Публикации »

За чертой взлетной полосы

«Планум» в переводе с латыни — равнина, плоскость. В названии югославской строительной компании подчеркнуто, какие ровные дороги она прокладывает и как идеальна поверхность взлетно-посадочных полос для самолетов. Ведь фирма много лет создает и реконструирует аэродромы.

В строительной индустрии по сложности задач и уровню требований — это высший пилотаж. Пожалуй, только такой человек, как Велимир Газивода, и может быть директором представительства в РФ и странах СНГ одного из дочерних предприятий «Планума». Он общителен и открыт в быту, но по работе не спустит малейшей небрежности и ближайшему другу, справедливо считая, что в таком серьезном деле, как аэродромостроение, никто не имеет права на ошибку. Потому что при скорости отрыва самолета от земли в сотни км/час каждый незаметный бугорок таит смертельную опасность. Велимир всегда ответственно принимает решение. Его самого и фирму «Планум Кипр ЛТД», имеющую реноме супернадежной европейской компании, хорошо знают губернаторы и высокопоставленные чиновники ряда сибирских, дальневосточных и северных регионов, где сдавал заказчикам обновленные аэродромы международного класса г-н Газивода. «Я многое получил в этой жизни, теперь мой долг отдавать», — говорит он, разумея, что в молодости прошел прекрасную теоретическую и практическую школу, стал специалистом широкого профиля.

«Планум», с которым связана вся трудовая жизнь Велимира Газиводы, а это более 30 лет, ветеран стройиндустрии. Предприятие в статусе военно-строительного подразделения образовано в начале 1948 г., когда победившая фашизм народная Югославия только-только поднималась из руин. Надо было восстановить оборонную инфраструктуру — коммуникации, аэродромы, спецобъекты, в том числе подземные. Лучшие силы, опытные кадры направлялись сюда. С 1964 г. коллектив «Планума» свои знания и опыт переносит и на гражданское строительство. Примерно тогда же власти разрешили организациям работать по контрактам за рубежом. Югославы издавна ценились как строители. Традиция высокого профессионализма сохранилась и при социализме. Тем более что СФРЮ с полурыночной экономикой не замыкалась от Европы. В Белграде отличных специалистов выпускали архитектурный и инженерно-строительный институты. Затем богатые фирмы, куда молодые конструкторы, мастера и прорабы поступали на работу, командировали их знакомиться с положением дел в отрасли в европейские страны. Ведь и тогда между предприятиями существовала серьезная конкуренция. Побеждали образование, организаторский талант, умение предложить высшее качество продукции за приемлемую цену. В. Газивода вспоминал, как в 1970-е годы его, начинающего инженера-конструктора, периодически на неделю-две отправляли по Италии, Швейцарии, Германии, Франции, Австрии изучать новинки строительной техники и технологии, образцы классической архитектуры, приобрести специальную литературу и вообще быть в курсе современных тенденций. Дома стажеры применяли полученные знания на практике, по рекомендациям молодых людей, которым не боялись доверять, закупалось зарубежное оборудование, совершенствовалось производство стройматериалов и конструкций.

 «Планум» однажды появился на территории Советского Союза в 1977– 1978 гг. Его пригласили сделать шахту лифта, подземный вестибюль и выход к морю для гостиничного комплекса «Ялта». За 8 месяцев трудный контракт был с блеском выполнен. Специалистов этой югославской компании можно было встретить в десятках стран Европы, Азии, Африки. Они строили базы ВВС, дороги, аэродромы, выполняя объем работ на миллиарды долларов. И сейчас одно из структурных подразделений «Планума» строит дорогу в Марокко, где, между прочим, предстоит уложить 15 млн. куб. м земли.
 
В 1991 г. государственная компания со штатом 2,5 тысячи человек стала акционерным обществом, общее управление осталось в Белграде, а дочерние фирмы АО продолжают трудиться в разных уголках мира. «Планум Кипр» волей судьбы обосновался в России. Здесь главные объекты, в бюджет РФ от его деятельности поступает большинство налогов, и налаживать заново жизнь тоже пришлось на российской земле. Велимир и его команда вновь сдали экзамен на зрелость:
— Первые же объекты показали и уровень доверия к нам, и наши возможности — новое строительство и реконструкция аэропортов в Кемерово, Чите и Братске стали нашей визитной карточкой. Тогда же сложились добрые отношения с губернатором А. Тулеевым. Именно в Кемерове «Планум» за 15 лет постепенно создал мощную производственную базу, где находится и людской резерв, и более 200 единиц обычной и специальной техники — бетоносмесители, самосвалы, грейдеры, бульдозеры и т. д. Дальше были реконструкция Усть-Илимского аэропорта, сооружение новой взлетно-посадочной полосы в Челябинске, капитальная реконструкция аэродрома в Магнитогорске. Затем Благовещенск, Тарко-Сале, Магадан, Якутск, Омск. Наконец, в 2001 г. пригласили «на край земли» — в столицу Чукотки Анадырь.

