Публикации »

Самый востребованный транспорт

Россияне вообще и жители крупных городов в частности в большинстве своем не осведомлены о статистике пассажирского транспорта. На вопрос, какой вид транспорта перевозит самое большое количество пассажиров, они обычно называют метрополитен, железную дорогу или автобус. И мало кто угадывает верный ответ — на самом деле это пассажирский лифт в многоэтажном доме.

Вначале — предисловие от редактора. Сегодня лифтовая отрасль переживает не самые легкие времена — она находится в процессе реформирования. «Вопросов в реформе коммунального хозяйства больше, чем ответов», — сказал нам осведомленный выскокопоставленный сотрудник лифтовой компании. 

Во-первых, предприятия, занятые на эксплуатации лифтового хозяйства, сегодня меняют форму собственности — идет активный процесс акционирования всех унитарных предприятий, задействованных в обслуживании систем ЖКХ. Следствия этих действий — неопределенный статус имущественного комплекса: как правило, предприятия занимают недвижимость на условиях хозяйственного управления, с вытекающими отсюда льготами по платежам. Преобразованные в АО, эти компании станут арендаторами городского имущества, а следовательно, экономика их деятельности существенно поменяется.

Во-вторых, само лифтовое хозяйство постепенно изнашивается. За счет каких накоплений обновлять лифтовое оборудование, если оно не находится на балансе эксплуатирующих организаций, а эксплуатирующие компании не могут получить кредитов в банках — ведь это кредиты на ремонт чужой собственности?

В-третьих, сегодняшние «естественные монополисты» — тресты, обслуживающие лифтовое хозяйство, — по хорошей привычке или волей-неволей работают на формирование инфраструктуры, обеспечивающей их деятельность. А именно, это подготовка кадров, поддержка новых разработок, помощь предприятиям во внедрении новой продукции в серийное производство. Если образованные акционерные общества будут вынуждены думать в первую очередь о прибыли, а не о безопасной эксплуатации лифтов, то как это отразится на качестве работы самого распространенного транспортного средства?
Есть еще и вопросы «в-четвертых», и «в-пятых», «и так далее». Таким образом, говоря о реформе лифтовой отрасли, нужно помнить важнейшую заповедь хирургов — «не навреди».

О состоянии лифтовой отрасли в одном из наиболее благополучных регионов страны — столице — говорят цифры, которые привел в своем докладе на ноябрьском заседании коллегии Юго-Западного административного округа Москвы генеральный директор МГУП «Мослифт» Анатолий Алексеевич Золкин. По его словам, население и лифтовое хозяйство Юго-Западного округа Москвы по численности сопоставимо с лифтовым хозяйством любого российского города-миллионника, приведенная статистика дает примерное представление о состоянии дел в стране.

— Лифтовое хозяйство в 9 районах округа из 12 обслуживают два филиала «Мослифта» — СУ-8 и СУ-16. На 1 ноября текущего года на обслуживании находятся 6 756 лифтов, 99 ДОС, 2945 видеокамер подъездного видеонаблюдения, 23 пункта экстренной связи и 753 запирающих устройства подъездов. Из общего количества лифтов 96 отработали более 25 лет и нуждаются в модернизации.

Позвольте кратко доложить, что нами сделано по улучшению качества нашей работы и какие достигнуты результаты.

Наша работа строится на основе совместного с префектурой перспективного плана на период 2003–2008 гг. по улучшению состояния лифтового хозяйства. Согласно этому плану, мы в рамках общегородской программы «Мой двор, мой подъезд» с начала года привели в хорошее эстетическое состояние 786 лифтов, выполнив работы на сумму 1 млн. 145 тыс. руб., в т. ч. затратив 710 тыс. руб. собственных средств.

Руководящие работники наших филиалов постоянно участвуют в селекторных совещаниях в префектурах и районных управах, что помогает нам оперативно решать все вопросы, касающиеся лифтового хозяйства.

В таких отдаленных районах, как Южное и Северное Бутово, действует филиал аварийной службы и мобильные экипажи, что позволяет нам выдерживать нормативные сроки освобождения пассажиров из аварийно остановившихся лифтов и оперативно запускать их в работу.

