Бетонная палитра
Все знают, что бетон — серый. Чтобы он выглядел более эстетично, его покрывают цветной облицовочной плиткой, полимерными красителями. Можно ли обойтись без этих дополнительных компонентов? Вполне реально. Лет десять как в странах Евросоюза, США, Японии применяют цветные бетоны. Например, в Америке их производят около 7 млн. куб. м в год. А в России все только начинается. Больших промышленных объемов не достигли, но начало положено. Первой вышло на петербургский рынок с партией цветных бетонов ЗАО «СЗНК — Бетон», один из крупнейших производителей товарных бетонов и растворов в Санкт-Петербурге. О том, как складывается ситуация с перспективной продукцией, каково соотношение спроса и предложения, мы беседуем с директором предприятия Яном Николаевичем Даровским. — Ничего просто так не происходит. Был ведь какой-то стимул приступить к модернизации производства и наладить выпуск цветных бетонов, кому пришла такая идея? — Строительные компании, как и производители стройматериалов, хорошо знакомы с положением дел в отрасли на Западе, следят за новинками. Зная, что мы оперативно и квалифицированно реагируем на запросы клиентов, всегда готовы составить рецептуры по индивидуальным заказам, несколько фирм обратились к нам с вопросом, не может ли компания изготовить цветной бетон. Наши специалисты внедрили такую технологию. Для этого пришлось произвести реконструкцию оборудования, приобрести импортные красители и т. п. В итоге потребители получили новый качественный продукт. — Своевременно ли вы расширяете номенклатуру изделий? Имею в виду в среднем 80-процентное повышение цен на цемент. — Идея о цветных бетонах, что называется, витает в воздухе. Появилась и растет потребность. Наша задача ее удовлетворить, обеспечив реальных и потенциальных заказчиков. Предложение должно в какой-то степени опережать спрос, следуя законам рыночной экономики. Уловить неясные еще самому потребителю ожидания — задача опытных маркетологов. Вспомните, что мобильные телефоны вначале появились как эксклюзив. Сегодня это обиходный массовый товар. С цветным бетоном будет так же. Что касается удорожания цемента (по некоторым цементным заводам в два раза). С мая мы, как и все производители бетонов, вынуждены были повысить цену на свои изделия на 19%, что только компенсировало рост себестоимости производства. У наших коллег цена поднялась еще выше, до 25%. Явление нежелательное, но такова реальность. В нашей индустрии шок, однако, прошел. Будем двигаться дальше. — И все же. Зачем вам потребовалось идти на дополнительные расходы, если по другим бетонам и растворам предприятие вполне конкурентоспособно, входит в первую пятерку производителей. Ведь модернизация производства только в этом году обойдется в 350 тыс. долл.? — Надо двигаться вперед. Любая остановка, задержка в развитии чревата отставанием. Мировая бетонная отрасль не стоит на месте. Мы также идем в ногу со временем, внедряя новейшие разработки мировой строительной индустрии. В данном случае производство цветных бетонов. Пока в этой товарной нише у нас нет соперников. Сильная сторона нашей компании в системном решении ключевых задач, что, в свою очередь, обеспечивает высокую конкурентоспособность предприятия. В доказательство два примера. Четыре года назад «СЗНК — Бетон» выпускал 100 куб. мтоварной продукции в сутки, теперь 2000 куб. м. Рост в 20 раз. В настоящее время, когда ряд заводов только сохраняет или даже снизил объем выпуска бетонов и растворов, у нас производство продолжает идти по нарастающей. Так «голосует» заказчик, обращаясь к нам за традиционными и за уникальными изделиями — фибробетонами, керамзитобетонами, теперь вот и цветными. Отношения производителя и заказчика идиллическими не назовешь. Надо все время соответствовать уровню требований, а значит, идти на шаг впереди общего ранжира. Из четырех составляющих — производство, логистика, реализация, маркетинг — нет более или менее важной. Эффективность каждой и в совокупности — корень успеха. Поэтому проводится постоянный анализ деятельности и регулярные мероприятия по совершенствованию работы всех подразделений и служб. В свою очередь, прогресс не самоцель, а средство наилучшим образом обеспечить клиента необходимой ему продукцией. Дополнительные расходы на организацию производства цветных бетонов в этом же русле. — Понятно, зачем вы поставляете коррозионностойкие, гидротехнические, самоуплотняющийся бетоны, которых тоже почти никто не производит. Они несут функциональную нагрузку, обладают особыми характеристиками. А цветной? — Вы, очевидно, согласитесь, что американцы считают не хуже нас, и неэкономичный товар отвергнут? А они наращивают его выпуск. Цвет несет эстетическую функцию. Но применение цветного бетона еще и выгодно. Оправдано экономически и экологически. Только лишь забетонировать полы зеленым, желтым, фиолетовым бетоном оказывается в полтора раза дешевле, чем наносить затем на поверхность (причем, дважды) цветное полимерное покрытие. За счет упрощения технологии строительства исполнитель также достигает существенной экономии времени, следовательно, инвестор сбережет средства. Что касается экологии, напомню: часто полимеры производят на основе эпоксидных смол, не столь безвредных, как бы хотелось. У цветного бетона этого недостатка нет. Если же говорить о диапазоне применения таких бетонов, он действительно необъятен. Их можно использовать в промышленном, гражданском и жилищном строительстве, настилать полы, производить отделочные работы, применять в стенах, перекрытиях, колоннах, для устройства садовых дорожек, пандусов и т.