Большое событие небольшого города
13 октября 2005 г. в городе Костомукше Республики Карелия состоялось событие, значимое не только по республиканским, но — при некотором анализе ситуации — и по российским, а также международным меркам: торжественное открытие третьей очереди завода «Кархакос» — подразделения международного концерна PKC Group. Хотя вряд ли этот факт приведет к росту мировых биржевых цен или к изменению климата, это событие оказалось достаточно значимым, чтобы обсуждаться на встрече главы Республики Карелия С. Л. Катанандова и Президента РФ В. В. Путина. Основная причина в том, что «Кархакос», завод по изготовлению электрических жгутов для производства большегрузных автомобилей, — один из первых проектов прямого инвестирования в экономику Республики Карелия. Сейчас он уже не единственный — в регионе, не без участия западных инвесторов, активно развиваются целлюлозно-бумажная промышленность, добыча нерудных материалов, деревообработка. С полным развитием третьей очереди завода число рабочих мест на предприятии планируется нарастить до 1,5 тыс. человек. И, что особенно важно, эти рабочие места — преимущественно для женщин собственно, по словам С. Л. Катанандова, именно этот факт приятно удивил Президента РФ: «Кархакос» стал одним из пунктов доклада главы Карелии. Костомукша родилась и росла одновременно с «Карельском окатышем», заводом по добыче и обогащению железной руды. Сегодня этот работодатель, входящий в состав группы «Северсталь», оказался бы полным монополистом по обеспечению занятости в городе. Любая кризисная ситуация с перспективой локаута или недовыплат в таких ситуациях повергает трудоустроенное население в шок. Поэтому весьма значимым фактором экономической стратегии для территорий становится диверсификация экономики с целью создания новых рабочих мест. Наиболее действенный инструмент этого процесса — создание реальных условий для привлечения инвестиций. Об итогах строительства третьей очереди предприятия рассказывает генеральный директор «Кархакоса» Евгений Иванович ДЕНИСОВ. — Завтрашним праздником мы подводим итог пятилетнего развития нашего предприятия. В октябре 2000 г. на площадке под первую очередь завода упало первое дерево. За пять лет мы завершили строительство и провели пуск трех очередей. Суммарная площадь производственных площадей сегодня составляет более 20 тыс. кв. м, есть также складские и административно-бытовые корпуса. Площадь первой очереди составила 4 тыс. кв. м, второй —немного больше 8 тыс. кв. м, третьей —примерно 10 тыс. кв. м. — Пуск третьей очереди — это лишь количественное или еще и качественное развитие производства? — Пуск третьей очереди — это развитие наших производственных технологий. Мы установили новые станки для нарезки проводов — первые серийные образцы такого оборудования были изготовлены лишь в 2004 г. На данный момент это самые совершенные машины этого класса не только в России, но и в мире. Сегодня мы установили 20 таких станков и ожидаем еще 15. Таким образом, наш станочный парк позволит осуществлять нам все работы по подготовке проводов самостоятельно. На территории третьей очереди развивается одно из наиболее перспективных для нашей работы направлений — производство моторных жгутов, которые обеспечивают работоспособность силовых установок большегрузных автомобилей. Сегодня на этом участке занято до 300 сотрудниц, и мы планируем дорастить численность до 500 — таким образом, суммарно численность персонала на «Кархакосе» составит до 1,5 тыс. чел. Кроме поставок моторных жгутов на европейские заводы Volvo, Sisu, Renault и американский Mack, ожидаем, что скоро начнутся поставки нашей продукции на германский Magirus. Пространство с левой стороны третьей очереди пока свободно, но скоро там будет установлена линия по производству защитных полихлорвиниловых трубок — в них помещаются жгуты проводов. Сегодня мы ввозим эти изделия из-за границы, то есть фактически везем воздух: контейнер забит полностью, а весит не более 2–3 т. Чтобы отказаться от ненужных перевозок, такие трубки будем производить на месте — приобретена современная немецкая линия. Попытаемся наладить работу на гранулах российского производства, если это устроит заказчика. Также