Наши линейные работники — прорабы и старшие прорабы наладили и поддерживают постоянную связь с общественностью жилых домов. Все лифты после капитального ремонта, замены или модернизации в обязательном порядке передаются на общественную сохранность старшим по домам и подъездам. В 2004 г.передано 113 лифтов, за 9 месяцев 2005 г. —165 лифтов.

Уже второй год действует наша «горячая линия», телефон, который мы регулярно размещаем в кабинах лифтов и в окружных и районных СМИ. При этом у нас действует обязательная обратная связь с жителями, позвонившими на «горячую линию», и лифт держится на контроле до тех пор, пока мы не получим подтверждение жителя, что у него нет претензий к работе лифта (2004 г. — 132 обращения, 9 мес. 2005 г. —120 обращений).

Кроме того, мы ежемесячно получаем от ДЕЗ письменные отзывы о качестве нашей работы, замечаниях и пожеланиях, а также систематически проводим опрос дирекций единого заказчика по специальной анкете. Анализ анкет ДЕЗ Юго-Западного округа показывает, что наша работа оценивается как хорошая. Также налажен выборочный опрос жителей, и надо скзаать, что жители оценивают работу лифтов построже — примерно половина оценивает на «хорошо», половина на «удовлетворительно», а иногда — как неудовлетворительную.

В конце прошлого года «Мослифт» впервые включил в конкурсные предложения обязательства по инвестициям в капитальные ремонты лифтов за счет прибыли. На 2005 г.  по Юго-Западному округу «Мослифт» обязался выполнить капитальные работы на сумму 3,8 млн. руб., за 10 месяцев освоено  2,4 млн. руб., а до конца года инвестиционная программа будет выполнена полностью.

Каковы же результаты нашей работы по улучшению качества обслуживания лифтов и ОДС?

Основными объективными показателями работы лифтов мы всегда считаем два фактора: количество сбоев в работе, зафиксированных на ОДС, и число жалоб жителей на работу лифтов.

Сначала остановлюсь на сбоях. За 10 месяцев 2005 г. на один обслуживаемый лифт приходится 5,1 сбоя по всем причинам, из них по техническим причинам — 3,3 сбоя. Это на 20 % меньше, чем за тот же период прошлого года. То есть в квартал на один лифт приходится 1,5 остановки по различным причинам, что гораздо ниже «Норм простоев лифтов вследствие эксплуатационных отказов», разработанных и утвержденных НПО «Лифтмаш» 4 сентября 1992 г., которые составляют 2,16 остановок. Но тем не менее мы считаем, что у нас еще есть неиспользованные резервы по снижению числа отказов в работе лифтов. Хочется отметить и тот положительный с нашей точки зрения факт, что возросла требовательность наших заказчиков к случаям нарушения нами нормативных сроков пуска лифтов в работу. Несмотря на то, что число таких фактов снизилось на 20 % (было 111 случаев, стало 81), штрафные санкции в этом году в наш адрес возросли в полтора раза (с 200 тыс. руб. до 327 тыс. руб.).

Теперь о жалобах и обращениях в вышестоящие инстанции. Мы все понимаем, что если человек пишет письменную жалобу, то проблема, что называется, его «достала». Поэтому такие обращения объективны по определению, и мы очень внимательно относимся к их рассмотрению.

За 10 месяцев текущего года на лифты, обслуживаемые «Мослифтом» в округе, поступило 9 жалоб в различные инстанции, а за весь 2004 г. их было 22 — улучшение налицо.

Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, обостряется проблема вандализма в лифтах. Если за 2004 г. в обслуживаемых нами лифтах было повреждено 55 единиц оборудования на сумму 1млн. 973 тыс. руб., то за 9 месяцев 2005 г. повреждено 88 единиц лифтового оборудования на общую сумму 2 млн. 642 тыс. руб. В том числе полностью сгорели три лифта и еще три частично, сломано 17 створок дверей кабины и 22 створки дверей шахты.

