стройпроект»). В советское время мы мечтали освоить работу «с листа», понимая, что сроки на разработку проектов можно сократить за счет более рациональной организации труда. Помог опыт югославских строителей, работу которых мы имели возможность наблюдать, — они приводили свои проектные подразделения и справлялись с задачами явно лучше, чем их коллеги в СССР. Идея была реализована и, действительно, позволила нам выйти на новый уровень культуры труда. Однако постепенно по естественным причинам наше строительное подразделение отошло в самостоятельный бизнес, и сейчас мы занимаемся только проектированием. — Большая численность дает преимущества, но, вероятно, есть и недостатки. В чем первые, и в чем вторые? — Преимущества в том, что мы в отличие от большинства небольших архитектурных или проектных организаций способны выполнить проекты в комплексе причем готовы параллельно вести не один проект. У нас есть собственные достаточно сильные архитекторы, конструкторы, инженеры. Комплект проектно-сметной документации от эскиза до последнего листа «рабочки» создается в стенах нашей компании. Практически все мастерские в Москве имеют достаточный штат архитекторов, но при этом сравнительно небольшой штат конструкторов и инженеров. Даже закрывая полный цикл проектирования, такие компании могут собственными силами разработать несколько проектов. Создавая новые эскизы проектов, архитектор такой небольшой организации понимает, что собственный проектный отдел уже загружен, а заказчика терять не желательно. В этом случае мы приходим к нему на помощь, выполняя последующие стадии проектирования. Таким образом, мы получаем заказы и непосредственно на рынке, и от наших коллег. Сложность же в том, что и при востребованности на рынке обеспечить зарплатой четыреста с лишним человек непросто. Нужно интенсивно заниматься маркетингом, постоянно участвовать в поиске объектов, в конкурсах, тендерах, внимательно прислушиваться к требованиям заказчика, какими бы абсурдными они порой ни казались. — Традиционно считалось, что рыночное управление — наиболее эффективная форма ведения бизнеса. Но получается, что принадлежность к финансовой элите — а именно к ней, разумеется, принадлежат заказчики — не обязательно связана с повышением архитектурной культуры? — Чего пока не хватает нашему обществу, как мне кажется, — это какого-то чувства такта, чувства меры. Что отличает зарубежные города, которые возникли не так давно? Недавно я посетил Панаму, столицу одноименного государства, — они начали зарабатывать на эксплуатации своего канала сравнительно недавно, в государственном бюджете по-явились средства, начали подниматься на ноги частные компании. Но все новое строительство развернулось в основном не на территориях исторической застройки, а на новых территориях. И в какой бы современной архитектуре ни было решено здание, ни одно из них не выбивается из общего фона, ни становится раздражителем. Дело не в том, что это какой-то специфический местный вкус. Посмотрите, как застраивалась старинная часть Москвы в эпоху, о которой писал Гиляровский: двух-этажная усадебного типа застройка сменилась прекрасными зданиями оригинальной архитектуры. Это были доходные дома, то есть «коммерческая недвижимость», но в то же время сегодня они выглядят как естественный, сложившийся городской ландшафт. Вероятно, если бы не началась война 1914 г., а затем катастрофа всей сложившейся экономической системы, центральная часть Москвы была бы застроена именно в такой стилистике. Наверное, дело в культуре, которая должно формироваться у элиты со временем. А что происходит сегодня? Заказчик едет на экскурсию или по делам в Вену или еще куда-то. Смотрит, как выглядит этот город, а выглядит он прекрасно. Заказчик выбирает самый красивый дом, этажей в пять, фотографирует его и возвращается в Москву. Показывает нам карточку и говорит: хочу такой же, только пятнадцать этажей. Мы объясняем — такой дом хорош в Вене, но будет нелепо выглядеть на Мичуринском проспекте в Москве. Он красив, если возведен высотой в пять этажей, но будет выглядеть смешно, растянутый как высотка. Если у архитектора есть воля убедить заказчика, хорошо. Но зачастую архитекторы движутся по пути наименьшего сопротивления, без возражений воплощая требования. — Следовательно, должны подключаться некие архитектурно-экспертные разрешительно-запретительные сообщества… — У нас в Москве их представлено немало, однако, к сожалению, они не обеспечивают своих функций. Об этом говорят и качество ландшафтно-визуального анализа, и различные комиссии по рассмотрению и утверждению проектов. Для того чтобы такие экспертные совещательные органы действовали, необходимо регулярно обновлять их состав — в той же Панаме состав архитектурного совета меняется раз в два года. Поэтому в большей степени приходится рассчитывать на общую культуру заказчика. — Если речь идет о строительстве в исторической части города, то что в основном требуется заказчику? — Остался в прошлом острый интерес к хай-теку — пожив в таких интерьерах, люди стремятся к чему-то более традиционному. Чаще всего просят сделать проект «под старину», зачастую — в кирпиче. Не сказал бы, что такие примеры стилизации всегда удачны: специалист средней руки без труда отличит действительно старинный дом от новодела. Безусловно, удачный повтор проекта, например, Казакова или Баженова, понравится на советах, пройдет все утверждения, даже станет некоторой новостью — но лишь на первое время. Потому что затем окажется, что здания Казакова и Баженова все-таки лучше. — Чем привлекает сегодня проектирование жилья? — Сейчас, действительно, в проектировании жилья стремятся работать очень многие архитекторы, в том числе и именитые. Если раньше большая часть жилищного строительства была типовой и проектировалась специализированными проектными организациями, в которых проектировщики до миллиметра оттачивали весь проект, помня о коэффицентах к 1, к 2, к 3 , работая при этом всю жизнь только над жильем, то понятно, что качество проекта было очень высоким, но по форме очень скудным. Сегодня уровень требований к жилью возрос, площади квартир несравнимо выросли, появились жилые комплексы с многоуровневыми квартирами, мансардными этажами, подземными автостоянками, офисами в первых этажах — и такие проекты стали интересны в том числе как возможность самореализации. Правда, и следствие этого интереса — что многие планировки квартир сделаны непрофессионально, то есть не каждый архитектор, оказывается, знает, как правильно проектировать жилье, как органично связать новую технологию жилого дома с фасадами, наверное поэтому неизбежны ошибки. Не говорю уже о серьезных требованиях к современной инженерии, безопасности. Наверное, поэтому работать в большой организации намного интереснее и продуктивнее. Тебя окружают сильные специалисты, с которыми ты можешь посоветоваться и избежать ошибок, выбрать правильное решение. У нас в компании создан архитектурно-технический совет, на котором на ранних стадиях проектирования рассматриваются и обсуждаются новые объекты, даются рекомендации авторам для дальнейшего проектирования. Компания «Стройпроект» охотно занимается проектированием жилья, административно-офисных зданий, торговых центров, объектов питания, объектов здравоохранения, спортивных комплексов, банков, посольств. Мы работаем не только по коммерческим, но и по муниципальным заказам, проектируя жилье и здания школ. Один из уникальных объектов, который мы недавно сдали, — это здание школы на Ходынском поле, она самая крупная и в России, и даже в Европе.
Автор: по материалам редакции Дата: 14.12.2005 «Федеральный строительный рынок» № 3 Рубрика: *** |