в эксплуатацию принято складское помещение — благодаря этому, мы упорядочили хранение оборудования и приходящих материалов. Без хорошего склада такое производство, как «Кархакос», не могло бы функционировать полноценно — теперь у нас есть место для того, чтобы при всех предстоящих объемах производства все необходимые компоненты были в порядке. — Вероятно, многие уже спросили: а что будет после третьей очереди? — Пока наши инвесторы, и мы сами, хотели бы осмотреться, определить новые точки роста. Дело в том, что производство и строительство совмещать очень трудно — немногие знают, какой кровью достигается развитие предприятия в таких условиях. На предприятии много ценного оборудования, комплектующих. Но когда на производстве все время находятся посторонние, уследить за порядком очень трудно. Как только стройка будет завершена, я смогу навести такой порядок, что даже заяц не сможет пробежать у забора незамеченным. — Евгений Иванович, а насколько «выросли» технологически, психологически строители, возведя уже третью очередь предприятия? — Я часто повторяю, что первая очередь была для подрядчиков — компаний «Теком» и «Теком-Проф» — трамплином. Оттолкнувшись от него, они начали целеустремленное поступательное движение. Мы видели, как от очереди к очереди росли и темпы, и культура строительно-монтажных работ. В соответствии с законами диалектики, на второй очереди строители отработали лучше, чем на первой, а на третьей — лучше, чем на второй. Причем численный состав на строительстве третьей очереди был таким же, как на первой, а сроки проведения работ — более жесткими. Думаю, нашим подрядчикам и лично генеральному директору компании «Теком-Проф» Анатолию Николаевичу Чечневу было очень нелегко, и сейчас у них есть возможность временно отдохнуть. Правда, не знаю, воспользуются ли они этой возможностью — сегодня, благодаря нашему успешно выполненному контракту, они начали работать с предприятием Kvaerner, которое проектирует и строит объекты энергетики во всем мире. Работают они и с компанией Swedwood, которая развивает в Костомукше производство мебельных заготовок для IKEA. Насколько мне известно, сейчас готовится группа высококвалифицированных сварщиков для ведения монтажных работ на ответственных объектах. — А довольны ли европейские инвесторы? — Небольшой упрек в адрес строителей у них есть — по объективным причинам на некоторое время была задержана сдача административно-бытового корпуса. Но мы, «чиновники» и «белые воротнички», нашли возможность перетерпеть: главное, что вовремя были сданы все производственные площади и пущено оборудование. Инвесторы во главу угла ставят именно развитие производства, с тем чтобы вложенные средства начинали отдачу как можно раньше. — Если речь в перспективе все же пойдет о значимом количественном развитии предприятия, смогут ли Костомукша и прилегающие поселки обеспечить «Кархакос» рабочей силой? — Я уже неоднократно докладывал финским коллегам о том, что в этой ситуации нам надо будет начать строительство жилья. Дело в том, что «золотую середину» — работниц от 35 до 45 лет, которых не обременяет ни образование, ни маленькие дети, — мы уже выбрали. В этом возрасте женщины уже понимают, как зарабатывается кусок хлеба, они имеют достаточный опыт работы. Но повторяю, эти работницы уже практически исчерпаны. Сегодня на производство приходит молодежь, а молодым свойственна та же «болезнь», что их сверстникам в Европе, — это нежелание работать руками. Сейчас молодые стремятся к творчеству, к работе на ЭВМ. Однако в автомобильном производстве сохраняется именно большая доля ручного труда. Кроме того, мы предъявляем жесткие требования по дисциплине труда, усидчивости, умению работать в коллективе. Молодому поколению трудно встроиться в эти рамки. Как следствие, возникает «текучка» —последнее время она достигает 25–30 % в год. Эту ситуацию мы считаем нормальной, потому что специально набираем людей с избытком. — «Текучка» развивается по вашей инициативе или по инициативе работниц? — И так, и так. Многие женщины, попав к нам, понимают, что «сели не в тот вагон». Многие просто покидают город, перебираясь на более населенные территории. Но часто предлагаем расстаться и мы сами — буквально вчера пришлось провести неприятный разговор с молодой работницей, которую привел мастер. Предложил уволиться, однако она попросила дать возможность реабилитироваться. Предупредил, что если будет еще одна докладная, расстанемся: директор — инстанция последняя. — Тем не менее пока наши работники выигрывают в «международном конкурсе» труда… — Не сказал бы, что есть повод для полного спокойствия. Мы посетили предприятие PKC в Бразилии: оно создано в городе с населением в 2,5 млн. чел.