Наши просьбы и пожелания:
  профинансировать работы по программе «Мой двор, мой подъезд» на 2006 г. в объеме, достаточном для реализации предложений, направленных в префектуру Юго-Западного округа; 
  перейти к заключению договоров на долговременной основе или пролонгировать их, так как люди хотят быть уверенными в завтрашнем дне;
  поручать выполнение капитальных работ на лифтах тем организациям, которые ведут их техническое обслуживание;
  обратить внимание на состояние лифтов в каркасно-приставных шахтах, которые могут быть небезопасны в работе и подлежат замене;
  изыскать средства для окончания работ по установке на лифтах устройств безопасности УБ-1.

Заместитель генерального директора МГУП «Мослифт» В. И. Бычков курирует направление деятельности, связанное с системами диспетчеризации, установкой и обслуживанием технических средств безопасности и систем.

Пять лет назад МГУП «Мослифт» приступило к освоению нового для себя направления деятельности — к установке и обслуживанию систем охранного видеонаблюдения. Не секрет, что криминогенная обстановка, сложившаяся в последние годы в России и в Москве в частности, заставляет прибегать к мерам, обеспечивающим безопасность граждан, где бы они ни находились: на улицах, в транспорте, наконец, в доме, где они живут. Что касается последнего, то, к сожалению, на сегодняшний день наш дом не является «нашей крепостью». Связано это с недостаточной защищенностью квартир, подъездов, подвалов, чердаков, лифтов техническими средствами охраны.

Правительством Москвы в 2003 г. была принята Комплексная городская целевая программа борьбы с преступностью. МГУП «Мослифт» является активным участником ее подпрограммы «Безопасность москвичей», главной целью которой является обеспечение безопасности жителей в местах их проживания, сохранности жилищного фонда, инфраструктуры жилого сектора и имущества. С этого времени «Мослифт» выполняет работы по проектированию, монтажу и техническому обслуживанию систем охранного видеонаблюдения. Если говорить о доле «Мослифта», то она составляет примерно четвертую часть.

Наряду с другими организациями мы принимаем самое активное и непосредственное участие в обеспечении безопасности горожан. Первая экспериментальная комплексная система видеонаблюдения за подъездами и прилегающими к ним территориями при нашем непосредственном участии была установлена еще пять лет назад в Тверском районе.

На сегодняшний день современная охранная система видеонаблюдения помимо традиционного наблюдения за подъездами жилых домов и прилегающих к ним территорий включает в себя контроль за состоянием жилищного фонда и за нештатными ситуациями на территории микрорайонов, с обеспечением передачи аудио- и видеоинформации с места установки оборудования оператору или сотруднику подразделений вневедомственной охраны.

Система состоит из передающих видеокамер, центрального поста видеонаблюдения, автоматизированного компьютерного центра. Данные передаются по каналам московской волоконно-оптической сети.

Вся информация записывается, архивируется в цифровом виде, а при необходимости может быть как представлена в визуальном варианте, так и распечатана на бумаге. Нашим предприятием уже реализованы проекты по монтажу систем видеонаблюдения в Восточном, Юго-Восточном, Северо-Восточном, Юго-Западном и других административных округах столицы. Статистика подтверждает, что благодаря внедрению этих систем количество правонарушений здесь значительно сократилось.

В связи с этим хотелось бы несколько слов сказать еще о таком важном аспекте нашей деятельности, осуществляемой в рамках программы «Безопасность москвичей», как внедрение систем экстренной связи. Что под этим подразумевается? В таком мегаполисе, как Москва, милиционера через каждый метр не поставишь. Совместно с органами УВД, районными ДЕЗами на территории административных округов были определены наиболее криминогенные места, где установлены вышеназванные системы, оснащенные переговорным устройством и видеокамерой, которые выполнены в антивандальном исполнении. Над переговорным устройством на большой высоте установлены видеокамеры с высокой разрешающей способностью, которые могут поворачиваться на 3600 по горизонтали и на 1800 по вертикали и позволяют детально осматривать территорию по команде оператора или работника милиции.

