Рынок спецтехники для сетей водоотведения
Городские сети водостоков, канализации и водопровода, включающие в себя подземные трубопроводные системы, как в Москве, так и в других городах страны находятся в неудовлетворительном состоянии. Профилактическая очистка сетей выполняется не в полном объеме. Так, в водосточных сетях, например, образуются грунтовые и иловые накопления, перекрывающие сечение труб иногда до половины и более. Это приводит к авариям — подтоплению территорий и подвалов зданий, а иногда и к провалам на локальных участках, особенно в период обильных дождей. По техническому регламенту, не менее одного раза в год все городские водосточные и канализационные сети должны очищаться каналоочистительными машинами. О рынке этих машин в России рассказывает генеральный директор ЗАО «Доркомтехника» Николай ЗЕНИТОВ. Каналоочистительные работы в городском коммунальном хозяйстве выполняют машины трех типов: каналопромывочные, илососные и комбинированные. Третий тип — комбинированные машины, совмещающие в своей конструкции первые два типа. Выпуск отечественных машин до недавнего времени сдерживался недостаточной грузоподъемностью и мощностью двигателей отечественных автомобилей. Арзамасский завод коммунального машиностроения (АЗКМ) был единственным в СССР производителем каналопромывочных и илососных машин и выпускал до 400–500 машин в год. Сегодня покупательная способность потребителей резко снизилась из-за недостаточного финансирования коммунального хозяйства городов, что привело к сокращению выпуска этих машин в несколько раз. В то же время появились и новые производители таких машин в России. Прежде всего это компания «Доркомтехника», созданная на базе ГУП «Академия коммунального хозяйства им. К. Д. Памфилова». В составе компании конструкторское бюро, разработки которого реализуются на нескольких заводах, в том числе — и на АЗКМ. Пять лет назад к изготовлению илососных и комбинированных машин приступил Мценский завод коммунального машиностроения (МЗКМ). Эти три предприятия занимают примерно 90% российского рынка каналолочистительных машин. Остальные 10% приходятся на долю различных зарубежных производителей. Лидерами среди них являются датская компания Larsen, сравнительно недавно внедрившаяся на рынок Санкт-Петербурга (благодаря кредитам Всемирного банка), и германский концерн HELLMERS, поставивший свои комбинированные машины в Москву и еще в пять крупных городов. Сегодня в России предлагаются машины и других зарубежных производителей (Италия, ФРГ, Япония), но реальных продаж пока нет. АЗКМ и МЗКМ ориентированы на производство недорогой техники (в 6–7 раз дешевле зарубежных аналогов), которая по карману нашим небогатым эксплуатирующим организациям. В то же время по технико-экономическим показателям эти машины значительно уступают зарубежным. «Доркомтехника» занимает промежуточное положение, производя каналоочистительные машины, основные параметры которых соответствуют импортным машинам при сравнительно низком уровне цен. Именно наша компания в 1997 г. осуществила своего рода прорыв в коммунальном машиностроении, выпустив (на базе АЗКМ) первую отечественную комбинированную машину КО-560. Это стало возможным при участии Московского комитета по науке и технологиям (ОАО «МКНТ»), который финансирует из столичного бюджета наиболее перспективные для Москвы исследования. Для оценки роли комитета в развитии московской науки следует отметить, что на аналогичные нужды из федерального бюджета средств поступает гораздо меньше. При поддержке ОАО «МКНТ» нами разработана и запатентована комбинированная машина нового поколения ДКТ-245. В этой модели использован оригинальный метод создания вакуума, благодаря чему ее технологические возможности значительно возросли. Если на обычной комбинированной машине производительность вакуумного оборудования по воздуху составляет около 750 куб. м/ч, то на ДКТ-245 этот показатель достигает 2 200 куб. м/ч,соответственно увеличилась производительность и оперативность работ при обслуживании водосточных сетей, особенно при ликвидации аварий. Компания на протяжении ряда лет обновляет парк каналопромывочных машин ГУП «Мосводосток» и МГУП «Мосводоканал» за счет поставки современных машин ДКТ-275. Эти машины выпускаются двух модификаций — с установкой немецкого водяного насоса высокого давления URACA или отечественного насоса с дезаксиалом 60 РТ. Машины имеют надежную систему обогрева технологического оборудования, что позволяет использовать их на авариях в городских сетях даже при морозной погоде. По заказу правительства Москвы проведены исследования, которые показывают, что для поддержания водосточных сетей города (а это более 5 600 кмподземных водостоков) в нормальном безаварийном состоянии парк каналоочистных машин нужно увеличить вдвое. Городу необходим комплекс из восьми типоразмеров машин, различных по назначению и конструкции. В ГУП «Мосводосток» в настоящее время машины трех типоразмеров отсутствуют. Это малогабаритные каналопромывочная и илососная машины, комбинированная машина большой вместимости. Ситуация в регионах страны, вне всякого сомнения, намного хуже. По заключенному с ОАО «МКНТ» договору компания «Доркомтехника» разрабатывает и будет производить недостающие типы машин (в будущем они станут доступны и региональным эксплуатирующим организациям), а также в течение 3 лет поставит «Мосводостоку» около 60 единиц техники. Часть этого заказа будет выполняться совместно с АЗКМ.
Гидродинамическое оборудование каналопромывочных машин за счет реактивных сил высоконапорных струй воды очищает трубопроводы различных диаметров (от 150 до 800 мм) и протяженностью участков до 100 м от загрязнений в виде ила, песка, камней и др. Отмытые загрязнения перемещаются потоком воды по трубопроводу к колодцу, откуда они удаляются другими машинами — илососами. Наполнение илососа выполняется через всасывающий рукав за счет создания вакуума в цистерне. Далее илососами загрязнения транспортируются к месту утилизации. Каналопромывочные и илососные машины, как правило, работают совместно.
Автор: по материалам редакции Дата: 22.08.2005 «Федеральный строительный рынок» № 42 Рубрика: *** |