Публикации »

В Москве рождается новый завод стройматериалов

Предприятия «Северной зари» имеют недавнее военное прошлое — это 355 комбинат и 169 завод железобетонных изделий Министерства обороны, поэтому кадровый костяк коллектива — из среды военных строителей. Изначально ориентированные на крупнопанельное домостроение, сегодня эти мощности перестраиваются в соответствии с новыми потребностями рынка вообще и холдинга «ДОН-Строй» в частности, с которым сложилось тесное взаимовыгодное сотрудничество. На бывшем ЖБИ-169 завершена комплексная реконструкция производства. О новых возможностях завода рассказывает управляющий В. И. ДЮМИН.

–Прежде всего, Владимир Иванович, мы просим Вас прокомментировать работу проектировщиков нового завода…

— В тендере на право проектирования завода приняли участие около десяти проектных организаций Москвы. Одна из причин, почему мы выбрали «Моспромтранспроект», состоит в том, что при посещении компаний и просьбе познакомить меня с непосредственными исполнителями, оказывалось, что они или в отпуске, или в командировке, или на больничном и, кроме красивого здания и рабочих мест, показать больше нечего. В «Моспромтранспроекте» мне сразу же представили главного инженера проекта, исполнителей, предполагаемые сроки. Чуть дольше пришлось поторговаться о цене вопроса. Естественно решение было принято в пользу «МПТП».

Конечно, в ходе работы гладко было не все. Где-то мы нечетко формулировали задание, где-то нас не так понимали проектировщики. Но так бывает, и главное — мы уже построили самый современный завод в Москве. Проектировщик всегда шел рядом с нами, устранял замечания, дорабатывал проект. Уже теперь, когда завод построен, хотело бы, чтобы и конструкции были более изящными, невесомыми, и чтобы работы были выполнены дешевле и быстрее. Заводов с такими возможностями по объемам в Москве единицы, а по возможностям в номенклатуре аналогов нет. Наш бетонный узел уже сегодня готов выдать 1500 куб. м товарного бетона в сутки «не напрягаясь», а если потребуется, то и 3 тыс. куб. м — и это реально.

Сейчас завод уже «на выходе», в стадии госприемки — последовательно сдаются строительные очереди. Надеюсь, что окончательно он будет сдан в первой половине следующего года. Достраивается уникальный обогреваемый склад инертных материалов — его объем составляет около 28 тыс. куб. м. Здесь одного лишь монолитного бетона уложено 16 тыс. куб. м, но этот склад даст нам возможность в любое время года выпускать качественную продукцию. Таких складов, пожалуй, нет ни на одном из заводов Европы.

— При всех положительных свойствах проекта не можем не заметить: производственные площади из городов сегодня выводятся. Понятно, что вы представляете строительное, востребованное Москвой предприятие. Но все же, чтобы строить завод в столице, нужно не сомневаться в правильности решения…

— Это одно из самых современных предприятий стройиндустрии не только в Москве, но и в России. Завод построен практически с нуля — крупнопанельное производство, которое находилось здесь ранее, было ликвидировано, и на его месте возведено новое, по мощности и уровню автоматизации не имеющее в Москве аналогов. Во-первых, это крупные мощности по производству товарного бетона. Поставщик оборудования, финская компания STELL-KAMET, обычно комплектует проекты сдвоенным смесительным узлом — этого достаточно, чтобы обеспечить крупные по европейским меркам объемы производства. У нас таких сдвоенных узлов два, их суммарная мощность достигает 1 тыс. куб. м бетона за смену. Во-вторых, на заводе смонтирована и действует автоматическая немецкая линия MAZA по изготовлению изделий методом вибропрессования — ее мощность такова, что мы способны выдать до 1 тыс. кв. м за смену.

Работу всего оборудования обеспечивает солидное складское и вспомогательное хозяйство. Кроме теплого склада инерта, о котором было сказано раньше, смонтирован склад цемента — это 12 «банок» по 500 т каждая. Мы можем перемещать цемент из банки в банку, направлять его на различные производственные участки. Определенный запас материалов может быть накоплен отдельно на участке вибропрессования — это также позволяет упростить перемещение грузов по территории и обеспечить бесперебойную работу оборудования.