В случае какой-либо экстренной ситуации человек может воспользоваться этой системой нажатием одной лишь кнопки. Оператор, получивший сообщение, тут же связывается с отделом внутренних дел, который действует сообразно обстоятельствам. Но еще до реакции оператора камера автоматически поворачивается в сторону абонента и начинается запись события. Вся аудио- и видеоинформация также записывается в архив. При разработке системы экстренной связи «Мослифт» применил новейшую технологию аудиосвязи на основе IP-технологии, не имеющую аналогов при разработке подобных систем в России. Вызов может быть направлен в любую службу г. Москвы. В данной системе применяется интеллектуальная обработка видеосигнала и автоматически распознаются автомобильные номера, оставленные предметы, лица людей и т. п.По оценкам специалистов, случаи грабежей и хулиганских действий в этих районах значительно снизились. К сожалению, ограниченные возможности финансирования приостановили нашу работу по внедрению в городе еще семи систем экстренной связи, но ее возобновление по-прежнему остается актуальным.

Сейчас многие фирмы занимаются монтажом систем видеонаблюдения, но далеко не каждая из них готова предоставить такой перечень услуг, который предлагаем мы, — от проектирования до внедрения с последующим гарантийным и сервисным обслуживанием. А какое обслуживание может организовать фирма-однодневка, которая получает заказ от ДЕЗа лишь потому, что предложила более низкие цены? Есть примеры, когда подобные фирмы устанавливали видеокамеры, а кабель от них цепляли чуть ли не за ветки деревьев… Конечно, их уже никто после этого не видел, но деньги-то за такие с позволения сказать услуги уже заплачены. В нашей практике были случаи, когда «Мослифт» принимал на техническое обслуживание объекты, где уже поработали такие горе-специалисты, и был вынужден исправлять недоделки и брак в их работе.

Кроме того, все предлагаемое нами оборудование сертифицировано и предназначено для комплексного решения задач по созданию систем безопасности.

Есть еще одно неоспоримое преимущество МГУП «Мослифт» — это высокий уровень наших специалистов, которые обеспечивают гарантию качества всех выполняемых работ. Например, когда мы только начинали развивать новое для себя направление, возникали трудности с технической документацией, потому что проектных организаций, способных ее разработать, на тот момент не было. Эту работу мы взяли на себя, постепенно шаг за шагом накапливая опыт. Сегодня в структуре нашего предприятия в каждом филиале созданы монтажные участки, участки технического обслуживания, набран штат наладчиков и системных администраторов. Разумеется, все это ставит нас в число организаций, которым город доверяет и в которых видит своих надежных партнеров.

В свою очередь, мы понимаем, что в условиях рыночных отношений только качественные услуги и профессионализм могут обеспечить нам то признание и репутацию, которые мы сегодня имеем.

Учет потребления энергоресурсов

Одной из важнейших задач, стоящих перед городским хозяйством в области совершенствования системы расчетов за холодное и горячее водоснабжение, сокращения сверхнормативного водопотребления в жилых зданиях, а также стимулирования экономии воды потребителями, является организация комплексного учета потребления тепла и воды. При этом оптимизация расхода ресурсов не может быть решена без адекватной оценки самого расхода, а актуальным является наличие как общедомового, так и поквартирного прибора учета воды и тепла.

Стоит отметить, что если организация общедомового учета позволяет оптимизировать расходы энергопотребления на муниципальном уровне, то поквартирный учет касается каждого жителя города, давая ему возможность реализовать свое право платить именно за то, что он в действительности потребляет.

Заслуживает внимания и техническая реализация системы учета. При ее организации с помощью системы АСУД-248 возможно использование существующих линий связи от районных ОДС, что позволяет сэкономить на их прокладке и получить заведомо качественное обслуживание специалистами МГУП «Мослифт». Информация с системного блока по волоконно-оптическим линиям передается на ЕИРЦ. Внесение полученной информации в ЕПД производит программное обеспечение ООО «ТБН-Софт».

В этой области одним из наиболее передовых и масштабных внедрений в сфере комплексного учета потребления ресурсов в Москве является действующий экспериментальный проект в микрорайоне Гавриково Юго-Западного округа Москвы, позволяющий упорядочить систему учета водопотребления с использованием общедомовых и поквартирных приборов учета.

По заказу ГУП ДЕЗ района Южное Бутово разработана проектная документация ОАО «Моспроект» на «автоматизированную систему учета энергопотребления в микрорайоне «Гавриково».

