Публикации »

Николай КОСТИН: «Альтернативымуниципальному управлению в сфере ЖКХ нет»

Жилищно-коммунальное хозяйство не должно подстегивать инфляцию. Для того чтобы реализовать это предложение Президента, Министерство экономического развития выступило с инициативой передать функции установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги от местных властей федеральным органам. Фактически, большая часть тарифов и так формируется федеральным центром: тарифы на услуги естественных монополий — РАО «ЕЭС России», «Газпром».

В случае, если центр будет определять еще и стоимость услуг на содержание и текущий ремонт жилья, велика вероятность того, что отрасль опять, как и десять-пятнадцать лет назад, окажется заложником политической конъюнктуры. Административное ограничение роста тарифов должно будет или сопровождаться массированными государственными вливаниями в «коммуналку» (чем не подходящая задача для «стабфонда»?) или поставит ее на грань коллапса — запас прочности сетей, жилищного фонда за пятнадцать лет отсутствия инвестиций практически исчерпан. Кроме того, привлекательность сферы жилищно-коммунального хозяйства для инвесторов в условиях нерыночного регулирования заметно снижается.

В таких условиях, по мнению начальника муниципального учреждения «ГЖУ — Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска» Николая КОСТИНА, альтернативы муниципальному управлению в сфере ЖКХ не существует. По его мнению, при нынешнем состоянии коммунального хозяйства это единственный вариант сохранения работоспособности городской инфраструктуры.

— Николай Николаевич, в настоящее время ГЖУ Ижевска является, по сути, единственной управляющей компанией в ЖКХ удмуртской столицы. В ближайшее время в этом секторе у вас должны появиться конкуренты, как вы к этой перспективе относитесь, какова будет ваша стратегия?

— А кто сказал, что конкуренты обязательно должны появиться? Вот это «должны» у нас превращается в проблему. То есть все Жилищный кодекс поняли так, что «должны». Во что бы это ни стало, как угодно — но обязательно «должны». В экономике в таком разрезе вопросы не рассматривают. Экономические законы, они хотя и переплетаются с политическими, но действуют независимо.

Почему я на это обращаю внимание? Потому что в связи с выходом жилищного кодекса часто говорят, что мы должны что-то делать. А я считаю, что вовсе необязательно делать то, что идет во вред. Процесс должен развиваться естественным образом.

После выхода Жилищного кодекса именно наши специалисты разработали целый пакет документов для городской администрации. Это порядок проведения собраний, оповещения, повестка, протоколы и т. д. — все в рамках нового Жилищного кодекса. Это у нас в ГЖУ было сделано. Кроме того, издали и распространили специальную брошюру с разъяснениями основных положений нового Жилищного кодекса, порядка формирования тарифов. Брошюру, а это уже второе такое издание, доставили в каждую квартиру. То есть мы содействуем сегодня развитию рынка ЖКХ, его становлению в рамках Жилищного кодекса. Именно потому, что мы как муниципальное учреждение работаем не за прибыль, а за ответственность. А говорить о том, что мы монопольно управляем ЖКХ и никому ничего не хотим отдавать неправильно. На этот счет Арбитражный суд Удмуртской Республики еще в 2003 г. признал, что ГЖУ не является монополистом в сфере управления ЖКХ города Ижевска.

— Тем не менее вы допускаете, что у вас появятся конкуренты в ближайшее время?

— Теоретически — да. Закон это не запрещает. Никто не собирается им противостоять, никто не собирается препятствовать. У нас более 3000 домов в муниципальном жилищном фонде, и если собственники какого-то дома примут решение о том, что им нужна другая управляющая компания, а городская администрация примет соответствующее решение, то никаких проблем.

Ведь уже довольно давно существует такая проформа управляющей компаний, как товарищество собственников жилья (ТСЖ), и многие из них работают по договору с нами. Более того, с принятием Жилищного кодекса именно ГЖУ инициировало процесс создания ТСЖ. В структуре компании есть специалист, занимающийся вопросами создания ТСЖ. Мы проводим со всеми желающими разъяснительную работу, семинары и «круглые столы», консультируем.

Работа с ТСЖ для нас даже выгодней и интересней. Потому что если в доме есть ТСЖ — значит, есть собственник, есть хозяин. Мы каждый год к началу отопительного сезона примерно два вагона стекла расходуем для того, чтобы застеклить окна в подъездах. В домах, где созданы ТСЖ, такого практически нет. У них, как правило, есть консьерж, в подъезде чисто. Мы оказываем им практическую помощь в чем-то — например, провести строительно-ремонтные работы, подготовить проект, чтобы определить место для консьержа в существующей архитектуре дома. Когда дома строились — этого не было предусмотрено.