Отдельно следует сказать о хозяйстве по химдобавкам. У нас имеется 4 емкости по25 куб. м — в них добавки растворяются в воде, после чего поступают на бетоносмеситель уже в жидком виде, что позволяет намного лучше перемешивать бетон. Точность дозирования добавок — до 1 %, то есть очень высокая.

На производственные участки осуществляется централизованная подача воздуха: четыре автоматических компрессора шведской фирмы «Аtlas-Copco», сконцентрированные в единой точке, обеспечивают сжатым воздухом все пневматическое оборудование завода. Разгрузку и транспортировку цемента обеспечивает пневмотранспорт. Имеется на заводе и солидное весовое хозяйство — мы взвешиваем автомобили и вагоны, поступающие на предприятие. Электронные весы установлены на ж/д линиях приема цемента и инертных материалов. С учетом особенностей нашего климата, реализована система прогрева вагонов: инертные материалы, намокшие и затем попавшие в мороз, смерзаются в «монолит», разгрузить который можно только после прогрева. У нас построен тепляк, который позволяет создать температуру до 80 0С. Вагон стоит в нем несколько часов, и этого оказывается достаточно для размораживания груза. Автоматизированы приводы люкоподъемников. Есть два маневровых локомотива, оборудованных современной автоматикой для выхода на ж/д станцию, а также маневровые лебедки для перемещения вагонов.

Наконец, большое значение уделяется экологии: обеспечена аспирация на всех участках, заканчиваются монтажные работы на водоочистных сооружениях — на предприятии будет реализован замкнутый цикл водооборота. В том числе будет использоваться вода, оставшаяся после промывки миксеров.

— Вероятно, такому оборудованию требуется значительная «интеллектуальная поддержка». Обеспечены ли вы кадрами?

— Наше оборудование имеет высокую степень автоматизации, поэтому количество персонала сведено к минимуму. На каждом участке — несколько операторов и минимум вспомогательных рабочих. Все ключевые специалисты, ответственные за технологический передел, прошли обучение и имеют сертификаты в соответствии с требованиями отрасли. Если нам требуется сторонняя поддержка, например разработка новых производственных технологий, то мы обращаемся в московские научно-технические центры — это НИПКИ«Стройиндустрия» или КТБ ЖБ — головная организация по нашему профилю при НИИЖБ. Отладку оборудования ведут представители фирм-поставщиков.

— Владимир Иванович, сегодня одной из важных проблем строительной индустрии является обеспечение стабильного уровня качества. Каким образом добиться этого показателя в условиях, когда зачастую нестабильным оказывается качество исходных материалов — цемента, инертных?

— Система контроля качества на нашем предприятии базируется на нескольких уровнях: задействованы и внутренние службы завода, и контрольное управление холдинга «ДОН-Строй», и государственные надзорные органы. Контроль всей выпускаемой продукции лежит на ОТК — проверка осуществляется не только по всем параметрам ГОСТ, но и некоторым дополнительным свойствам, которые могут быть определены заказчиком. Так, для бетонных смесей речь идет о таких показателях, как класс, морозостойкость, подвижность, водонепроницаемость; в некоторых случаях требуется проверка на истираемость. Также, как любое другое предприятие строительной индустрии, мы можем в любое время подвергнуться проверке со стороны государственных контролирующих органов — визиты ИГАСН носят спонтанный характер и не позволяют заранее подготовиться. Нас эта практика не беспокоит, потому что мы заинтересованы в объективном понимании собственного уровня. Также, безусловно, вся подлежащая сертификации продукция проходит проверку в соответствующих органах.

— Сейчас многие ваши коллеги высказывают претензии к качеству цемента. Насколько актуальна проблема нестабильности качества такого материала, а также инертных?