В вопросах поквартирного энергоучета МГУП «Мослифт» предлагает свое схемотехническое решение основанное на проводной связи. В данном случае используется концентратор измерения расхода (КИР). Погрешность счета импульсов, поступающих от расходомера на КИР,  — не более ±1 импульс на 1000 импульсов. При всех особенностях этого варианта его отличают простота решения и низкая цена, что отвечает большинству экономических требований.

Схема работы системы следующая. Сигнал от водосчетчиков квартир приходит на концентратор измерителей расхода (КИР), установленный в поэтажном щитке. Далее информация поступает и регистрируется на мультиплексоре (один на 8 подъездов) и передается для накопления и хранения на системный блок в ОДС, сюда же поступает информация с общедомовых приборов учета. Для обработки накопленной информации разработано программное обеспечение, которое каждый час производит опрос КИРов. Программа дает возможность получать информацию о расходе в табличном и графическом виде.

Реконструкция объединенных диспетчерских систем

С началом массового строительства жилых домов повышенной этажности в Москве существенно возросла оснащенность таких строений различным инженерным оборудованием: лифтами, электрощитовыми, системами центрального отопления и водоснабжения, оповещения о пожаре и т. п.
Появилось большое количество технических помещений (подвалов, коллекторов). Это оборудование требовало и требует постоянного контроля за его работоспособностью.

Для решения указанных задач еще в 1970 г. в жилищное хозяйство Москвы стала внедряться система наблюдения за состоянием инженерного оборудования типа «ОДС-320» Будучи весьма прогрессивной для своего времени, она обладала и обладает, находясь в эксплуатации до сих пор, рядом недостатков:
  затратность монтажных работ (для каждой системы ОДС прокладывалось примерно 14 км кабеля связи марки ТПП емкостью от 10 до 100 витых пар);
  релейная автоматика устройств контроля, следовательно, и низкая эксплуатационная надежность системы;
  отсутствие функции фиксирования отказов наблюдаемого оборудования;
  затрудненность передачи информации о технических неполадках организациям, осуществляющим его техническое обслуживание;
  невозможность работы с современным компьютеризированным инженерным оборудованием зданий.

Для устранения отмеченных недостатков, начиная с 1995 г., МГУП «Мослифт», являющееся крупнейшей специализированной организацией по монтажу, замене и реконструкции ОДС, приступило к опытным разработкам с целью внедрения устройств контроля с применением микропроцессорной техники. Спустя два года первые такие устройства контроля были внедрены на двух московских ОДС.

С 1998 г. системы «ОДС-320» реконструировались уже на базе автоматизированной системы управления и диспетчеризации АСУД-248, разработанной и выпускаемой НПО «Текон-Автоматика». Она предназначена для управления инженерным оборудованием зданий. Диапазон функций АСУД весьма широк. Система способна осуществлять прием и обработку информации, поступающей от аппаратуры лифтов, от датчиков, установленных на другом инженерном оборудовании зданий. Она обеспечиваетавтоматическую громкоговорящую связь с пассажирами лифтов, с жителями, а также с представителями служб коммунального хозяйства, находящимися в подъездах, машинных помещениях лифтов, электрощитовых и других помещениях. В полном автоматизированном режиме АСУД осуществляет управление освещением отдельных зданий и сооружений и даже освещением района по заданной программе. Под постоянным контролем находятся и уровень исправности осветительной аппаратуры, состояние охраняемых дверей и люков зданий, а также переговорных устройств.

Автоматизированная система осуществляет прием аварийных сигналов пожарного оборудования и контроль его исправности, производит необходимое дистанционное измерение температуры, давления и расхода воды в центральных тепловых пунктах. В автоматическом режиме фиксируются и документируются отказы лифтового и иного оборудования, вскрытие дверей и люков. В соответствии с нормативными требованиями записываются переговоры диспетчера и регистрируются заявки жителей. Естественно, аппаратура АСУД выполняет и непрерывный автоматический самоконтроль.

Структура АСУД отражает общие тенденции развития современных систем телеконтроля и управления. Прежде всего это применение компьютера на диспетчерском пункте для обработки информации, поступающей от наблюдаемых объектов, и формирования управляющих воздействий, а также для реализации диалогового режима работы оператора. Максимально уменьшены затраты на прокладку линий связи и монтаж оборудования.