и с 15 % уровнем безработицы. Пред-ставляете, как там дышит друг другу в затылок очередь из работников, желающих устроиться на такое производство? И уровень работы, дисциплины труда, личной ответственности на том предприятии намного выше, чем пока у нас. Выше и производительность труда. Раньше я думал, что в Бразилии только умеют плясать на карнавалах. Но думаю, что бразильцы с завода PKC заслуживают за свою работу не трех дней, а трех месяцев непрерывного карнавала. Кроме того, поражает уровень моральной мотивации персонала. Думаете, вымпелы, грамоты, субботники изобрели в СССР? Оказывается, это уже лет сто или больше применяется на западе. Рукопожатие главы производ-ства — событие. Каждую неделю проводится общее собрание, объявляется лучшая бригада. Премия — бесплатный праздничный обед. И еще: на заводе, который я посетил, нет ни одной убор-щицы — все следят за порядком в рамках служебных обязанностей, а периодически «на общественных началах» проводят субботники по благоустройству территорий. А рабочий день — 9,5 часов. Но наш коллектив тоже активно работает над повышением культуры производства. Буквально на днях мы прошли очень жесткий аудит компании Renault, представитель которой Жан Мари отметил высокий уровень культуры производства и положительные тенденции в росте. Вообще аудиторские проверки со стороны наших заказчиков проходят регулярно. С 12 по 13 октября мы прошли аудиторскую проверку компании Volvo и впервые за 12 лет работы получили высший из возможных статус поставщика класса «А». — Как внедряется нематериальная мотивация в практику вашей работы? — Мы почерпнули многое — как из российского прошлого, так и из опыта западных коллег. Это соревнования между бригадами, по итогам которого победители получают чаепитие с тортом. Обращаем внимание на социальные вопросы — оплачиваем до 60 % питания. Вводится столовая на 150 посадочных мест. Так как работа у нас малоподвижная, мы арендуем 3 спортивных зала в городе, чтобы работницы могли позаниматься гимнастикой после работы. На месте старой столовой будет создан оздоровительный центр, туда уже заказаны массажные приспособления. Это превентивные меры против болезней, которые могут развиться при невнимании к здоровью. Также мы единственное предприятие в городе, которое имеет две спортивные команды по мини-футболу — и в этом году именно одна из них выиграла Суперкубок Костомукши. Также, в качестве поощрения, каждый бизнес-блок периодически выезжает за границу — это деловые поездки для обмена опытом, которые сопряжены с активным отдыхом. В прошлом году работники второго бизнес-блока выезжали в Финляндию и параллельно с обучением осваивали зимние виды спорта. Такие моменты повышают корпоративный дух. — Что пожелаете строителям, проектировщикам, коллективу? — В первую очередь скажу слова благодарности заказчикам, размещающим у нас заказы. Мы расширяемся благодаря кредиту доверия и отрабатываем этот кредит неустанным трудом. Вторая благодарность нашему концерну, который инвестирует средства в производство на территории России — и вторая, и третья очереди построены полностью на зарубежные инвестиции. Благодарность проектировщикам, петербургской компании «ЕТС», институту «Карелпроект» и финским проектировщикам, потому что наши мысли они смогли воплотить в конкретные чертежи. И еще больше добрых слов заслуживают строители, которые воплотили эти чертежи в конструкции. А пожелание коллективу — это плодотворно, не снижая качества, без времени на раскачку осваивать производственные мощности. Затраченные на строительство деньги должны отрабатываться увеличением объемов заказа.
Автор: по материалам редакции Дата: 16.11.2005 «Федеральный строительный рынок» № 45 Рубрика: *** |