— Исходные материалы проходят входной контроль в нашей заводской сертифицированной лаборатории. Контроль проводится пооперационно. Проблема цемента не настолько острая, как иногда кажется. Во-первых, мы работаем лишь с теми поставщиками, кто дорожит своей репутацией. А посредники в цепочках практически отсутствуют. В случае, если у нас возникают какие-либо нарекания, то мы решаем все вопросы в рабочем порядке, напрямую связываясь с поставщиками.

Во-вторых, мы выпускаем широкую номенклатуру продукции, и поэтому исходный материал, непригодный для одного из ее видов, может оказаться приемлемым для других. У нас не было случаев, чтобы на завод поступила партия цемента, которая совершенно не соответствовала бы своему паспорту. Могут варьироваться отдельные свойства, например время схватывания. Но эта проблема решается с помощью нашего оборудования — как правило, мы можем скорректировать нужные свойства цемента с помощью добавок и получить нужные марки бетона.

В-третьих, имеющиеся у нас большие складские возможности позволяют при необходимости выдать соответствующие объемы продукции. Благодаря возможности накопления значимых объемов материалов мы можем контролировать исходные компоненты заранее, а не принимая их «с колес».

— Какие именно дополнительные проверки, кроме требуемых согласно ГОСТу, может сделать заводская лаборатория? Огнестойкость конструкции, морозоустойчивость, реакция окрашенных изделий на ультрафиолет?

— Мы осуществляем контроль «гостируемых» параметров на поступающие материалы. Это модуль крупности и отмучивание для песка, фракционный состав, лещадность и прочность щебня, время схватывания и реологические свойства для бетона. В процессе работы, с учетом расширения номенклатуры продукции, мы дополнительно комплектуем нашу лабораторию, но лишь теми позициями, что становятся необходимы для постоянной работы. Если необходимости в регулярном проведении испытаний нет, мы отдаем изделия на проверку специальным организациям. В частности, это НИПКИ «Стройиндустрия», с которым мы работаем на основе долговременного договора.

Что касается огнестойкости, то она оценивается не для наших строительных изделий, а для конструкций в целом, и «пообъектно» выполняется соответствующими специалистами органов пожарного надзора. Оценка морозоустойчивости изделий — процесс длительный, до месяца, и требующий специального дорогостоящего оборудования. Проверка на ультрафиолет делается организацией, которая поставляет нам красители для вибропрессованных изделий.

— Судя по всему, «Северная Заря» в перспективе сможет выйти на такой рынок, как производство сухих строительных смесей…

— Маловероятно, чтобы мы занялись этим направлением. Дело в том, что делать высокомарочный бетон, который требуется, в частности, в монолитном строительстве и на производство которого ориентирован наш новый завод, правильнее в заводских условиях. Например, перемешивание модифицирующих добавок в смесь намного качественнее происходит не в сухом, а в жидком виде. Обеспечить такой уровень перемешивания в условиях заводской площадки легче — в нашем распоряжении есть смеситель с принудительным режимом смешивания, тогда как на строительной площадке для смешивания будут использованы в лучшем случае обычный миксер, а то и просто бадья и лопата. Зная об этом, производители сухих строительных смесей вынуждены компенсировать «человеческий фактор» стройплощадки высоким количеством добавок. Но уровень цен, который установился на эту продукцию, и несложный расчет показывают, что производство и продажа сухих строительных смесей сегодня либо не рентабельны, либо надо вводить клиентов в заблуждение. Ни то, ни другое положение нас не устраивают, поэтому «Северная Заря» ориентируется на поставку товарного бетона. Единственная близкая к сухим смесям позиция, которую мы можем при необходимости поставлять, так называемый «тощий бетон», то есть заранее приготовленная на предприятии смесь цемента, инертных материалов и добавок. Но тощий бетон не предназначен для длительного хранения — он не тарируется в мелкую расфасовку, а, как правило, поступает напрямую на бетоносмесительный узел заказчика.

— Какие виды товарного бетона и изделий на данный момент производит «Северная заря»?