3 августа, в пятницу, я прилетел туда. Представители заказчика сказали: «В понедельник представьте ваши соображения». Я походил, посмотрел. Зона вечной мерзлоты меня не смущала. Уже был опыт Магадана и Якутска, где сходные условия. С людьми, отвечавшими за стройку, договорились быстро. Частный инвестор, хорошо разбираясь в бизнесе, вкладывал деньги, зная подо что и кому. Поэтому дело пошло сразу. «Планум» взял на себя функции генподрядчика и проектировщика. Проектную документацию готовили совместно с питерским институтом «Ленаэропроект», ведущей организацией по объектам в районах Крайнего Севера. Особенность стройки заключалась в том, что проектирование и строительство из-за дефицита времени и климатических условий велись практически одновременно. Чертежи поступали «с колес». Заказчик убедился, что мы надежная, добросовестная фирма, которой можно доверять даже на слово.  

Начинали, впрочем, не по крупному, а довольно скромно, с выборочного ремонта взлетной полосы. Аэропорт действующий, режим полетов нарушать нельзя, поэтому мы перешли на особый распорядок: были готовы к работе в любое время, когда руководство воздушным движением дает нам «окно». Например, с 2 до 5 утра. И будь любезен, действовать быстро, четко и предельно организованно. Полоса при этом находилась в ужасном состоянии. Как там взлетали и садились самолеты, непонятно, русские летчики просто виртуозы. За месяц нам требовалось резко повысить уровень безопасности полетов. Для ремонта поверхностного слоя ВПП наш партнер 26-й ЦНИИ МО РФ поставил уникальный материал, который почти мгновенно приобретает заданную прочность. В начале сентября состоялась проверка самой фирмы «Планум» «на прочность». По техническим условиям, полное застывание материала происходит через 8 часов.Но взлетевший спустя 3–4 часа после завершения ремонта ИЛ-76 случайно проехался колесами по заделанному участку. Когда мне сказали об этом, внутри все похолодело, ведь авария неизбежна. Спрашиваю: «Ну и что случилось?» «Ничего, отвечают». Покрытие действительно оказалось уникальным, успело застыть даже на чукотском холоде.

Первоначальный контракт оказался тесен для планов чукотских руководителей, которые теперь хотели работать только с компанией «Планум». Небольшой военный аэропорт, где скромная гостиница выполняла одновременно роль вокзала, требуется превратить в аэрокомплекс международного класса, не меньше. Кроме ремонтных, появился солидный перечень новостроек. Перрон, МС, рулежные дорожки, новое покрытие на части ИВПП, аэровокзал, инфраструктура вокруг аэропорта и т. д., включая улицы и мосты Анадыря, строятся заново или реконструируются. Партнеров В. Газивода и его помощники выбирали тоже таких, кто не подведет. Известная югославская фирма Cyvas занялась строительством аэровокзала. Фирма «Олстронг Техно Лимитед» построила и выполнила ремонт объектов АТБ, гаражей и др. Российский концерн «Марс» участвовал в монтаже светосигнального оборудования по 2-й категории, объектов УВД, энергетики, связи, метеосистемы. Дел на Чукотке оказалось на годы вперед. Альянс возник, потому что «Планум» и инвестор одинаково понимают, как должен эффективно действовать бизнес: без бюрократической волокиты, с максимальным доверием друг к другу, абсолютно честно и корректно в денежных расчетах и выполнении условий контракта.

Название «Планум» уже стало брэндом. В перечне завершенных проектов более 50 построенных и реконструированных аэропортов в России, Европе, Азии и Африке. Такого послужного списка не имеет ни одна европейская фирма. Если есть срочное и важное дело, обращаются к югославской компании как к универсальному и безупречному исполнителю заказа любой степени сложности. Так произошло и недавно, когда руководство петербургского аэропорта «Пулково» приняло решение реконструировать ВПП-2 в преддверии встречи большой «восьмерки» — глав ведущих государств мира. Ответственность задания соответствует рангу строительной фирмы. Ведь «Планум» знают и в правительстве России, тем более в руководстве гражданской и военной авиацией.

В. Газивода вспоминал в качестве примера нестандартных проектов о сооружении в разных странах ряда военных объектов с надземной и подземной частями. Одна из таких баз стоимостью 4 млрд. долл. представляла собой автономный комплекс, который мог выдержать прямое попадание атомной бомбы, в его недрах гарнизон способен был прожить под землей год, не показываясь на поверхность. Таково качество строительства.

«Планум Кипр» стремится осваивать и другие территории бывшего СССР. Велимир Газивода побывал в Казахстане, где проектируется реконструкция Алма-Атинского аэропорта, был тепло принят в министерстве транспорта, получил приглашения участвовать в тендерах. Казахстанское руководство, президент Н. Назарбаев говорят о готовности вкладывать инвестиции в дорожное строительство и аэродромостроение.

— Будем развиваться, — делает вывод Велимир. — Сейчас наша компания имеет силы, людей, технику, чтобы одновременно работать на пяти объектах. На будущий год такая мобильность будет особенно необходима: в российском бюджете резко увеличивается объем финансирования строительства аэропортов. Для России, где пространства бескрайни, развивать авиасообщение жизненно необходимо. Ну а «Планум» в этом поможет.

Автор: Виктор Малков
Дата: 22.08.2005
«Федеральный строительный рынок» № 42
Рубрика: ***




«« назад