Кстати сказать, когда мы проводили собрания, то столкнулись с пассивностью собственников. Не желает население брать на себя ответственность за управление своим домом.

— Но вы разъясняете преимущества муниципальной управляющей компании?

— Нам самим за себя агитировать интереса нет никакого. Повторюсь, мы работаем за ответственность, а не ради прибыли. У нас самого понятия «прибыль» нет, поскольку все деньги целевые. В ГЖУ есть одна проблема —недофинансирование бюджетами всех уровней и недобор средств с населения. Несмотря на то, что с 2001 г. мы подняли собираемость платежей с населения с 93% до 98,5% в 2004 г., просроченная задолженность со стороны населения превышает 250 млн. руб. Это серьезные средства.

Что касается конкуренции со стороны коммерческих организаций с сфере управления, то, повторюсь, теоретически она возможна. Практически — если придет и начнет работать какая-то коммерческая организация, то все должны будут расплачиваться вовремя — население, бюджеты всех уровней. Ведь нужно заплатить за тепло, за воду, электричество. Как в магазине — деньги заплатил, продукт получил. А если с тобой не рассчитались твои клиенты, то из чего платить поставщикам?

— А как вы решаете эту проблему?

— Как мы живем в этих условиях? Дело в том, что все имущество — примерно на 16 млрд. руб. ГЖУ имеет в оперативном управлении, и раз это оперативное управление, мы не платим налог на имущество. Поскольку у нас все деньги целевые, у нас нет прибыли, и, соответственно, мы не платим налог на прибыль. Нас нельзя обанкротить, поскольку это имущество не наше и его нельзя включить в конкурсную массу. И мы не платим налог на добавленную стоимость.

И на кого ляжет налоговая нагрузка при выборе частной управляющей компании? Если заглянуть в историю введения в действие Жилищного кодекса, то в экономическом обосновании всего одна строчка — «средств на введение Жилищного кодекса со стороны государства не требуется». Другими словами, все перекладывается на плечи граждан. И вот эти налоги, о которых мы говорим, они тоже лягут на плечи населения, если это будет другая форма управления. А на эти плечи накладывать больше нечего — они едва справляются с существующими тарифами.

— Но если у населения нет денег, у бюджета нет денег, у ГЖУ нет денег, может быть, возможны какие-то варианты сотрудничества с бизнесом, с частными инвесторами — больше средства все равно взять негде?

— Мы и сотрудничаем с частными предприятиями. Причем начали развивать этот процесс задолго до появления Жилищного кодекса. Среди подрядных и обслуживающих организаций осталось всего два муниципальных предприятия — остальные частные. Контракты на обслуживание заключаются на конкурсной основе. Организации, попавшие на рынок обслуживания жилья, стремятся остаться в нем. Потому что мы установили четкие правила, этот бизнес предсказуем и позволяет планировать деятельность на годы вперед.

Конечно, многие желают «побизнесовать» и в сфере управления коммунальным хозяйством. Но в чем заключается обычно суть такого бизнеса? Она откровенно проста и дерзка — все хотят собрать средства с населения. А что будет дальше, об этом мало кто задумывается. Взять, к примеру, деятельность тепловой компании. Бизнес в этой сфере основывается на тарифной политике. Купил тепло, провел по своим сетям, и выдал его с какой дельтой к тарифу с тем, чтобы получить прибыль. А если у нас износ сетей — от 50 до 70 %, то есть сетей на 70 % не существует, то никакой дельты не хватит, чтобы все это восстановить.

— Получается, что нет выхода?

— Выход есть всегда. Но для нас реальным представляется единственный вариант, по которому мы работаем. Структура ГЖУ разрабатывалась с привлечением специалистов Института города. Аналогичную нашему ГЖУ структуру комплексного управления жилищно-коммунальным хозяйством будут внедрять, пока в порядке эксперимента, в Центральном округе Москвы. А на недавней выставке на стенде одного из наших соседей по Поволжью я увидел фактически нашу схему управления муниципальным жилищным фондом. Только они это подавали как новинку. А Ижевск по этой схеме уже восемь лет живет.

МУ «Городское жилищное управление — Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска»
426034 Республика Удмуртия, Ижевск, ул. Удмуртская, 245
Тел. (3412) 46-33-52
E-mail: press@gzu2.udm.ru

Автор: по материалам редакции
Дата: 16.11.2005
«Федеральный строительный рынок» № 45
Рубрика: ***




«« назад