— В основном это бетоны марок В-25, В-30, В-35 для монолитного строительства, готовы изготовить марки В-45, В-60,а также партии специальных бетонов, например мостовых или гидротехнических. При необходимости в бетон могут быть введены стальная фибра или волокна. Наше оборудование позволяет все это, дело лишь в «цене вопроса».

— А способно ли предприятие сманеврировать в производство крупных железобетонных изделий для сборного или сборно-монолитного домостроения?

— В составе предприятия действуют две производственные площадки. На одной мы сейчас находимся, а вторая — это бывший 355 комбинат железобетонных изделий Минобороны, который является предприятием с 57-летним стажем работы и может осуществлять комплектацию строительства жилых домов серии П-111М в объеме до 100 тыс. кв. м в год. Однако практика холдинга «ДОН-Строй», работающего преимущественно в элитном секторе строительства, показала, что сегодня выгоднее работать в монолитных технологиях. Именно по этой причине бывший 169 завод и подвергся коренной модернизации. Так что структура нашего предприятия позволяет ориентироваться на потребности рынка.

— Насколько развит транспортный цех предприятия — какие объемы продукции можете вывезти собственными силами?

— Что касается железнодорожного транспорта, которым мы доставляем исходные материалы, то своего вагонного хозяйства мы не имеем — выгоднее пользоваться транспортными средствами предприятий-поставщиков.

Хорошо развит наш транспортный цех — фактически, при «Северной заре» функционирует небольшое управление механизации. У нас 49 машин-миксеров, 4 самосвала объемом 12 куб. м, 5 ед. 30-тонных цементовозов. Мы можем поставить до 2 тыс. куб. м бетона за смену собственными силами. В случае, если приходится обеспечивать более значительные объемы, приходится арендовать машины, но такие ситуации сравнительно редки. В целом поставка и товарного бетона, и изделий вибропрессования осуществляется за счет собственных машин.

— Каков ассортимент продукции с линии Maza — виды изделий, цветовые, фактурные варианты?

— Благодаря большому количеству пресс-форм мы можем производить очень разнообразную номенклатуру. Это до 17 видов фасадного кирпича, до 7 видов крупных фасадных блоков. Это три вида бордюрного камня — магистральный, дорожный и садовый. До 40 видов тротуарной плитки. Все производство автоматизировано.

Что касается окраски изделий, мы используем современные красители зарубежных производителей. Так как номенклатура этих компонентов сложна, мы пользуемся услугами профессиональной компании ООО «Пигмент Док». Известная проблема, свойственная всем предприятиям стройиндустрии, это выпуск нескольких партий изделий с идеально точным попаданием в цвет, но мы решаем эту задачу, отслеживая стабильные поставки материалов из Германии (BAYER), Китая (A.S.Prechaza), Чехии (Precolor). Отмечу, что наше оборудование позволяет изготавливать изделия, окрашенные послойно. Может быть, кто-то из архитекторов захочет воспользоваться этим как дополнительным средством для выразительности, но также эта опция может использоваться для экономии красителя — когда окрашивается только наружный слой изделия.

 В нашем распоряжении сплиттер — станок, который раскалывает готовые изделия, обеспечивая естественную рустовку поверхности. Также имеются формы, которые позволяют добиться схожего эффекта, но более технологичным способом. Есть и оснастка, которая позволяет формировать изделия с каннелюрами. Нечасто востребуемая опция, которую мы также можем обеспечить, это искусственное старение изделий: обычные блоки загружаются в стальной, футерованный резиной, вращающийся барабан, где перетираются друг с другом. Таким образом, изделия по внешнему виду будут неотличимы от старых.
 
— Как правило, производственники стремятся упростить номенклатуру, а вы ее усложняете…

— Архитекторы, работающие с «ДОН-Строем», избалованы теми творческими возможностями, которые дает им руководство этой компании. Нам иногда кажется, что требование изготовить фасадный камень непременно особой формы и окраски, это каприз творческого человека. Но мы стараемся выполнить и такой заказ, хотя он и усложняет жизнь производственников.

Автор: по материалам редакции
Дата: 14.12.2005
«Федеральный строительный рынок» № 3
Рубрика: ***




«« назад