О кадровой политике «Мослифта» рассказала начальник управления персоналом компании, Тамара Александровна Комкова.

— Основная проблема сегодняшней конкуренции на рынке труда в том, что мы единственная организация, которая системно подходит к подготовке кадров, однако этой работой пользуются все конкурирующие с нами организации. Противостоять этому, увеличивая заработную плату, мы можем лишь до известного предела: зарплата наших работников и так в среднем выше, чем в жилищно-коммунальном комплексе Москвы. До начала 1990-х гг. работники «Мослифта» готовились в нескольких специальных учебных заведениях. ПТУ-140 работало в вечернем режиме, ПТУ-162 — в дневном. Среднее техническое образование давал электромеханический техникум (ныне колледж № 55).Квалифицированных инженеров готовила кафедра подъемных сооружений МИСИ (сегодня — МГСУ). Когда система «Мослифта» была разделена, финансирование учебных заведений сократилось, а многие работники начали искать более легкий хлеб, «Мослифт» начал испытывать трудности с кадрами. И с возвращением в компанию А. А. Золкина в качестве генерального директора одним из приоритетных направлений работы стало реформирование системы по подготовке кадров. Прежде всего мы предоставили этим учебным заведениям возможность проводить практику на производственной базе, помогаем формировать учебно-материальную базу (оснащение лабораторий, ремонт помещений учебных мастерских, закупка и передача оргтехники и т. д.), что сразу повысило уровень подготовки и заинтересованность самих студентов. Затем мы обеспечили объединение разрозненных учебных заведений воедино, по отраслевому принципу — сегодня они вошли в состав Электромеханического колледжа № 55. Также немалые средства были направлены в оборудование лифтовой лаборатории для нашей кафедры в МГСУ. Эффект вскоре сказался: ребята убедились, что «Мослифт» — организация состоятельная и серьезная, и потянулись к нам, вначале на практику, а затем и на работу.В этом году пришли 49 новых работников. Постепенно мы закрыли наши кадровые потери, и сегодня у нас не более трех десятков вакансий. Во время обучения предоставляется возможность работать несколько дней в неделю — в результате ученики уже получают возможность зарабатывать.

— Насколько велик отсев?

— Более 60 % увольняющихся покидают нас, не доработав год. Основная причина — нагрузка, уровень которой в ходе обучения не все могут оценить правильно. Есть и те, кто, попав в «Мослифт», понимают, что профессиональное будущее представляли по-другому. Но сегодня этот незначительный естественный отсев на нашу деятельность влияет мало. Как правило, нам требуются опытные электромеханики по лифтам, уровня пятого-шестого разрядов, а с ними проблем меньше. Есть и немалый процент тех, кто покидает нас в связи с призывом на срочную службу. Некоторые возвращаются, но не все.

— Тех, кто остается, привлекает зарплата?

— В первую очередь зарплата: мы регулярно индексируем ее, и она вполне достойна на уровне предложений, которые выдвигают небольшие лифтовые компании. Правда, они тоже не дремлют и повышают планку. Также мы широко используем систему дополнительных выплат: в коллективном договоре до 2006 г. отражены выплаты по стажу: с пятнадцати лет каждые пять лет работник получает значительную денежную премию; многим работникам в целях формирования кадрового резерва предприятие оплачивает обучение. Молодые специалисты получают достойные выплаты при регистрации брака, рождении ребенка, призыве в армию и демобилизации. Есть льготы в предоставлении путевок для отдыха.

— А каким образом можно мотивировать работников дополнительно к зарплате?

— Мы много работаем над формированием положительного имиджа компании — сотрудничаем со СМИ, издаем корпоративную газету. Регулярно проводим «дни открытых дверей», помогаем нашим учебным заведениям. Очень востребованным оказался почетный знак «Заслуженный работник «Мослифта» — он вручается тем, кто сделал какой-то значительный вклад в работу организации.

Автор: по материалам редакции
Дата: 14.12.2005
«Федеральный строительный рынок» № 3
Рубрика: ***




«« назад