д. В других странах из цветных бетонов выполняют ландшафтно-декоративные постройки — киоски, произведения малых архитектурных форм, паркинги, станции техобслуживания, коттеджи, аэропорты, многие другие строения. Строителей и заказчиков привлекает их эстетичность, прочность, долговечность, износостойкость. — Каков же был первый серьезный опыт такого применения у нас? — Представители компании, которая занимается строительством нового заводского комплекса в Гатчине, сначала использовали для устройства фундаментов и полов наш традиционный бетон. Менеджеры «СЗНК — Бетон» предложили испробовать цветной. Партнеры заинтересовались, испытали пробную партию. Им понравилось, что механические повреждения полов, практически неизбежные в заводских условиях, нечаянные сколы, царапины остаются незаметными, потому что бетон прокрашен на всю глубину. А потому он не требует серьезного ремонта, замены плитки или дополнительной окраски. Разве что небольшого исправления с помощью шлифовальной машинки. К тому же цветной бетон не образует пыли. И служит такой бетон практически вечно, пока не сотрется, а это произойдет очень не скоро. Окраску также не поменяет. В основе красителя натуральные железоокисные пигменты, которые не подвержены изменениям. Инвесторы после успешных испытаний сделали большой заказ на всю площадь полов строящегося здания — 1200 кв. м.Использовали два цвета. Оливковый в рабочих цехах, где будет трудиться основной персонал, и красный для складских и других вспомогательных помещений. Теперь они объявили, что закажут такой бетон, когда приступят к строительству второй очереди завода, но в более широкой палитре. По их расчетам, они экономили 10 долл. на каждом квадратном метре — вычли стоимость полимерного покрытия. — Промышленное производство — штука дорогостоящая. Здесь недопустимы непродуманные, импульсивные действия. Риск у тех, кто принимает пионерные решения, есть всегда. Но последствия также тщательно просчитаны. Прежде, чем затевать модернизацию, мы проанализировали тенденции в области производства и реализации цветных бетонов на мировом рынке, сделали свой прогноз, изучили, какая техника, какие красители котируются выше, провели технический и экономический мониторинг. Таков стиль работы на фирме вообще. В итоге остановили выбор на немецкой технологии и порошковых красителях из Германии или из Европы. Всегда есть дилемма: плестись в хвосте рынка или участвовать в его формировании. Мы предпочитаем второе. И до сих пор не ошибались. Цветной бетон нужен. В этом у нас нет сомнения. На сегодня мы освоили производство цветных бетонов в объеме 250 куб. м в сутки семи основных колеров в двух вариантах — более и менее насыщенных тонов. До конца года выпуск вырастет вдвое, до 500 куб. м. Причем, клиентам будет предложено на выбор уже десять цветов и в четырех ценовых категориях — в зависимости от цены пигмента и себестоимости производства. В будущем году поставки цветных бетонов возрастут примерно в пять раз, с 1,5–2 тыс. куб. м в 2005 г. до 7–10 тыс. куб. м в 2006 г. — Ян Николаевич, чтобы каким-то товаром воспользоваться, надо знать, что с ним делать, как обращаться. — С этим нет проблем. Мы работаем по принципу «один заказчик — один менеджер». За каждым объектом закреплен специалист, который отвечает за работу по нему и перед заказчиком, и перед нашим предприятием. Он помогает клиенту определиться с маркой бетона и технологией его укладки, присутствует на стройплощадке с момента доставки бетонной смеси, следит за его выработкой, шлифовкой. Это делается ради правильного и качественного применения бетона.К обслуживанию клиента тогда же подключается выездная лаборатория, которая учитывает расстояние до объекта и специфику производимых работ (схема заливки, ответственность конструкции), чтобы своевременно внести, если требуется, корректировку в рецептуры. Между расстоянием от объекта до завода и живучестью и качеством смеси нет прямой зависимости. Гораздо важнее здесь применение современной технологии производства и доставки продукции. Цветной бетон не исключение. Следует добавить, что ЗАО «СЗНК — Бетон» входит в крупный холдинг «СЗНК», а это обеспечивает компании дополнительные преимущества.
— Это, очевидно, не последнее ваше «ноу-хау». Согласитесь, что был риск остановиться на пяти — шести кубометрах, которые изредка заказывали в прошлом году отдельные компании?
Автор: по материалам редакции Дата: 22.08.2005 «Федеральный строительный рынок» № 42 Рубрика: *** |